logo search
Курсовая работа (1) (Невмеенко А

Введение

В последнее время все больший авторитет и популярность приобретает такое направление общественной деятельности, как волонтерство. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны, но основной принцип для каждого движения волонтеров, будь то команда из нескольких человек или сложно разветвленная система с представительствами, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны, одной из самых разрушительных за всю историю Европы, группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии, вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Следствием этого беспрецедентного события стало основание старейшей международной волонтерской организации – Service Civil International (SCI), которая послужила примером для создания множества других. А 70 лет спустя, на XI Всемирной конференции волонтерского движения была принята всеобщая декларация добровольчества, провозгласившая волонтерство фундаментом гражданского общества. Цели и задачи волонтерского движения декларация определила как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения.

На сегодняшний день волонтерство приобрело многоаспектный характер. Один из ведущих российских социологов Холостова Е.И. трактует данное понятие следующим образом: «Волонтеры (от англ. volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций».

Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности. Всегда находятся люди, способные на безвозмездных основах оказывать помощь нуждающимся, таким образом влияя на трансформацию современного ему общества. Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать основой крупномасштабного волонтерского движения.

Онтологический статус проблемы участия молодежи в организации поддержки пожилых людей заключается в том, что глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

Волонтерство можно отнести к одному из проявлений молодежной субкультуры. Данное социальное явление предполагает и самовыражение, и выработку гражданской позиции молодого человека.

Интерес к обозначенной проблеме продиктован как теоретическими, так и практическими потребностями: формально не являясь профессиональным уровнем социальной работы, добровольчество выполняет конкретные социальные функции. Это означает, что волонтерская деятельность имеет своей направленностью нравственное воспитание, возрождение в социальной среде общечеловеческих ценностей культуры и нравственности, без которых государство обречено на гибель.

Из рассмотренной литературы в рамках написания данной курсовой работы можно выделить такие правовые источники, как: Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными учреждениями и службами», словари-справочники, учебные пособия по социальной работе, рассматривающие проблемы социальной работы с пожилыми людьми и молодежью, проблему ориентации личности в подростковом возрасте, социализации пожилых людей, организации волонтерской деятельности, теорию и методологию социальной работы.

Вопросам геронтосоциализации и адаптации пожилых людей к окружающим факторам среды посвящено значительное количество научных исследований. Среди них особо выделяются работы Арефьевой Т.К., Минкиной О.В., Шапиро В.Д., Холостовой Е.И., Палунина В.С., Дементьевой Н.Ф., Устиновой Э.В., Щукиной Н.Л., Дмитриева А.В., Елютиной М.Е., которые акцентируют свое внимание на проблематике различных подходов к пониманию роли и места социальных работников в обслуживании пожилых людей, социально-педагогических условиях активизации личности в период геронтогенеза и социально-психологических особенностях адаптации пожилых людей.

Педагогические и психологические основы деятельности детских и молодежных объединений рассматривались Гуровой Р.Г., Иваненковым С.П., Ковровым В.В.; особенности взаимодействия ее участников исследовались Никитиной Л.E., Уманским Л.И.; содержание и методы социального воспитания в общественных объединениях разрабатывались Чистяковой H.A., Захаровым М.Л.; педагогические условия самореализации и саморазвития личности в молодежных объединениях изучались Тучковой Э.Г., Негановой С.А., Калашниковой Н.П., Ковалевым В.И.

Многие ведущие педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только могут помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость определили выбор целей и задач исследования.

Целью курсовой работы является анализ степени вовлеченности и непосредственного участия молодежи в деятельности волонтерских организаций, занимающихся оказанием помощи и поддержки пожилым людям.

Для достижения цели выдвигаются следующие задачи:

- Анализ специфики и особенностей проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми;

- Рассмотрение основных моделей общественной социальной поддержки пожилых людей и организации деятельности волонтеров в этой области;

- Анализ и характеристика волонтерских организаций с участием молодежи в Ярославской области и их опыт в деятельности по оказанию помощи пожилым людям;

- Проведение эмпирического исследования по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры и их корреляция с мнением и характеристикой работы волонтеров со стороны клиентов – пожилых людей.

Объектами курсовой работы являются волонтеры из числа молодых людей, а также пожилые люди, получающие определенную помощь и поддержку со стороны волонтерских организаций.

Предметом курсовой работы стало определение соответствия качества подготовки и отбора волонтеров с интерпретацией данных критериев клиентами волонтерских организаций Ярославской области пожилого возраста.

Перед выполнением курсовой работы нами была выдвинута гипотеза о том, что в волонтерских организациях на территории Ярославской области полностью сформирована система подбора и подготовки волонтеров, учитывающая специфику и особенности работы с людьми пожилого возраста.

При выполнении курсовой работы использовался метод анкетного опроса.

Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в курсовой работе, докладывались на III Международной научно-практической молодежной конференции «Путь в науку», проводившейся в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова с 21 по 26 апреля 2014 года.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.