logo
Социальная педагогика 1-20

16 Признаков тоталитарных сект

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:

  1. В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.

  2. Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.

  3. Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

В результате:

  1. Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это – пойдем сейчас с нами в наш центр».

Тебе говорят, что

  1. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

  2. Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

  3. Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.

  4. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

  5. Группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя

  6. Ты должен стать членом группы.

В результате:

  1. Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

  2. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

  3. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

  4. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.

  5. Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

  6. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.

Запомни 16 признаков тоталитарных сект – и будь осторожен!

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮМОЛОДЕЖИ В ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ

1 личности шизотимического склада;

2. личности параноидального склада;

3. люди истеровдного типа;

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ В ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТАХ

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на:

Контроль информации осуществляется посредством:

Контроль эмоций осуществляется посредством:

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФАКТОРЫ РИСКА,

СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ОРГАНИЗАЦИИ,

ПРАКТИКУЮЩИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ

  1. Авторитарный тип.

Каждый человек в такой семье занимает определенное, часто «бессменное» место. Глава семьи распологается выше всех, а от него нисходит цепочка подчиненных друг другу членов семьи. дети, как правило, оказываются в самом низу и, следовательно, наибольшей мере испытывают давление. Их активность ограничивается разного рода запретами (на собственное мнение, на «неположенные» увлечения, на друзей и пр.) или какой-либо приметивной ролью (уборщицы, кухарки, сиделки и т.д.). Естественно возникающий в таких случаях протест подавляется внешней властью, порой с применением силы и оскорблений. до определенного времени ребенок вынужден мириться с таким положением, однако рано или поздно конфликт выходит на поверхность в той или иной форме.

  1. Манипулятивный тип

При этом типе семейных взаимоотношений реализуется концепция «условного принятия», когда родители демонстрируют любовь к своим детям лишь в том случае, если те играют для них роли (заботливого сына, прилежного ученика, хозяйственной дочери и т.п.) В таких семьях власть родителей не носит агрессивного характера, превращаясь в скрытые и часто неосознаваемые манипуляции, которые прекрасно действуют довольно длительное время, побуждая детей отказывать себе в желаниях, противоречащих родительским установкам. Когда же внутренний конфликт становится невыносимым, возникает угроза срыва.

Основные приемы, позволяющие руководителям сект весьма эффективно удерживать своих последователей

  1. Создание особой социальной реальности.

Достигается как благодаря устранению всех источников информации, кроме предоставляемых сектой, вскрытию личной почты последователей культов без их ведома и согласия и т.д., так и путем изолирования или максимального отделения от внешнего мира той территории, которую занимает организация.

  1. Создание общности последователей культа.

Ключевым фактором здесь является разделение людей на «избранных», «спасенных» членов псевдорелигиозной группы и «нечестивцев» из внешнего мира

  1. Связывание человека обязательствами.

Люди часто склонны считать неприемлемым нарушение обязательств, взятых на себя добровольно и, главное публично. Многие организации культового характера добиваются гарантированного повиновения своих членов благодаря применению феномена, известного как «нога в дверях», в соответствии с которым люди, соглашающиеся сначала на необременительные просьбы, позднее уступают более серьезным требованиям.

  1. Создание привлекательного образа главы секты.

Одной из характерных черт организации культовой направленности является создание имиджа лидера (основателя) как человека, наделенного сверхъестественными или божественными чертами и в то же время доброго, мудрого, всезнающего учителя и даже отца своих последователей.

5. Использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.

Данная тактика, помимо приобретения новых членов, выгодна доя руководителей секты еще и тем, что она позволяет гарантировать постоянную занятость членов культов самоубеждением. Сама специфика проповеди требует, чтобы член группы постоянно заново формулировал перед множеством разных людей преимущества пребывания в секте. Отыскивая аргументы дая убеждения других, последователи культа в то же аремя убеждают и самих себя.

6. Недопущ ение возникновения и обдумывания «нежелательных» идей.

Чтобы побудить новичков к некритическому восприятию всех положений культовой доктрины, может использоваться целенаправленное лишение человека пищи, питья и сна под предлогом необходимости этого для духовного совершенствования. Также для этих целей могут использоваться монотонное скандирование и пение, достижение крайнего физического переутомления, медитации и т. д.

7. Фиксация мыслей приверженцев культа на достижении недоступного идеала

В стремлении постоянно поддерживать мотивацию рядовых членов секты к принадлежности ей лидеры, как правило, постоянно обращают внимание своих последователей на возможность достижения ими различных духовных и или материальных благ как итоговой цели их деятельности, Подразумевается, что обычному человеку обрести эти блага, либо крайне сложно, либо, что чаще всего, просто невозможно.

Три стадий достижения контроля над сознанием (но С. Хзссену)

1 Процесс разрушения личности

а) дезорнеитация/замешахельство;

б) сенсорная депрявация иМли сенсорная перегрузка;

в) физиологические манипуляция:

г) применение траясовых техник:

д) сомнение в собственной идентичности;

е) негативная переоценка человеком своего прошлого (внушение фальшивых негативных и забвение положительных воспоминаний).

2. Процесс идеологической, обработки

а) пошаговое создание и навязывание новой «идентичности» как формально (в ходе индоктринации), так и неформально со стороны других членов труппы, путем изучения выпускаемой сектой литературы и аудио- и видео- продукции;

б) использование техник изменения поведения:

в) мистическая манипуляция, т.е. использование обмана руководителями группы в виде внешне спонтанных и «сверхъестественных» событий;

г) использование трансовых техник в процессе дальнейшего «самосовершенствования» (тех жег что применялись на предыдущем этапе);

д) использование данных, полученных благодаря личным признаниям, исповедям, индивидуальным занятиям в групповой деятельности для более тонкой обработки без информированного согласия человека.

3. Процесс укрепления новой личности

а) укрепление новой личности при одновременном избавлении от старой:

б) изменение внешнего вида и норм поведения в соответствии с правилами секты;

в) углубленные занятия по индоктринации.

Деструктивность влияния секты на личность проявляется в следующем:

1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания.

2. В формах влияния, которые используются в культе, в манипулировании и в обмане.

1 В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей.

Чаще всею задействованы:

• механизм группового давления ради безоговорочного принятия человеком мнения группы («групповая внушаемость»);

♦ система лидерства (фигура лидера часто имеет харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер).

Особенности группового мышления:

1) сплоченность членов секты не спонтанна, а спланирована и манипулятивно реализуется руководителями культа Харизматический лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая является «группой принятия решений. Стремление к принадлежности к группе поддерживается с-помощью суровых испытаний верности приверженцев культа с использованием приемов «кнута и пряника»,

2) деиндивидуализация. как результат стремления к однородности. Люди теряют старые модели поведения и принимают новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются,

3) спонтанные стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») имеют целью жесткий социальный контроль, для которого в качестве инструмента - используются чувства вины, страха, стыда за свое прошлое.

4) полное, восторженное принятие доктрины культа; критика решений элиты исключается, требуется обожание самой доктрины, и ее проводников. С доктриной мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать.