Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
Понятие "искусство" имеет три разных значения: искусство как мастерство в любой профессии; искусство как творчество по законам красоты; искусство как художественное творчество, которое включа-21 и мастерство, и творчество "по законам красоты".
Искусство — это мышление в образах, одна из главных особен-Остей художественно-образного отражения действительности.
201
Для того чтобы стать искусством, элементом культурно-досуговой деятельности, образное отражение действительности получает худ0. жественное воспроизведение в определенном материале средствами искусства (литературы, театра, изобразительного искусства, хореогра-фии, музыки и т.п.). Технология культурно-досуговой деятельности включает в себя и образное мышление, и определенную практическую деятельность — художественное творчество, эстетическую обработку материала, направленные на создание художественных ценностей.
Возникает необходимость эстетизации всего технологического процесса культурно-досуговой деятельности. Автор согласен с М.С. Каганом в том, что даже организаторская деятельность имеет свой эстетический потенциал, "коренящийся в отношении человека к человеку, которое подчиняется эстетической регуляции в не меньшей степени, чем отношение человека к природе. Именно отсюда возникает пронизывающее всю историю стремление эстетизировать социально-управленческое отношение, придать им эмоционально-впечатляющий характер — вспомним эстетически действенную организацию религиозного культура, всех политических обрядов фараонов, ханов — царей, аналогичное оформление судопроизводства (церемониал судебного разбирательства, мантии, парики и головные уборы судей, архитектурное решение помещений и мебели)"1. Эстетизация методики культурно-досутовой деятельности вытекает из природы предмета деятельности, для которого материал составляет вся конкретная, чувственно воспринимаемая действительность. Суть методики раскрыл А.В, Луначарский, который считал, что это тот процесс, в котором "благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всеи действуют не рассуждением, а живым показом жизни в обществе"" Организация и методика культурно-досуговой деятельности-являются способами приобщения человека к художественно-эстетической
1 Каган М. С. Эстетическое воспитание как феномен культуры.// Комплексная пр грамма эстетического воспитания населения: Пути разработки и реализация. ^ М., 1987.—С. 43—44.
2 Луначарский А.В, Критика и критики. — М., 1938. — С. 230.
202
еятельности. Поэтому эстетический подход к ее технологии не толь-лозволяет выявить специфику предмета художественного изображения, но и дает возможность выяснить характер ряда присущих очько учреждению культуры особенностей творческого процесса. Именно творческие основы технологии культурно-досуговой деятельности, воплощающиеся в форме предметной художественной ясизнедеятельности, позволяют использовать художественный образ и художественное обобщение на основе эстетики повседневности.
Согласно теории эстетики повседневности, правдивое отражение ясизни является результатом особого ее обобщения. Для такого познания недостаточно непосредственного восприятия тех или иных жизненных явлений. Знакомство с человеком сразу не раскроет нам добрый он или злой, не всегда позволит определить уровень его образования, воспитания, культуры и т.п., как и фотография, фиксирующая внешность, не всегда дает правдивое впечатление.
Художественный образ раскрывает главное, существенное в человеке через отдельные, конкретные факты, поступки, действия. Особенность художественного образа заключается в том, что творческий работник культуры, создавая его через жизненные явления, отвлекаясь от одних, как от второстепенных, выделяет другие, наиболее важные, т.е. из массы отдельных фактов выбирает наиболее важные, существенные, помогающие раскрыть лежащую в их основе закономерность.
Смысл художественного воздействия на личность заключается в том, что участник программы является и субъектом, и объектом воздействия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект,' эффективность значительно снижается.
Художественная самодеятельность масс в культурно-досуговой деятельности основана на потребности в коллективной эмоциональной жизни. Эта потребность, в свою очередь, актуализируется в Фонтанной, неорганизованной художественной самодеятельности по поводу того или иного события. Отношение к событию стимулирует ЭГУ самодеятельность, рождает особое художественное действие, не 03Данное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной '^кцией масс на происходящее в виде карнавального шествия, исполнив песен, коллективного танца, пантомимического действия и т.д.
203
Совершенствование технологии культурно-досуговой деятельности приметно не только стремлением глубже войти в духовную жизнь личности, вникнуть во все детали и тонкости ее переживаний и мыслей, мотивов поведения и действий, но и взять каждую деталь каждый штрих в контексте широких обобщений. В этом смысле про-грамма культурно-досговой деятельности предстает существенной и значительной, в ней исчезает назойливая мелочность и все воспринима. ется как открытие мира и человека, и через каждую деталь, мелкую зарисовку или образ просвечивает ход мысли художника, его отноше-ние к миру, его творческий поиск, направленность поиска, цель.
Если в обобщенной форме сказать о том, что же в настоящее время определяет формы и способы художественного мышления, придает ему особую характерность, дает ощущение его современности, это масштабность мысли, ее широта и значительность, ее напряженные ритмы, ее стилистическая заостренность, которые обусловливаются стремительным ходом нашей истории, ее зигзагами и катаклизмами.
Вот почему подготовка культурно-досуговой программы не может быть осуществлена без использования документального материала.
До сих пор в научной литературе нет четких понятий "документальный" и "фактический материал". Знать различие в понятиях "факт" и "документ" чрезвычайно важно специалистам учреждений культуры. Слово "факт" (лат. {актшп — сделанное, совершившееся) имеет несколько значений: 1) в обычном понимании—синоним слов "истина", "событие", "результат"; 2) знание, достоверность которого доказана; 3) в логике и методологии науки—предположения, фиксирующие эмпирические знания. Документ (лат. сюсшпепшт— доказательство, свидетельство) — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В обычном понимании документ — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то
Слабо мотивированное или затянутое во времени использован^ яркого сенсационного факта, наглядного документа приводит к серь' езному отрицательному результату. Оптимальное использован* наоборот, порождает высокую степень эмоционального восприял*
1 См.: Советский энциклопедический словарь. — М, 1981. — С. 408,1408.
204
что приводит к возникновению в аудитории непроизвольного внимания в виде любопытсгва, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов. Особенно это касается нестабильных аудиторий. Поэтому большое значение в театрализованном действии имеет соотношение художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документально, а проходит вторым планом, ассоциацией, в других —художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия.
Пока специалисты довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, систематически перегружая рациональную, тем самым не удовлетворяя потребность человека в красоте, в веселом, радостном общении, шутках, смехе, не реализуя его способности к образному мышлению.
В творческом процессе подготовки культурно-досуговой программы такие элементы мышления, как понятийные и образные, осмысление опыта, фантазия зрительная и эмоциональная и т. д. вступают в оригинальные связи. Поэтому важно уметь подбирать специалистов определенного типа художественного мышления. Ученые разработали классификацию типов такого мышления. Автору наиболее близка классификация Б. С. Мейлаха, который представляет ее следующим образом: "художественно-аналитический тип, отличающийся единством "идеи" и "образа" аналитического и конкретно чувственных элементов творчества; субъективно-экспрессивный, когда чувственная и эмоциональна окраска изображения преобладает над относительно слабой аналитической тенденцией; рационалистический, особенно отчетливо проявляющийся в классицизме с его перевесом "идеи" над "образом"1. Отсюда, наиболее острой проблемой в технологии культурно-досуговой деятельности становится использование символико-аллегорического изображения, раскрывающего содержание программы. Поэтому прежде всего, следует выяснить, что такое символ. Символ — это ."образ, взятый в аспекте своей зна-ковости... знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа"1. Символ выражает определенную идею, смысл, обладает огромной силой обобщения, имеет свою эстетику и
См.:МейлахБ.С. Психология художественного творчества. — М., 1980. — С. 16. 1 См.: БСЭ. Т.23. — М., 1976. — С, 385.
205
весьма приблизительное сходство с отображаемым объектом, явлением, событием (например, символ Олимпиады — пять переплетенных колец). Поэтому для правильного его восприятия необходима обусловленная договоренность в государстве как однозначно понимать значение того или иного символа. Значит, восприятие символов зависит от закрепленных в данном обществе или международном сообществе символических значений, смыслов.
В мировой культуре используется огромное количество символических образов для обозначения событий и предметов реальной жизни, причем символами наделяются и действия людей, их поведение. Известный психолог Л.С. Выготский отмечает: "Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков"2. Поскольку материальные условия жизни находятся в постоянном развитии в соответствии в изменением способов производства, символы могут изменять свое содержание. Одни сохраняются долгое время без серьезных изменений даже при смене общественно-политических формаций, другие, обогатившись новым содержанием, меняют формы в соответствии с новыми условиями жизни народа; третьи, отжив, исчезают, уступая место новым.
Символы органически входят в живую ткань всех государственных и религиозных праздников, утверждая идеалы и раскрывая смысл жизни на земле. Классификация символов помогает видеть их различия, изобразительные и смысловые возможности, методику точного их использования в культурно-досуговой деятельности.
Работникам культуры необходимо глубоко усвоить, что психологически обоснованная символика оказывает очень сильное воздействие на людей. Умелое использование символов, выражающих общечеловеческие ценности, способствует повышению эффективности технологии культурно-досуговой деятельности.
А.В. Луначарский в своих лекциях "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" пишет: "Символ в искусстве —• чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном,
2 Выготский Л.С, Развитие высших психических функций. — М., 1966. — С. 11Ц
206
непосредственно действующем на ваше воображение и сердце образе. Как же это можно сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют"1. Внешне символ может выглядеть скромно и в художественном плане неформально, но он обязательно должен воплощать ведущую идею, основной социальный смысл обозначаемого содержания.
А.М. Горький связывал возникновение мировых символов в искусстве и литературе с творчеством широких народных масс. Для него это — результат огромных обобщений действительности, до которых доходит общенародное творчество. Особо он отмечает: "Слово всегда являлось символом, то есть речение возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые он облекал свои понятия"2. Следовательно, смысловое содержание символики формируется в сфере ценностных ориентации общества Символы Российской Федерации, несущие в себе глубочайший гуманистический смысл, как правило, созданы коллективным разумом, а не отдельными авторами. Использование символов и аллегорий в культурно-досуговой программе позволяет усилить эмоциональную насыщенность, создать необходимую атмосферу. В свою очередь "эмоция, — как пишет Э.В. Соколов, — стимул деятельности, познания творчества"3. Однако в подготовке и проведении культурно-досуговых программ специалисты редко используют художественно-образные и символико-аллегорические средства воплощения замысла, которые получают наибольшую популярность у аудитории.
Когда различные типы учреждений культуры входят в культурно-спортивные или социально-педагогические комплексы, то набор художественно-образных и символических средств воздействия на аудиторию значительно увеличивается4. В среднем за год здесь практикуется от
1 Луначарский А.В. Собр. соч. В 8 т. Т. 4. — М., 1947. — С. 335—336.
2 Горький АМ. Собр. соч. В 30 т. Т. 24. — М., 1958. — С. 161. Соколов Э.В. Культура и личность. — М., 1969. — С. 40.
См.: Антонов И.В. Социально-педагогические основы организации деятельности "ультурно-спортавного комплекса: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1989; Дмитриев АЗ. Взаимодействие культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной деятельности культурно-спортивного комплекса: Автореф. дис—канд. пед. наук. — М., 1990.
207
- Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
- 30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
- Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
- Раздел V
- Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
- Глава 16. Механизм восприятия в технологии
- Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
- Заключение