logo
Курсовая работа (1) (Невмеенко А

3.1. Анализ деятельности волонтерских организаций с участием молодежи, занимающихся помощью и поддержкой пожилых людей в Ярославской области

Люди во всем мире уже осознали важную роль добровольчества. В России в последние годы отмечается рост гражданской социальной активности, формируется сектор некоммерческих негосударственных организаций, ширится благотворительная деятельность, развивается добровольческое движение.

Согласно определению, волонтер (доброволец) − это человек любого возраста, образования, вероисповедания, готовый тратить свое свободное время на выполнение общественной работы за низкую плату или безвозмездно. Волонтерство является школой общения, налаживания контактов, обретения уверенности в себе, приобретения опыта работы в группе. Участие в волонтерском движении позволяет проявить свою социальную активность, самореализоваться и самоутвердиться.

Волонтеры могут участвовать в обследовании социально-бытовых условий пенсионеров, в проведении совместно с психологом групповых занятий пожилых людей, в оказании помощи нуждающимся (покупке и доставке продуктов питания, уборке и ремонте жилых помещений) и т. д.

В Ярославской области существует целый ряд общественных организаций пожилых и для пожилых, деятельность которых дополняет и расширяет работу государственных служб социальной защиты, либо ориентирована на защиту прав людей старших возрастов, улучшение их материального благосостояния, удовлетворение насущных жизненных и социальных потребностей.

Приоритетной формой социальной помощи пожилым в нестационарных условиях является предоставление социально-бытовых услуг на дому. Эта форма обслуживания является самой востребованной и экономически выгодной (ежегодно свыше 1 млн. человек обслуживается этой формой).

Всего в России 1883 Центра социального обслуживания, в структуре многих из них предусмотрены геронтологические отделения. Большой популярностью у пожилых людей пользуются отделения дневного пребывания (в структуре Центров 1142 отделения, обслуживающих около 730 тысяч человек в год). В структуре Центров имеются также отделения временного пребывания для престарелых (596 отделений ежегодно обслуживают более 50-ти тысяч человек). Оказываются разовые услуги − срочную социальную помощь в 2001 г. получили более чем 12 млн. человек.

В социально-реабилитационных отделениях в течение года могут пройти реабилитацию более 80-ти тысяч пенсионеров.

Для приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре социальных учреждений Ярославской области создаются филиалы, организуются выездные бригады специалистов по социальному обслуживанию, автобусы и поезда «Милосердия», автопоезда в сельскую местность и так называемые «социальные экспрессы».

Для социальной поддержки одиноких и одиноко проживающих пенсионеров и супружеских пар проводится работа по заключению договоров пожизненного содержания с иждивением, передается жилье одиноких пожилых людей в муниципальную собственность на условиях пожизненной ренты. Пенсионерам, принятым на пожизненное содержание, кроме социальных услуг, гарантированных государством, предоставляются дополнительные услуги (оплата коммунальных услуг, телефона, услуг сиделки) по договору.

В Ярославской области также действует региональное отделение общества «Знание», которое совместно с советами ветеранов и общественными объединениями открывают так называемые «народные университеты самообразования» для лиц «третьего возраста» с факультетами права, здоровья, политических и экономических знаний, психологии, агротехники, культуры и домоводства.

Серьезной мерой по улучшению социального положения пенсионеров в нашей области явились федеральные программы, реализующиеся под эгидой всероссийской общественной организации «Старшее поколение».

Однако в сфере социального обслуживания пенсионеров в Ярославской области существует немало проблем:

1) С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой − существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

2) Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек − в нестационарных условиях);

3) Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

4) Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего по объективным причинам будет возрастать;

5) Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

6) Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Ярославской области планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Предусмотрена реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, в частности:

1. «Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми».

2. «Оказание социальной помощи пожилым людям, понесшим утрату близких» (на базе учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста).

3. «Хоспис на дому как инновационная структура социально - медицинской помощи гражданам пожилого возраста» (на базеКомитета Ярославской областной Думыпо социальной, демографической политике и здравоохранению Ярославской области).

4. «Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам».

Насущным является обсуждение и решение проблемы участия негосударственных организаций в социальной практике и взаимоотношения их с государственной системой социального обслуживания, а также привлечение волонтеров к социальной работе с пожилыми людьми.

Ни одна страна не в состоянии справиться с задачей по поддержке старшего поколения, опираясь лишь на государственный бюджет. Даже очень богатые государства возлагают в этом большие надежды на религиозные и общественные организации, а также отдельных граждан, которые проявляют инициативу и оказывают пожилым людям поддержку на общественных началах.

Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что государственная система социального обслуживания и поддержки старшей возрастной группы строилась как бы на «пустом месте». Между тем все предыдущие годы в этой сфере развивалась и проявляла себя неформальная общественная и добровольческая инициатива. Люди, независимо от своего положения, действовали в духе общечеловеческих традиций милосердия. Это был существенный фактор выживания слабо защищенных групп населения в условиях отсутствия системы социальной поддержки со стороны государства, о котором не следует забывать и сегодня, когда государственная система социальной защиты сформировалась.

На территории Ярославской области существует целый ряд общественных организаций и движений, занимающихся предоставлением непосредственной помощи и оказанием поддержки пожилым людям и активно привлекающих для этой деятельности волонтеров из молодежной среды.

Старейшей организацией, оказывающей медико-социальную помощь пожилому населению, является Российское общество Красного Креста (РОКК). На протяжении долгой истории приоритетные направления деятельности общества смещались: после Октябрьской революции Красный Крест помогал беспризорным детям, в годы Великой Отечественной войны готовил и направлял на фронт и в тыловые госпитали медицинских сестер и санитарных дружинниц, на протяжении последних сорока лет активно вовлекал в массовое движение безвозмездного донорства. И в настоящее время Красный Крест оказывает помощь беспризорным детям, беженцам и мигрантам, по-прежнему занимается безвозмездным донорством, однако основной программой общества является служба милосердия. Служба милосердия включает организацию медико-социальных центров, а также повседневное надомное обслуживание престарелых и людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, преимущественно онкологическими, психическими, туберкулезом.

Структура общества, построенная по территориальному и производственному принципам, включает Центральный комитет Красного Креста, областные, краевые, городские и окружные комитеты, а также дорожные комитеты (3-4 человека), действующие на железных дорогах. В советский период деятельность организации финансировалась главным образом за счет сбора членских взносов, годовая сумма которых достигала 15 млн. рублей. Сегодня ситуация резко изменилась. В период перестройки руководством организации была допущена громадная ошибка, заключающаяся в том, что на протяжении нескольких лет Красный Крест не занимался вовлечением новых членов и сбором членских взносов. Общество пытается восстановить упущенное, и, не без определенных сдерживающих факторов организационного и экономического характера, становится на рельсы поступательной адаптации к новой ситуации на рынке предоставления услуг.

Также оказывает посильную помощь пожилым людям и Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. В советский период в регионах и на предприятиях активно действовала широкая сеть ветеранских организаций. В 1986 г. произошло объединение ранее существовавших ветеранских организаций единым уставом, согласно которому все региональные организации стали являться отделениями Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и подчиняться решениям ее пленумов и съездов. Сегодня в ее составе свыше 90 тыс. ветеранских организаций − республиканских, краевых, окружных, областных, городских, районных, поселковых, а также первичных организаций, создаваемых по месту жительства, на предприятиях и в учреждениях.

Спонсорские средства и доходы от лотерей, поступающие в специальный фонд, созданный Советом Всероссийской организации ветеранов, расходуются на культурно-массовые мероприятия и подарки ветеранам.

В первичных организациях люди работают в основном на добровольных началах. На некоторых предприятиях работники ветеранских организаций получают заработную плату, благодаря политике руководства предприятий и деятельности профсоюзов. В некоторых регионах (Челябинская область, Республика Коми) средства на оплату труда работников ветеранских организаций закладываются в местные бюджеты.

Первичные ветеранские организации тесно сотрудничают с Центрами социального обслуживания, поставляя последним информацию о нуждающихся для обеспечения адресной помощи.

Управление регистрации общественных организаций Министерства юстиции РФ зарегистрировало около 3 тысяч общественных региональных и межрегиональных организаций, действующих на территории Ярославской области. Специальный анализ ключевых слов в названиях зарегистрированных организаций (старшее поколение, пожилые люди, ветераны и др.) определил их количество: в Ярославле зарегистрировано 214 региональных и межрегиональных организаций, в которых принимают активное участие пожилые люди.

При этом неизвестно, какую долю зарегистрированных организаций составляют традиционные объединения ветеранов и какую – новые организации, возникшие в 90-е годы и позже. Типологизация деятельности негосударственных организаций, занимающихся решением проблем старшей возрастной группы населения, осуществлена на основе качественной информации. На этой же основе произведено вычленение особенностей их подхода, приведены примеры наиболее интересных моделей работы, рассматриваются вопросы финансирования их деятельности и их взаимоотношений с государственными структурами.

Общественные организации, занимающиеся пожилыми людьми, по типу их основных благополучателей можно разделить на три основные группы:

1) Организации само - и взаимопомощи, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей конкретных людей или специфических групп граждан пожилого возраста;

2) Организации, лоббирующие интересы пожилых людей как категории населения;

3) Организации, оказывающие услуги другим организациям.

Данное деление весьма условно, поскольку организация может и лоббировать интересы пожилых людей как категории населения, и одновременно оказывать услуги конкретным людям. Например, если говорить о Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, то ее верхушка - Совет ветеранов относится скорее ко второму типу, в то время как первичные ветеранские организации, занимающиеся проблемами конкретных людей, по данной классификации подпадают под первый тип.

Есть основание полагать, что подавляющее большинство организаций, действующих в интересах пожилых людей, относятся именно к группам само − и взаимопомощи.

Общественные организации, лоббирующие интересы пожилых людей, выбирают две основные стратегии:

- придерживаясь умеренной оппозиции по отношению к существующей власти, пытаться воздействовать на нее в интересах своей группы;

- самим прийти к власти.

Первая стратегия характерна для Всероссийской Организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Между тем ветеранские организации активно сотрудничают с государственными структурами. В комиссии, действующие при Совете ветеранов, приглашаются представители соответствующих министерств и ведомств. Комиссии занимаются, в частности, вопросами жилищно-коммунального, бытового и торгового обслуживания, общественно-трудовой деятельности, медицинского и медикаментозного обеспечения, культурно-массовой работы, социального обеспечения ветеранов.

Межрегиональная общественная ассоциация юристов-ветеранов ставит своей целью объединение усилий юристов-ветеранов во имя интересов Отечества, укрепления государственности и законности в РФ; оказания помощи ветеранам-пенсионерам и инвалидам в защите и осуществлении их прав, вовлечение их общественно-полезную деятельность.

Иной стратегии придерживается Партия пенсионеров, которая имеет свою фракцию в Ярославской областной Думе. Партия выдвигает требования: обеспечить всех пенсионеров пенсиями пропорционально трудовому вкладу каждого в народное хозяйство, восстановить вклады населения, уничтоженные в 1992 г., остановить реализацию губительной для пенсионеров жилищно-коммунальной реформы, установить обязательный набор бесплатных медицинских услуг. На вопрос, за счет каких средств эти требования будут выполняться, указываются следующие источники: налогообложение недвижимости, рентные платежи, акции приватизируемых предприятий и прекращение воровства.

Благополучателями организаций, оказывающих услуги другим организациям, являются как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся пожилыми и престарелыми. К этому типу организаций относятся, прежде всего, исследовательские коллективы, изучающие медицинские, социально-психологические, философские, правовые и прочие проблемы пожилого и старческого возрастов. Примером является созданная в 2006 г. в г. Ярославле общественная организация центр «Геронтолог», разрабатывающая методологию социально-психологических исследований в области геронтологии и оказывающая существенную методическую поддержку государственным службам социальной защиты населения. Центр ведет научно- исследовательскую работу, с 2007 г. издает ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения», активно участвует в работе научно-практических конференций, семинаров и экспертных встречах (в том числе и международных), связанных с проблемами старения людей.

Деятельность групп само − и взаимопомощи во многом схожа с работой служб социальной защиты населения. Среди услуг конкретным людям группы осуществляются: оказание юридической помощи и психологической поддержки; организация питания, патронажных услуг, культурных мероприятий и досуга; коммуникационные и информационно-просветительские услуги.

Однако в деятельности некоммерческих организаций существует ряд черт, отличающих их деятельность от работы государственных служб. Прежде всего, это работа с четко определенной целевой аудиторией, чьи мнения и нужды более полно учитываются, а потребности удовлетворяются менее формально. Деятельность НКО дополняет работу государственной службы социальной защиты.

Однако деятельность общественных организаций не только дополняет работу государственной системы социального обслуживания, но и расширяет ее клиентуру специфическими группами, которые по тем или иным причинам не охвачены государственными социальными службами.

Со специфической группой работает гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», созданный на базе правозащитного общества «Мемориал». В принципе, эта организация представляет собой хоспис на дому. Организация работает по всей Ярославской области, но обслуживает не всех пожилых людей, а только жертв сталинских репрессий. Формы работы этой организации: патронаж, медико-консультативная помощь на дому.

Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание» является безусловным лидером по привлечению средств от зарубежных и российских доноров на деятельность, связанную с уходом за пожилыми людьми. Среди источников финансирования его проектов − Агентство США по международному развитию через Международный комитет спасения, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Добровольный фонд помощи жертвам пыток ООН, Фонд Джона и Кэтрин МакАртуров, программа ТАСИС-ЛИЕН Европейского союза.

Для участия некоммерческих организаций в работе с пожилыми людьми существенное значение имеет фактор, связанный с характером взаимоотношения некоммерческих организаций с государством в сфере работы с пожилыми людьми. Проблема взаимоотношения НКО и государства в сфере социального обслуживания пожилых людей пока не стала предметом исследования, поэтому воспользуемся анализом высказываний представителей государственных структур и некоммерческих организаций относительно их взаимодействия.

Этот анализ дает противоречивую картину. С одной стороны, на самом низовом уровне между центрами социального обслуживания и первичными ветеранскими организациями, а также другими организациями, обслуживающими пожилых людей, взаимодействие осуществляется достаточно активно. Именно здесь, по-видимому, отношения между государственными и общественными организациями строятся на принципах равноправия и партнерства. Но чем выше по вертикали, тем больше начинает проявляться отношение к некоммерческим организациям, как к неумелому подмастерью, выполняющему мелкую черновую работу в социальной сфере.

Представители государственных структур объясняют это отношение слабостью и неразвитостью российских общественных организаций: широкого спектра вопросов у нас общественные организации не решают. На Западе - масса различных организаций, каждая из которых занимается отдельной проблемой или подкатегорией граждан. Наши организации в своем большинстве не имеют ничего, кроме управленческого аппарата. Некоторые общественные объединения не слишком глубоко и последовательно стремятся к «самодеятельности» в своей работе и самофинансированию. Они стараются получить помощь и поддержку от государства на свои программы, но сами не имеют сколько-нибудь прочного «актива», надежной опоры. Для развития своей деятельности, как это ни парадоксально, они не видят социально значимых целей и очень часто обращаются в вышестоящие государственные органы за материальной поддержкой. Но эту поддержку они должны искать в первую очередь у населения, в обществе.

С другой стороны, представители общественных организаций обвиняют государственных чиновников в нежелании идти на контакт, в инертности и пассивности. Одни считают, что в нашей стране к общественным организациям относятся очень негативно. Другие «общественники» полагают, что население относится к ним более доверительно, чем к органам власти, и контакты между некоммерческими организациями и государственными структурами необходимы более тесные.

Вероятно, упреки с обеих сторон достаточно обоснованы. Как правило, в некоммерческих организациях, решающих проблемы пожилых, также работают пожилые люди, привыкшие к старой, патерналистской, модели взаимодействия между государством и любыми общественными организациями. Многим из них не удается преподнести себя в роли равноправных партнеров. Чаще общественные организации выступают в роли просителей. Мало кто из них может доказать, что не законодательная и не исполнительная власть «кормит народ», а наоборот, и что с мнением простых людей «слуги народа» должны считаться. Мало кто из этих организаций предпринимает какие-либо шаги для работы со средствами массовой информации, для того, чтобы сделать свою организацию известной, укрепить ее имидж, привлечь достаточное количество добровольцев, заработать «кредитную историю», без которой с ними никто не будет вести серьезного разговора.

Правда и то, что привлечение добровольцев идет достаточно сложно. В отличие от США, например, добровольный труд на благо общества в современной России пока не только не стал элементом национальной культуры, а, напротив, в значительной степени дискредитирован, как и понятие «общественник» в целом. Поэтому общественные организации, работающие в этом направлении, начинают не с «нуля», не с побуждения людей, а с «минуса» − преодоления их предубеждений.

Правда и то, что государственные структуры до сих пор находятся под гипнозом цифр. И если некоммерческая организация не поражает воображение своими количественными показателями или масштабами работы, на нее мало кто обращает внимание. Из-за этого многие прекрасные идеи и инновационные модели работы общественных организаций остаются неизвестными государственным структурам, не получают своего воплощения и распространения.

Правда и то, что наличие межведомственных барьеров не только затрудняет работу государственных органов, призванных решать проблемы старшего поколения, но и осложняет межсекторное взаимодействие, особенно если общественные организации пытаются решать комплексные проблемы какой-то группы пожилых людей.

Пока наиболее открытыми и готовыми к сотрудничеству с некоммерческими организациями в сфере работы с пенсионерами являются органы социальной защиты населения, которые хотя и не признают общественные организации эффективно действующими субъектами, но, по крайней мере, демонстрируют понимание того, что они необходимы для решения проблем старшего поколения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с жилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Таким образом, мы выяснили, что для общества и государства актуальной является задача совершенствования и развития как системы организаций и учреждений, работающих с пожилыми людьми, в том числе, и негосударственных, так и разработка новых направлений и способов деятельности уже существующих структур.