1.3. Основные формы и методы социальной защиты пожилых людей в рамках волонтерства
По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму – организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) Комплексные центры социального обслуживания населения;
2) Центры социального обслуживания;
3) Центры психолого-педагогической помощи населению;
4) Центры экстренной психологической помощи по телефону;
5) Центры (отделения) социальной помощи на дому;
6) Дома ночного пребывания;
7) Специальные дома для одиноких престарелых;
8) Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты);
9) геронтологические центры.
К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Комплексная система социальной защиты населения призвана обеспечивать:
1. Достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;
2. Максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;
3. Равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы.
Центры социального обслуживания населения являются теми основными инструментами системы социальной защиты, которые призваны претворять в жизнь перечисленные задачи. Основной целью их деятельности является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной оказывать содействие людям, нуждающимся в помощи. Принципами социального обслуживания являются:
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- гуманность;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность.
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на принципах:
1) Соблюдения прав человека и гражданина;
2) Предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
3) Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
4) Преемственности всех видов социального обслуживания;
5) Ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
6) Приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
7) Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
С учетом сказанного выше можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей:
1. Социальные гарантии:
- осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан;
- обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты, установленных законодательством пенсий и пособий;
- осуществление контроля предоставления инвалидам ВОВ и семьям погибших военнослужащих, престарелым гражданам, реабилитированным гражданам, предусмотренных для них льгот и преимуществ, обеспечение нуждающихся санаторно-курортным лечением.
2. Консультационно-правовые услуги:
- оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим и членам их семей;
- проведение разъяснительно-правовой работы среди населения по пенсионному законодательству, социальным вопросам, по предоставлению льгот и преимуществ посредством широкого использования средств массовой информации;
- осуществление контроля соблюдения администраций предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка и правил оформления документов для назначения пенсий и пособий;
- ведение учета лиц, обращающихся по вопросам направления в учреждения социального обеспечения;
- оказание содействия в оформлении документов лицам, нуждающимся в устройстве в дома престарелых и инвалидов, обследование их семейного и материально-бытового положения, направление данных категорий граждан в дома-интернаты по путевкам вышестоящих органов социальной защиты;
- подготовка документов и внесение на рассмотрение в администрацию района предложений об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
- управление инфраструктурой социального обслуживания населения, а именно: руководство работой районных медикосоциальных экспертных комиссий и социальных учреждений, находящихся на территории района, оказание им практической помощи; осуществление контроля своевременного прохождения инвалидами переосвидетельствования во МСЭК;
- предоставление социально-бытового обслуживания в том числе: организация работы по материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, семей погибших военнослужащих, организация протезно-ортопедической помощи населению;
- реализация адресных программ: оказание материальной помощи общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве; оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам района, в том числе пожилым;
- консультационно-коммуникативная деятельность, направленная на оптимизацию социального обслуживания населения: организация своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального и материально-бытового обслуживания; прием представлений, заявлений и документов, необходимых для назначения.
Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представляют собой:
1) Социальное обслуживание на дому (включая социально – медицинское обслуживание). К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
- организация питания, включая доставку продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
- содействие в организации ритуальных услуг;
- другие надомные социальные услуги.
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
2) Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров.
3) Социально - консультативная помощь предусматривает:
- выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
- профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
- работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;
- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
- обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;
- правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:
- уход во время болезни – 83%;
- доставка продуктов – 80,9%;
- доставка лекарств – 72,9%;
- услуги прачечной – 56,4%.
Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов XX века.
В настоящее время она представлена 4 формами социального обслуживания:
1. Срочной социальной;
2. Не стационарной (надомной);
3. Стационарной (существующей в стране десятки лет);
4. Полустационарной.
Срочное социальное обслуживание – наиболее массовая форма социального обслуживания. В 2013 году срочную социальную помощь получили более 14 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды. Несмотря на кажущееся улучшение материального благосостояния российских граждан, эта служба продолжает активно развиваться и оказывать услуги все большему и большему числу людей.
Нестационарная (надомная) форма обслуживания пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Ежегодные темпы прироста сети специализированных отделений значительно (в 15-20 и более раз) превосходят темпы развития сети неспециализированных отделений. В 2013 году указанными подразделениями было обслужено на дому 1355,7 тысяч пожилых людей и инвалидов, из них 160,4 тыс. человек (12,0%) –специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.
Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых:
618 – дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа);
440 – психоневрологические интернаты;
64 – дома – интернаты милосердия для престарелых и инвалидов;
14 – геронтологические центры.
В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек – пожилые люди.
Если рост численности проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более чем в 2 раза) при полной стагнации психоневрологической сети (на начало года).
Расширение сети домов-интернатов общего типа позволило улучшить условия проживания в них.
В последние годы наметились тенденции к разукрупнению существующих домов-интернатов и открытию домов малой вместимости. В результате средняя мощность дома-интерната общего типа сейчас составляет 151 место.
Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода.
Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты не уменьшается.
К полустационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья.
Сеть центров социального обслуживания развивалась более динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 2875.
За 2013 год отделениями дневного пребывания было обслужено 928,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания – 74,5 тысячи человек. Через систему 99 учреждений для лиц без определенного места жительства в 2013 году прошло 57,4 тысячи человек, причем в большинстве случаев это услуги 38 домов ночного пребывания – 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации – 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента – лица пожилого возраста. Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их – 52, и они смогли обслужить за 2013 год 65,4 тыс. человек.
В 701 специальном доме для одиноких престарелых проживает 21,7 тыс. человек. В большинстве своем эти учреждения небольшие, с числом проживающих до 25 человек, их – 444. В 21,8% таких домов имеются службы социально-бытового назначения.
Таким образом, специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг.
А теперь нам необходимо рассмотреть основныемодели общественной социальной поддержки пожилых людей.
- Введение
- 1. Теоретические основы изучения волонтерского движения
- 1.1. История становления волонтерского движения в России
- 1.2. Специфика и особенности проведения общественно-социальной работы с пожилыми людьми
- 1.3. Основные формы и методы социальной защиты пожилых людей в рамках волонтерства
- 2. Модели общественной социальной поддержки пожилых людей
- 2.1. Формы и методы поддержки пожилых людей со стороны молодежного сообщества
- 2.2. Организация работы специалиста и волонтера при построении волонтерской деятельности
- 3. Волонтерские организации с участием молодежи в Ярославской области и их опыт в деятельности по оказанию помощи пожилым людям
- 3.1. Анализ деятельности волонтерских организаций с участием молодежи, занимающихся помощью и поддержкой пожилых людей в Ярославской области
- 3.2. Исследование по определению и сравнительному анализу критериев отбора кандидатов в волонтеры и их корреляция с мнением и характеристикой работы волонтеров со стороны клиентов – пожилых людей
- 1. Волонтеры.
- 2. Пожилые люди.
- Заключение
- Список источников и литературы
- 1. Нормативно-правовая база
- 2. Литература
- Анкета уважаемые респонденты!
- Спасибо за внимание и участие в анкетировании!
- Анкета уважаемые респонденты!
- Спасибо за внимание и участие в анкетировании!