6.Роль этноса в социализации детей и подростков. Имплицитные концепции личности и воспитания, их влияние на социально-контролируемую социализацию.
Страна – феномен географически-культурный. Обычно территория, на которой расположена какая-либо страна, выделяется по географическому положению, климатическим условиям и имеет свои четкие границы. Страна может иметь полный или ограниченный суверенитет, иногда она находится под властью другой страны.
Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.
Геоклиматические условия, т. е. климат, рельеф, влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней, наконец на становление этнических особенностей ее жителей.
Являясь своеобразными рамками социализации, природно-климатические условия не играют в ней главной роли, а лишь определяют своеобразные особенности процесса социализации, тесно связываясь с другими факторами. Но все же как объективные условия страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство.
Этнос (или нация) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).
Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.
Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. В течение многих веков различные нации формировались и развивались на своей этнической территории.
Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека.
В повседневной жизни более значительную роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современном мире национальная принадлежность человека в большой мере определяется языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком.
Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать.
Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее выраженные различия.
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом.
Менталитет этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира и на когнитивном, аффективном, и на прагматическом уровнях. Следовательно, менталитет проявляется и в свойственных представителям данного этноса способах действовать в окружающей среде.
Менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни.
Менталитет этноса очень выпукло проявляется в сфере межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. Немаловажную роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.
Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.
Имплицитные (т. е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности можно найти в любом этносе. Есть общие представления и понятия, несущие в себе ответы на такие вопросы: каковы природа и возможности человека, чем он является, может и должен быть, и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).
Менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Только они способны определять, чего взрослые могут добиться и получить от детей и как они это делают, т. е. включают в свое содержание взаимодействие старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
От имплицитных концепций личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих.
- История развития социальной педагогики в России.
- Социальная педагогика в системе наук о человеке. Предмет, объект социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики.
- Общая характеристика процесса социализации детей и подростков. Показатели уровня социального развития детей и подростков (адаптация, индивидуализация, социальная активность).
- 4. Этапы социализации (по Петровскому).
- 5.Факторы социализации. Особенности их влияния на адаптацию и интеграцию человека в обществе (опосредованное или непосредственное, стихийное или целенаправленной влияние, позитивное или негативное).
- 6.Роль этноса в социализации детей и подростков. Имплицитные концепции личности и воспитания, их влияние на социально-контролируемую социализацию.
- Государство как фактор стихийной и социально-контролируемой социализации. Государство как фактор социализации
- Государственная политика в сфере воспитания
- Влияние региональных особенностей на социализацию детей и подростков. Региональная система социального воспитания. Регион – мезофактор социализации
- Региональная политика в сфере воспитания
- Тип поселения и его влияние на социализацию детей и подростков. Муниципальная система социального воспитания. Своеобразие сельского образа жизни
- Особенности городского образа жизни
- Влияние городского образа жизни на социализацию
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
- Семья в социальном становлении ребенка. Семья как социальная группа
- Семейное воспитание
- Семья и соседское окружение как территория социализации
- Влияние субкультуры на социализацию подростков. Классификация неформальных молодежных объединений. Проблема вхождения подростка в неформальное объединение.
- Институты религиозного воспитания. Социализирующие функции религиозных организаций. Социально-педагогическая деятельность в религиозных конфессиях.
- Профилактика вовлечения подростков в деструктивные религиозные объединения.
- 16 Признаков тоталитарных сект
- Воспитание как социально-контролируемая социализация. Сущность социального воспитания. Задачи социального воспитания. Принципы социального воспитания.
- Воспитание как социальный институт
- Типы и функции воспитания
- Институты социального воспитания.
- Функции социальных институтов
- Содержание социального воспитания в воспитательных организациях. Социализирующее влияние воспитательных организаций
- Организация социального опыта
- Образования
- Организация социального опыта воспитанников
- III. Индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
- Содействие ребенку в решении проблем:
- Создание «ситуации успеха».
- Стимулирование готовности к самосовершенствованию.
- 18.Стимулирование самодеятельности в воспитательных организациях.
- Социализирующее влияние воспитательных организаций
- 19.Оказание индивидуальной помощи в воспитательных организациях.