logo
Социальная педагогика 1-20

19.Оказание индивидуальной помощи в воспитательных организациях.

 

Благоприятные условия быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов создают предпосылки для эффективной индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. (О тех и о других речь шла в главе 3.) Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач - естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические, а также источники опасностей - семья, общество сверстников, воспитательные организации.

В соответствии в выделенными тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать норме возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности - фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

В детстве, отрочестве, юности наиболее типичными и серьезными источниками опасности для ребенка, подростка, юноши можно считать семью, общество сверстников, воспитательные организации. Возможное или реальное столкновение с различными опасностями может породить многочисленные проблемы, часть которых могут быть в какой-то мере решены в случае оказания индивидуальной помощи человеку педагогами.

Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них (либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо стиля отношения к детям); агрессивность к родителям и (или) окружающим; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к родителям или способов компенсации и самоутверждения.

Общество сверстников благодаря исходящим от него опасностям может породить проблемы, частично аналогичные тем, о которых шла речь выше, а также ряд специфических проблем: просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников, противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения группой сверстников при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества; сексуального и иных видов насилия. (Часть этих проблем может порождаться у ребенка, подростка, юноши как следствие контактов с антисоциальными или криминальными взрослыми.)

Воспитательные организации как социально-психологические группы сверстников скрывают в себе соответствующие опасности и порождают у детей, подростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям, как таковым, свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрессивного (избегающего) поведения по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностных конфликтов, порождаемых неуспехами в значимой для человека или для значимых лиц сферах жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого самоуважения, неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.

Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку может быть оказана индивидуальная помощь в воспитательных организациях, во-первых, неполон, а во-вторых, содержательно эти проблемы имеют половозрастную специфику. И то и другое изучено недостаточно, особенно половозрастная специфика.

Особенно плохо разработана методика оказания индивидуальной помощи. Фактически пока можно назвать лишь самые общие способы этой работы:

индивидуальные и групповые беседы,

создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций;

работа со значимыми лицами;

переориентация индивидуальных и групповых интересов;

тренинги и ролевые игры;

рекомендация для чтения специальной литературы;

привлечение специалистов-психологов и некоторые другие.

Индивидуальная помощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.

Возрастной подход в воспитании. Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное создание условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом.

Возрастной подход в воспитательной организации должен строиться так, чтобы создать условия для эффективного решения возрастных задач. (Кроме того, в русле индивидуального подхода на базе возрастного должна оказываться помощь в их решении конкретному человеку.)

Для решения естественно-культурных задач в рамках возрастного подхода необходимо разрабатывать оптимальный режим кормления и ухода за человеком на каждом возрастном этапе; систему физического и сенсорно-моторного развития, мер компенсации и реабилитации дефицитов и дефектов процесса созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); стимулировать осознание ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методы; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном этапе, позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные эталоны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности, учитывая этнокультурные традиции.

Роль воспитательных организаций наиболее велика в решении социально-культурных задач, ибо фактически общество и государство требуют от системы социального воспитания в первую очередь и главным образом формирования гражданина, отвечающего социальному и государственному заказам, т.е. человека - семьянина, труженика, потребителя и т. д. Выполняя эти заказы, в рамках возрастного подхода определяются знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения социально-культурных задач на каждом возрастном этапе, разрабатываются формы и методы приобщения к ним, формирования отношений личности к себе и с собой, к миру и с миром в процессе организации жизнедеятельности различных воспитательных организаций.

Помощь личности в решении социально-психологических задач может быть оказана, если в соответствии с ее возрастными возможностями и особенностями педагоги целенаправленно развивают рефлексию и саморегуляцию личности, создают условия для адекватного самопознания и стимулируют его, а также личностно значимые и социально приемлемые способы самореализации.

Учитывая сензитивные периоды человека, необходимо учить его ставить перед собой цели, адекватные возрастным задачам и личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением временных, объективных и субъективных обстоятельств, обучать навыкам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.

Индивидуальный подход в воспитании. Индивидуальный подход в социальном воспитании - учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.

Индивидуальный подход может применяться для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека. Классическими примерами индивидуального подхода можно считать задания, соответствующие возможностям, интересам и способностям человека; создание ситуаций, помогающих развить его индивидуальные свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего рода «джентльменского» соглашения с окружающими воспитуемого людьми об определенных способах реагирования на его поведение в целях развития или коррекции конкретных индивидуальных проявлений и т.п.

Индивидуальный подход - эффективный способ помощи человеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе необходим каждому человеку как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и благополучному. Это связано с тем, что он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

 

20. Социально-педагогические проблемы современной школы. Задачи школы на современном этапе развития общества. Общая характеристика социально-ориентированной (открытой) школы. Модели социально-ориентированной (открытой) школы. Социально-педагогический комплекс.

В настоящее время школа должна стать ориентированным учебным заведением, активно взаимодействовать с семьей и социума на принципах гуманизма и демократизма, такая школа-открытая.

Основные социально-педагогические проблемы современной школы.

  1. Превращение замкнутой авторитарной школы в открытую социально-педагогическую систему.

  2. Проблема взаимодействия школы, семьи и социума.

  3. Поиск оптимальных концепций воспитания, ориентированных на формирование социально жизнестойкой личности.

  4. Демократизация школы, развитие ученического самоуправления, создание детских и юношеских объединений.

  5. Проблема преодоления социального инфантилизма (социальная незрелость человека), потребительства, социально негативных форм поведения в подростковой среде.

  6. Проблема оказания помощи подросткам в определении жизненных планов, в выборе профессии, в подготовке к будущей семейной жизни, к освоению и реализации гражданских прав и обязанностей.

  7. Проблема осуществления социальной защиты и поддержки учащихся и их семей.

  8. Повышение социально-педагогической и психологической культуры педагогического коллектива школы и родителей.

Функции современной социально-ориентированной школы.

Современная школа должна стать открытой социально-педагогической системой.

Открытая школа – это социально-ориентированное учебное заведение, активно взаимодействующее с семьей и социумом на принципах гуманизма и демократизма.

Функции (на что направлена деятельность) социально-ориентированной школы:

  1. Социально-адаптивная функция предполагает адаптировать школьников к школе, ближайшей среде; обеспечить подготовку к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества; поддержать социальную мобильность личности, открыть жизненные перспективы.

  2. Социально-защитная функция. Обеспечить защиту детям, которым семья и общества не смогли создать нормальные условия жизнедеятельности (дети-инвалиды, сироты, дети, из малообеспеченных семей, многодетных семей, под опекой и др.).

  3. Здоровьесберегающая функция. Укрепление физического и психического здоровья детей.

  4. Культуропреемственная. Приобщение к культуре и национальным традициям общества.

  5. Реабилитационная функция. Школа призвана обеспечить профилактику (первичную и вторичную) отклонений в поведении девиантных детей и подростков (агрессивного, аддиктивного (зависимого), противоправного и т.д.)

Компоненты социально-ориентированной школы.

  1. Содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ со стороны детей, родителей, социума.

  2. Система воспитательной работы школы должна выстраиваться таким образом, чтобы родители и представители социума стали партнерами (школа должна использовать воспитательный материал семьи и среды).

  3. Школьная социально-педагогическая служба (зам.директора по соц.работе. психолог, социальный педагог и др.), которая реализует следующие функции: диагностическая, прогностическая, консультативная, защитная, опекунская, организаторская (организация досуговой деятельности детей).

Модели открытой школы

  1. Адаптивная школа. Её основной целью обеспечение благоприятных условий и полноценной социализации для каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и интересов. Автором такой школы стал коллектив школы-комплекса №109 г.Москвы Е.А. Ямбург.

  2. Валеологическая (оздоровительная) школа. Её цель создание условий гармоничного сочетания обученности, воспитанности и здоровья.

  3. Школа – досуговый центр. Чаще всего такие школы создаются в сельской местности, где культурные центры отдалены и создаются с целью организации свободного времени детей из неблагополучных семей.

  4. Школа-клуб. Образовательное учреждение в основе, которой лежит методика КТД, которая предполагает создание различных творческих групп, кружков, разновозрастных объединений, включающих в себя детей из разных классов и их родителей.

  5. Социально-педагогический комплекс (СПК). Это система, включающая в себя школу, социальные службы, спортивные и культурные учреждения и осуществляющая совместную деятельность по единому плану воспитательной работы и защиты детства.

Структура социально-педагогического комплекса (СПК).

  1. Государственные органы управления образованием.

  2. Учреждения дополнительного образования (центр досуга, детского творчества).

  3. Дошкольные и другие образовательные учреждения.

  4. Клубы по месту жительства

  5. Учреждения культуры

  6. Детские молодежные общественные объединения.

  7. Органы соц.защиты.

  8. Медицинские службы детства.

  9. Спонсорские организации.

  10. УПК.

  11. Попечительские советы.

  12. Семья.