logo
КДД стр

Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности

Функционирование технологии культурно-досуговой деятельности— что это, бесспорно, единый процесс. Но условно, для анализа, в нем можно вьщелить два узловых момента. Первый из них связан с тем, что любой поступок, как правило, продиктован какими-то мотивами,

!5* , 227

причем сознательно или нет, но мы соотносим его с определенными интересами.

Эта зависимость не всегда очевидна. Любое явление обществен­ной жизни зиждется на каком-то интересе, и в технологии культурно-досуговой деятельности интерес выступает в его рационально-эмоциональном оформлении. В силу этого момент воздействия тех­нологии культурно-досуговой деятельности носит характер отожде­ствления, идентификации интересов личности и общества. Это глав­ный, определяющий социально-психологический механизм. К нему теснейшим образом примыкают механизмы предрасположенности к оценке и действию, солидаризации со своей социальной группой, процесс общения.

Идентификация интересов субъекта и объекта происходит в про­цессе совместной деятельности и общения. Следует отметить, что основным критерием проблемы — объектов в технологии культурно-досуговой деятельности являются именно общие интересы, которые и обусловливают появление коллективных суждений. Они же опреде­ляют и общность позиции. Взаимосвязь технологии культурно-досуговой деятельности и интересов аудитории органична и очевид­на. Неосознанный интерес — это по сути "вещь в себе", это и есть осознание людьми их общего интереса, превращение его в мотив и стимул поведения. Активной силой являются осознанные интересы, а таковыми они становятся в значительной мере в технологическом процессе. Именно согласование разного рода интересов выступает своеобразным средством их соотнесения, взаимодействия и урегули­рования. Воспитательное воздействие технологии культурно-досу­говой деятельности в том и состоит, чтобы отождествлять, иденти­фицировать интересы личности и общества.

Интересы представляют собой активную, действенную силу субъ­екта и объекта, которая управляет не только чувствами, настроения­ми и другими эмоциональными побуждениями людей, но и такими образованиями, как социальные' установки. Социальные установки выражают ценностные ориентации в технологии культурно-досу­говой деятельности к заранее определенному отношению — позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию).

Объект ориентируется в окружающей социальной среде, воспри­нимает ее с помощью установки. Этот процесс приобретает характер

228

своеобразной селекции, в результате которой одна информация ус­ваивается, другая отвергается. Более глубоко усваивается та, что соответствует установке и дает новые подтверждения ее правильно­сти, способствует укреплению уже существующих предпочтений. Новые знания проходят через призму уже сложившихся представле­ний и убеждений, причем иногда они лишь после довольно основа­тельной обработки занимают свое место в системе установок.

Человек-объект имеет психологическую потребность чувствовать поддержку, одобрение своим взглядам, действиям. Наличие такой поддержки (реальной или только предполагаемой) придает ему уве­ренность, особенно при решении спорных вопросов.

Для индивида, который не может быть компетентен во всех абсо­лютно вопросах, потому что не обладает достаточной информацией о них в силу естественной ограниченности своих познавательных воз­можностей, суждения по тем или иным проблемам представляются вполне авторитетными. Они заключают в себе коллективный жиз­ненный опыт и знания о предмете. Так, конформизм —это не всегда отрицательное явление. Во-первых, не следует отождествлять его с политическим конформизмом, с приспособленчеством, продиктован­ным исключительно соображениями лично выгоды, карьеризмом, малодушием и другими мотивами подобного свойства. Во-вторых, здесь речь идет о социально-психологическом явлении, и хотя на него падает тень политического конформизма, среди явлений соци­альной психологии нет заведомо положительных или отрицательных. Их существование объективно. В известной мере конфликтность даже необходима, ибо нельзя по всем вопросам иметь свое особое мнение. Оно, как правило, оказывается все же чужим, привнесенным в наше сознание извне.

В процессе общения в учреждении культуры, который выступает как один из механизмов технологии культурно-досуговой деятельно­сти, происходит организация взаимодействия людей, передача опы­та, выявляется потребность в знаниях, оценках и мнениях по непре­рывно расширяющемуся кругу вопросов. Личность — продукт социальных условий. Поэтому ее сознание во многом определяется этими условиями, микросредой, особенно психологией непосредст­венного окружения, и прежде всего своего трудового коллектива. В связи с этим личность вынуждена соизмерять или примерять их

229

к желаниям и побуждениям других, постоянно анализировать, не ущемляются ли чьи-то интересы.

Таковы механизмы взаимодействия людей, объединенных общ­ностью интересов. Эта общность может сознаваться или нет, но иг­норировать ее и вытекающие из нее требования индивид не может без риска остаться в изоляции, быть наказанным морально и матери­ально. Эта угроза зачастую потому и действенна, что касается не только душевного комфорта.

Второй узловой момент воздействия технологии культурно-досуговой деятельности состоит в том, что она опирается на опреде­ленные нравственные нормы, традиции и обычаи, ориентирует на довольно типизированные, взятые из конкретного опыта образца, стандарты, стереотипы отношения и поведения. Это значит, что они одобрены прошлым опытом, действуя в настоящем, своими корнями уходят в прошлый опыт. Когда же возникает новая проблема, то разгораются дискуссии о путях ее решения. Здесь сначала отношения только-только вырабатываются. После того как они выяснены, опре­деляется отношение к факту, и с этих пор технология по данному вопросу приобретает воспитательное и регулирующее значение.

Следует заметить, что при всей одиозности терминов "стандарт" и "стереотип", особенно в их приложении к духовной сфере, нам никуда не уйти от того факта, что именно стандарт действия, при­вычка выступают обязательной формой социализации индивида, по крайней мере в начальный период его жизни. Стереотипы тоже имею реальную основу в самой природе стереотипизации мышления. И связано это со свойством человека в обобщению. Всю поступаю­щую к нему информацию он так или иначе оценивает, обобщает. Явления в жизни повторяются, новые сведения о них подтверждают предыдущие выводы, наслаиваются на них, расширяют представле­ния. В результате формируются стереотипные понятия, оценки, кате­гории. В них находит свое отражение общественный опыт, повто­ряющиеся, наиболее существенные свойства явлений. Непонятное или малозначимое как бы отсекается, а суть "сжимается" в одном слове, выражении или художественном образе. Полученное таким образом знание нельзя назвать глубоким, всесторонним. Фиксируя лишь некоторые, притом не всегда существенные черты явления, оно бывает преимущественно упрощенным, схематичным. Мало того,

оно может быть как истинным, так и ложным. Тем не менее стерео­типы очень широко используются людьми независимо от уровня их интеллектуального развития.

Однако защищенный мнением общественный интерес требует от каждого одинакового или приблизительно одинакового (по крайней мере, одинаково добросовестного) отношения к своему обществен­ному долгу, к семейным и другим обязанностям. "Для меня, — говорил А. С. Макаренко,—не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса. Тут я допустил "стандарт", что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом"1. В этом же смысле употребляет термин "стандарт" и автор данного пособия, считая, что технология культурно-досуговой деятельности включает алгоритмы, оперируя своеобразными стандартами. Это не значит, что в технологическом процессе объект лишается индивидуальных черт. Ведь бесконечное разнообразие человеческих характеров тоже строится из довольно стандартных, стереотипных черт — трудолюбия, добросовестности, скромности, честолюбия и т.д. Однако нечего опасаться унылой стандартизации характеров, ибо сочетание этих черт, их конкретные проявления у разных людей и в разных условиях не назовешь однообразными, идентичными.

В обществе происходит процесс стеретшшзации отношения к тем или иным явлениям действительности и на этой основе —определен­ная стандартизация поведения. А поскольку одна из целей техноло­гии — формировать и поддерживать определенное отношение к тем или иным явлениям и фактам общественной жизни, регулировать поведение людей, то все свои социально-'психологические механиз­мы непосредственного воздействия на личность, основанные на убе­ждении, внушении, подражании, сопереживании и т. д., обеспечива­ют известную стандартизацию, стереотипизацию взаимодействий индивида или группы с социальной средой. Значит, стереотипизация представляет собой второй ключевой социально-психологический механизм, определяющий характер воздействия технологии культур­но-досуговой на личность. Стереотипизация имеет свою систему, в которую входят: убеждение, внушение, ассоциация, основанная на подражании (или оппозиции) какому-то примеру, что проявляется,

230

1 Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М., 1972.

231

в частности, в моде; инерция, проявляющаяся обычно в привычках и-* традициях; "взрывное" действие, когда в духовной структуре челове­ка-объекта происходят коренные качественные изменения, требую­щие своего оформления острые моменты; параллельное воздействие, в результате которого осуждение или поощрение каких-то черт у одних членов коллектива служит как бы предостережением или по­будительным стимулом для других.

Оба процесса (идентификация интересов и стереотипизация от­ношения и поведения) настолько взаимосвязаны и взаимообусловле­ны, что в жизни, как правило, невозможно определить, где кончается один и начинается другой. Они происходят одновременно, а здесь выделены лишь для понимания их роли в технологии культурно-досуговой деятельности.

Человеку небезразличен его статус в коллективе, одобрение лю­дей, их хорошее отношение нужны ему, чтобы ощущать душевное равновесие, поддерживать на определенном уровне чувство собст­венного достоинства. Все это продиктовано беспокойством о том, как он будет выглядеть не столько в своих, сколько в чужих глазах. Уважение, статус, выступая важным морально-психологическим фактором, расширяя возможности для самовыражения и самоутвер­ждения, являются часто и основой для морального удовлетворения. В жизни нередко одно сопутствует другому. На этом, собственно, и основано единство моральных и материальных стимулов к труду.

Умение разбираться в диалектическом взаимодействии этих фак­торов, правильно учитывать защищаемые общественным мнение интересы людей играет важную роль для субъекта, являясь одной из обязательных предпосылок эффективности технологического процес­са в учреждении культуры.

В этом смысле одна из важнейших особенностей функционирова­ния учреждения культуры в современных условиях —использование в своей работе средств массовой информации. К газете в основном обращаются, чтобы получить информацию на международные и внутренние темы; радио для большинства —поставщик событийной информации; телевидение наиболее популярно как источник инфор­мации, формирующий эстетические взгляды, художественные вкусы и запросы, ценностные ориентации в области культуры. Взятые же в совокупности, комплексно воздействуя на личность, они обеспечивают

232

йовый набор значений, маркирующих статус новых социальных групп. Система массовых коммуникаций и учреждений культуры в яастоящее время предстает единой сферой, общей для большинства категорий населения. Именно они осуществляют основное влияние на изменение ценностных ориентации. Значит, для достижения, це­лостности и последовательности информационных потоков материа­лы, опубликованные в печати, переданные по радио и телевидению и используемые специалистами учреждений культуры местные факты должны дополнять друг друга и по форме, и по содержанию.

Это достигается прежде всего учетом специфики восприятия раз­личных материалов аудиторией. На слух воспринимаются лучше все короткие, оперативные сообщения: когда и где произошло событие; в газете ищут подробные комментарии, анализ, сообщения, указания на причину происходящего и взаимосвязь с другими событиями; телевидение должно с помощью синхронного воспроизведения собы­тия и зрительных образов донести нравственный, психологический аспект события, показать отношения людей к происходящему.

Подобное распределение "обязанностей", естественно, условно, но оно необходимо, чтобы понять наиболее сильные, специфические качества каждого из выразительных средств и рационально их ис­пользовать при организации совместных акций печати, радио, теле­видения и учреждений культуры. Выявление в постижении законо­мерностей взаимоотношений, складывающихся между печатью, радио и телевидением, имеет решающее значение для повышения степени из воздействия. В этом смысле представляет определенный интерес точка зрения В. С. Хелемендика. По его мнению, непремен-ньш условием, магистральным путем совершенствования системы средств массовой информации и пропаганды является развитие в ее деятельности принципов координации1. Координация — это опреде­ленная согласованность, подстройка компонентов целого друг к дру­гу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспе­чивает динамическое равновесие системы. Рассматривая отношения координации, нельзя упускать из виду и столь же присущие целост­ным системам отношения субординации. Это подчиненность и со-п°дчиненность частей, указывающая на особое место и неодинаковое

М., 1989. — 233

с- ЮО.

См.: Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры. — .

значение каждой из них в системе. Именно это обстоятельство дела­ет целенаправленным процесс взаимодействия, в котором компонен­ты последовательно "работают" друг на друга, наращивая потенциал по субординационной цепочке.

Очень важно определить главные и менее значимые компоненты системы, их подчиненность и соподчиненность. Без этого невозмож­но понять механизм действия отношений координации, целью кото­рой является формирование целенаправленного оптимального взаи­модействия.

Итак, координация средств массовой информации и учреждений культуры выступает как комплекс требований, детерминирующих и стимулирующих процесс развития и функционирования системы. В эти требования входят: четкое определение места компонентов в системе в соответствии со спецификой каждого; оперативное пере­распределение (уточнение) их "обязанностей" в функциональном и "предметном" аспектах в соответствии с изменяющимися внешними условиями; обеспечение целенаправленного, наиболее полного и рационального взаимодействия компонентов на основе соблюдения принципа упорядоченности и особого характера их взаимной зави­симости.

Последнее требование отражает главный момент координации, ее сущность. Оно логически предполагает наличие первых двух как необходимых предпосылок для своей реализации. Понятия коорди­нации и взаимодействия находятся в неразрывном единстве. Взаи­модействие компонентов — это способ существования системы, обеспечения ее целостности. Координация же отражает закономерно­сти ее функционирования и развития как целенаправленного процес­са взаимодействия субъекта и объекта.

Функционирование и развитие технологии культурно-досуговой деятельности определяется целенаправленной деятельностью спе-циалистов-профессионшюв. Здесь понятие "координации" наполня­ется совершенно конкретным смыслом и содержанием: цель, прин­ципы деятельности средств массовой информации и системы технологии культурно-досуговой деятельности в целом (т.е. направ­ленность их функционирования) и их взаимоотношения друг с дрУ" гом (т.е. закономерности их взаимодействия). С этой точки зрения координация есть не что иное, как деятельность теоретическая

й организационно-практическая, направленная на достижение наи-дучшего, оптимального режима взаимодействия печати, радио, теле­видения и учреждений культуры с целью наиболее успешного реше-рия ими задач стабилизации нашего общества. Именно с этих позиций средства массовой информации и учреждения культуры должны действовать как непрерывно функционирующее целое.

Поскольку отношения координации отражают закономерности процесса взаимодействия, правильнее было бы говорить не о спосо­бах, а о принципах согласования усилий печати, радио и телевиде­ния. Уже сложились некоторые формы, способы и методы этой дея­тельности, т.е. речь идет не о создании системы, а о теоретическом осмыслении, осознании, совершенствовании функционирующей системы на основе современных достижений науки и передовой практики. Тогда требование согласования и взаимодополняемости содержания в их деятельности приобретает широкий, принципиаль­ный смысл.

Согласование содержания означает прежде всего и главным обра­зом определение "удельного веса" каждого направления в общем потоке социальной информации такой характер "пронизывания" этого потока всеми направлениями, который обеспечивает комплекс­ное, гармоническое воздействие на рациональную и эмоциональную сферы сознания личности.

Успешная реализация направлений зависит также и от правиль­ного соотношения объемов теоретических и эмпирических материа­лов в совокупном информационном потоке. "Наложение" теоретиче­ской части на эмпирическую (воспроизведение отдельных сторон, явлений, фактов социальной действительности) должно быть таким, чтобы человек мог последовательно расширять и углублять знания о закономерностях общественного развития, взаимосвязях отдельных сторон и явлений.

Итак, требование согласования и дополнения содержания (доба­вим: и его актуализация) как одно из важных условий успешного осуществления и развития отношений координации в деятельности системы средств массовой информации и учреждения культуры от­ражает закономерности взаимодействия направлений работы и слу­жит прежде всего оптимизации этого процесса в рамках указанной системы. Говорить о координации различных средств без учета роли

234

235

направлений не имеет смысла, ибо без них, основных связующих элементов, система "рассыпается".

Сочетание коллективных и индивидуальных форм и методов дея. тельности учреждений культуры и средств массовой информации позволяет донести до каждого человека социально значимую уста-новку, способствовать тому, чтобы она "переварилась" личностью стала органической частью ее сознания, эмоций, повлекла за собой не только изменение прежних, но и закрепление новых умений, на­выков, привычек и т.п.

Сейчас в средствах массовой информации интенсивно интерпре-тируется доминирующий образ рекламы как образ "человека про­бующего", "человека игры", "человека шанса", а уровень современной массовой культуры как соответствующий переходному состоянию обще­ства ориентируется на комиксы как часть популярной культуры.

Из сказанного можно сделать вывод, что группа механизмов, имеющих преимущественно социальный и социально-психоло­гический характер, функционирует "под эгидой" идентификации интересов, определяющее влияние которой выравнивает отношения к тем или иным явлениям жизни.

Затем реализация механизмов воздействия, через превращение интересов, установок личности в поступок осуществляется через технологию культурно-досутовой деятельности, которая не только служит рычагом, поддерживающим нормы и правила, но и является одной из сил, определяющих общественные отношения, направляю­щих социальное поведение личности, групп. Технология преобразует бытие не сама (как некая материальная сила), а только через практи­ческие усилия людей, прежде всего специалистов-профессионалов, поскольку, поддерживая нравственные нормы, традиции и обычаи, они способствуют выработке активной жизненной позиции личности. Достигается это потому, что вследствие идентификации интересов лич­ности и общества происходит процесс выравнивания отношения

1 Активная жизненная позиция личности — это способ ее включения в жизнедея­тельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социально значимых, прежде всего профессиональных, умений и соответствующих им действий личности, реали­зующих ее отношение к окружающей действительности (см.: Маркин В.Н. формиро'а" ние активной жизненной позиции как задача нравственного воспитания. В сб.: Идейно-воспитательная работа на современном этапе: некоторые вопросы теории и практню1 — М., 1989.— С. 3. 236

вопросам, представляющим общий интерес, и на этой основе выра­батывается система действий человека, отвечающая общественным интересам и мотивированная нормами морали. Сформировавшись и закрепившись в общественном мнении, эти духовные образования дрлобретают известную "нормативность".

Учреждения культуры имеет возможность побуждать людей при­держиваться общепринятых нравственных норм и правил поведения, утверждая их в качестве повседневной нормы.

Выработка активной жизненной позиции личности включает в себя систему социально-психологических механизмов, в которую, по нашему мнению, входят убеждение, внушение, пример, подражание, заражение и др. Цель воздействия этой группы механизмов по сути одна — превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информа­цию в систему установок, мотивов и принципов личности. Ведущая роль здесь принадлежит убеждающему, но в процессе воздействия убеждаемый выступает не объектом, а субъектом. Он принимает самое непосредственное участие в обсуждение предмета, так как процесс убеждения обычно представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в дости­жении единства понимания и переживания. Убеждающий выдвигает положения и доказывает их, а убеждаемый ставит вопросы, чтобы выяснить что-то, высказьгеает противоположные мнения или сомне­ния, подтверждает, соглашается и т.д. Следовательно, здесь сталки­ваются различные суждения людей, выдвигаются соответствующие доводы, намечается общее отношение к какому-то событию или яв­лению, определяется единая линия поведения, рождается общее мнение.

Степень эффективности убеждающего воздействия зависит от ря­да требований1. Во-первых, от заинтересованности слушателей в получении той или иной информации, от потребности в осмыслении обсуждаемого вопроса. Активисты учреждений культуры в силу по­стоянного общения с людьми хорошо знают волнующие их вопросы, а это позволяет строить работу так, чтобы она имела для слушателей 8е только социальную ценность, но и личностное значение.

Сила убеждений неизмеримо возрастает, когда затрагивается не только разум, но и чувства. "Убеждение и знание только тогда и

См.: Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руково­дства. — М. 15_ - С. 70—71.

237

можно считать истинным, — писал Н.А. Добролюбов, — когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутст­вует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает"1. Для этого важно, чтобы в процессе убеждения каждый сумел глубоко понять, почувствовать истинность, реальность усвоен­ных понятий и их связь с жизнью.

Убеждение олицетворяет самый демократический метод воспита­ния. Здесь каждый имеет возможность не только получить готовые знания, но и активно участвовать в выработке коллективных мнений, норм поведения, представлений, ценностных ориентацией и устано­вок. Меньшая регламентация аудитории создает относительно ин-темный характер общения, давая простор для открытых дискуссий, социально-психологических проявлений сопереживания и сочувст­вия, психологического соревнования и стремления к самоутвержде­нию в системе неофициальных отношений и т.д.

Все более популярными становятся такие формы бесед, которые позволяют их участникам в непринужденной обстановке обменяться мнениями, поспорить, уяснить сложные вопросы, глубже пережить и почувствовать материал. Результаты опросов показывают, что более 70% посетителей учреждений культуры высказываются за свободные дискуссии, откровенный обмен мнениями во время бесед. Отказ от дискуссий, споров снижает эффективность убеждающего воздейст­вия, не способствует функционированию процесса технологии куль? турно-досуговой деятельности, а тормозит его.

Между тем возможности технологии в этом плане полностью не реализованы. Именно с отсутствием живого обмена мнениями чет-вертая часть опрошенных связывает свои претензии к деятельности учреждений культуры. Это лишает посетителей учреждений культу­ры возможности к собственным открытиям, а ведь только через них пролегает путь к превращению приобретенных знаний в стойкие убеждения, а затем к делам, поступкам, поведению. Если тот или иной вопрос в ходе беседы остался без ответа, в аудитории будет продолжаться его обсуждение, только выводы могут оказаться со­вершенно иными.

Характерной чертой убеждения, как уже отмечалось, является то, оно обращено к рациональной сфере сознания человека. Однако было бы неправильно сводить сущность убеждения лишь к логиче­ским приемам. Убеждение — это такое воздействие одного человека на ДРУ1"01"0 и™ коллектив, которое затрагивает рациональное и эмо­циональное в их единстве1. Для того чтобы убедить, недостаточно одних логических приемов, необходимо затронуть и чувства людей, т.е. создать такую эмоциональную обстановку, при которой они смо­гут все глубоко пережить, взволноваться. Убедить — значит доби­ваться единства понимания и переживания. Отсюда вытекает необ­ходимость сочетания убеждения с внушением. Эти методы в каждом акте общения в учреждении культуры действуют совместно, допол­няя и усиливая, друг друга. Убеждая друг друга, мы в то же время и внушаем друг другу, а когда внушаем, стремимся делать это убеди­тельно: "Когда мы касаемся эмоций и чувств, апеллируем к сердцу человека, а через него к уму и воле, то тем самым нажимаем и кноп­ку механизма внушения"2.

Внушение происходит без активного участия воли воспринимаю­щего лица, без участия его мышления. Если словесное убеждение действует обычно силой логики и непреложного доказательства, то внушение действует путем непосредственной передачи психических состояний от одного лица к другому, не нуждаясь ни в каких доказа­тельствах и аргументах.

Особенно большое значение имеет внушение в учреждении куль­туры. Аудитория здесь неоднородна, не всегда имеет хорошую теоре­тическую подготовку, больше подвержена групповому мнению, сти­хийно складывающимся межличностным отношениям, легче воспри­нимает яркую эмоциональную насыщенную информацию, в которой убедительные факты сочетаются с интересными описаниями, увлека­тельным изложением.

Эффективному использованию внушения в механизмах воздейст­вия способствует и то, что специалисты учреждений культуры хоро­шо знают интересы и настроение слушателей, обстановку на пред-гфиятии, в цехе и бригаде, чувствуют, какое слово и как нужно

1 Добролюбов НА. Избранные философские сочинения. С 250. 238

ВЗт, Т. 11, М., 1946-

1 См.: Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1990. С. 296. Кондратенко Г. К. Вопросы теории печати в свете социальной психологии. В сб.: !°просы теории и практики массовых средств пропаганды — М., 1988. — С. 302.

239

сегодня сказать. Это позволяет быстрее находить путь к людей, обеспечивает результативность внушения, так как людям можно только то, что соответствует направлению их потреб, ностей и интересов, их убеждений и воли.

Внушение возможно тогда, когда слушатель доверяет источнику информации. Доверие — одно из важнейших условий успешного воспитательного воздействия. Индивид в данном случае восприни­мает информацию, не обращаясь к анализу и синтезу, полагаясь полностью на компетентность источника, его достоверность и обще-признанность. Недостаток доверия, сомнение в правильности сооб­щений, в объективности информации тормозят процесс восприятия, снижают действенность воспитательного воздействия. Значительную роль играют также убедительность, обоснованность суждений и вы­водов, являющихся важнейшими элементами технологии культурно-досуговой деятельности.

Выявленные нами социально-психологические механизмы функ­ционирования технологии культурно-досуговой деятельности позво­ляют судить о системе их взаимосвязи через: а) воздействие потреб­ностей и интересов на ценностные ориентации и установки, которое опосредуется убеждениями, обычаями, традициями, нормами морали и права; б) формирование установок на основе убеждений, норм и традиций; в) воздействие на направленность потребностей и интере­сов нормативных компонентов психологии социальной общности (убеждения, привычки, обычаи, традиции, нормы).

И наконец, существует непосредственная связь между чувствами и целями общественной группы. Сильно выраженные положитель­ные эмоции и чувства (воодушевление, энтузиазм, радость и т.д.) усиливают, а отрицательные (пассивность, моральная усталость, неуверенность и т.п.) ослабляют волю к достижению целей.

Ко второй группе социально-психологических механизм относит­ся взаимодействие людей в процессе общения и социальной деятель­ности: подражание, внушение, .убеждение, пример и т.д. Их можно характеризовать и как способы психической деятельности, которые могут усиливать или ослаблять чувства, настроения, установки, со­циальные ориентации. Подражание, внушение и пример проявляются во всех видах деятельности и, хотя не определяют общественную

дсяхологию, поведение социальных групп, имеют важное практиче­ское значение.

Распространение и оценка информации в контактных группах за­висят также от позиции авторитетного лица, пользующегося уваже-ллем и влиянием. К мнению такого человека прислушиваются, его оценка факта, поступка, сообщения, слухов и т. д. во многих случаях оказывается определяющей мнение других.

Закономерностями функционирования информации являются ее распространение, переработка и оценка в первичных коллективах, контактных группах и группах общения, складывающихся в зависи­мости от интересов. Данный процесс можно представить как движе­ние информации от субъекта воздействия к аудитории учреждения культуры, затем эта информация обсуждается и оценивается, усваи­вается личностью. Поэтому знание господствующих в группах оце­нок, устойчивых представлений, характера и степени их воздействия на восприятие и усвоение информации имеет большое значение для эффективности технологии культурно-досуговой деятельности.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое социштьно-психологический механизм функционирования технологии культурно-досуговой деятельности?

  2. Перечислите социально-психологические механизмы функционирова­ ния технологии культурно-досуговой деятельности?

  3. Какова роль средств массовой информации в технологии культурно- досуговой деятельности?

Задания для самоподготовки

  1. Составьте схему социально-психологических основ механизма функ­ ционирования технологии культурно-досуговой деятельности.

  2. Составьте схему взаимосвязи средств массовой информации и учреж­ дений культуры.

Список литературы

Ковалев А.Г. Психология личности. —М., 1990.

Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руко­водства.—М., 1980.

ХелемендтВ.С. Союз пера, микрофона и телекамеры. — М., 1989.

240

16 Зак. 339

241

16*

Глава 15. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ АУДИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Сегодняшняя действительность такова, что все чаще психическое состояние людей, их преобладающее настроение в самых различных областях нашей общественной жизни определяют негативные про­цессы, смену духовно-нравственных отношений, складывающихся в обществе. Поэтому в культурно-досуговой деятельности появляется понятие "социально-психологическая атмосфера". Стали привыч­ными понятия "атмосфера общества" (региона, коллектива), "те­атральная атмосфера" (праздничная, клубная, спортивная) и т.д. Создание благоприятной жизнедеятельности является одновременно и средством для успешного осуществления целей реформирования нашего общества, самоценностью новых идей. Изучение социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры, стоя­щей в ряду подобных явлений, позволит сделать шаг на пути пости­жения этого малоизвестного феномена в технологии культурно-досуговой деятельности, осмыслить специфику аудитории клуба как одну из многообразных моделей человеческой общности с социаль­но-психологических позиций, раскрыть резервы и преимущества педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности перед другими формами массового воздействия. Сделать качествен­ный сдвиг в технологии культурно-досуговой деятельности — на­сущная проблема, поскольку на фоне стремительного роста аудито­рий массовых коммуникаций (прежде всего ТВ, шоу-программ, ночных клубов) педагогические возможности аудитории кажутся ограниченными, исчерпанными, легко заменяемыми, не соответст­вующими современной динамике жизни. Обоснование содержания и специфики социально-психологической атмосферы аудитории учре­ждения культуры, определение путей ее оптимизации, позволяют наиболее полно высветить весь комплекс явлений, связанных с взаи­модействием людей в данной общности, осмыслить ее феноменоло­гическую суть, аккумулировать ответы на многочисленные вопросы быта, работы, отдыха человека. Поэтому возникает необходимость управлять аудиторией, ее эмоциональным состоянием на основе законов общения и восприятия.

242

Понятие "атмосфера" широко используется в научной литерату­ре. Говоря о специфике массово-аудиторных форм культурно-досуговой деятельности, авторы, ссылаются на особую, неповтори-Д1ую клубную атмосферу. Но единого понимания сути этого явления до сих пор нет. А в социальной психологии это явление, примени­тельно к иным формам коллективной жизнедеятельности, достаточно давно и глубоко изучено.

Особенно глубоко разработано понятие социально-психо­логического климата, которое, в отличие от социально-психоло­гической атмосферы, более устойчиво и менее подвержено ситуатив­ным переменам. Но оба эти понятия означают психическое состояние той или иной общности, под которым подразумевается преобладаю­щий психический настрой ее членов, проявляющийся прежде всего в отношениях людей к совместной деятельности и друг к другу. Мно­голетний опыт изучения этого вопроса показывает, что психический настрой аудитории можно и диагностировать, и прогнозировать, и сознательно регулировать.

В последние годы теория культурно-досуговой деятельности все интенсивнее соприкасается с социальной психологией. Уделяется внимание и эффекту социально-психологической атмосферы клубной аудитории (В.Н. Гагин, А.А. Конович), подчеркивается необходи­мость ее формирования, указывается на ряд факторов, оказывающих влияние на ее становление.

Понятия социально-психологический климат (СПК) и социально-психологическая атмосфера стали научными терминами благодаря трудам О.И. Зотовой, А.Г. Ковалева, Б.Д. Парыгина, К.К. Платоно­ва, А.Н. Лутошина, В.М. Шепеля, Е.В. Шороховой и др. И хотя фор­мулировок значений этих понятий в современной науке, по утвер­ждению Е.В. Шороховой, более ста, уже не возникает сомнений в реальной определенности данных явлений. В культурно-досуговой деятельности принципиально возможно использование теорий СПК коллектива и его духовной атмосферы для понимания социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры. Здесь необходимо определить ее положение в системе социальных групп, опираясь на авторитетные источники (Д.М. Генкин, Б.А. Грушин, Г.А. Евтеева, Я.Л. Коломинский, В.Ф. Ломов).

243

В среде аудитории (публики) учреждения культуры доминируют отношения эмоционально-личностного характера, ибо на первый план выходят потребности в эмоциональном коллективном контакте в условиях публичности. Эта потребность в Зрелищном, публичном общении столь необходима людям, что часто приобретает ведущее значение в самых разных аудиториях (театра, кино, спортивных состязаний, клуба), превалируя над эстетическими и гностическими потребностями. Исходя из осмысления теорий СПК и феномена пуб­личности, можно определить социально-психологическую атмосферу аудитории учреждения культуры как такое психическое состояние аудитории, под которым подразумевается преобладающий психиче­ский настрой людей, проявляющийся на уровне их эмоциональной восприимчивости культурно-досуговой программы, включенности в ход ее действия регулирования отношениями собравшихся.

Сегодня очевидна тенденция социально-психологического подхо­да к проблеме аудитории учреждения культуры, ибо уже не совокуп­ность личностей стоит за этим широким понятием. Активно ищет пути сближения со зрителем театр, в этом видит «колоссальный резерв» телевидение. Максимально приблизиться к зрителю, слуша­телю, читателю стремятся все институты массового воздействия, однако наибольшие возможности для этого имеются в аудитории клуба, где есть условия для пристального персонифицированного внимания к членам аудитории, для налаживания межличностных контактов в их среде. Г.А. Товстоногов утверждал, что именно театр в первую очередь призван поддерживать формы общения с залом, что должно привести к неизбежному и роковому для искусства изме­нению климата в театральном зале. Мысль о том, что подлинное единство сцены и зала возможно на клубном мероприятии, не нова (Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.И. Марков, В.А. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов). Однако это единство подразумевает под понятием "зал" нечто общее, целостное, где отдельный человек лишь "один из всех", чье поведение в процессе мероприятия запрограммировано и его неповторимая индивидуальность уходит на второй план, тогда аудитория учреждения культуры имеет огромные возможности пер­сонификации контакта. Именно в широких возможностях преодоле­ния формально-ролевых заданностей общения заключается феноменоло­гическая суть социально-психологической атмосферы аудиторий,

244

дежат пути ее эффективного регулирования. В этой связи автор со­глашается с С. С. Дадашевой, считающей ведущим путем индивидуа­лизации массового воспитательного воздействия — воздействие положительным примером (эффект подражания и идентификации). Не менее эффективен и высокоперсонифицированньш подход к ауди­тории, максимальное выявление личности каждого участника про­граммы. Ориентация на более высокий уровень личностно-ориен-тированного общения в процессе организации аудитории учреждения культуры может послужить созданию такой атмосферы, в которой возрастает возможность, во-первых, решения актуальной проблемы как не потерять в массовой аудитории отдельного человека, во-вторых, реализация главной цели общения в клубной аудитории — содействие познанию людьми друг друга, в-третьих, стимулирование роста индивидуальной значимости каждой личности, гармонии ее развития. "Дойти до каждого" необходимо не только в групповой, но и в массовой работе учреждения культуры, тем более, что аудитор­ные формы работы привлекают основную массу населения, которая предпочитает эпизодически посещать программы. В основе интереса этих людей лежит потребность "на других посмотреть и себя пока­зать", реализовать неосознанную, но насущную потребность в пуб­личном внимании, признании, самовыражении. Необыденность, эмоциональная приподнятость социально-психологической атмосфе­ры массовой формы культурно-досуговой программы облегчает воз­можность особенно в праздник, или обряд проявления положитель­ных чувств, способствует высокой оценке людьми друг друга. Это исключительно важно, т.к. оценка окружающих, являющаяся суще­ственным фактором проявления социальной активности человека, в условиях публичности приобретает еще большее значение. Значит, атмосфера аудитории может служить формированию и утверждению положительной Я-концепции у членов аудитории на основе доброже­лательного, эмоционально-непосредственного отношения друг к Другу, способствовать развитию личности, повышению уровня ее социально-психологической культуры. Оптимальная социально-исихологическая атмосфера аудитории учреждения культуры харак­теризуется как коллективный эмоционально-положительный настрой аудитории, ориентированный на максимальное выявление неповтори-*шх индивидуальностей в своей среде, проявляющийся в приподнятой

245

I

психо-эмоционалыюй активности каждого ее члена (как созерцд. тельной, так и деятельной), отличающейся высокой степенью внима. ния и интереса друг к другу. Такая атмосфера расширяет объектив­ные возможности социального самоутверждения личности и способствует росту социально-психологической культуры людей.

Оценка реаш>ного состояний психического настроя аудитории уч. реждения культуры усложняется временной ограниченностью ситуа­тивных и импровизированных по своем}' характеру кулътурно-

досуговых программ. Поскольку диагностирование атмосферы

это, прежде всего, определение уровня эмоциональной вовлеченно­сти в коммуникативные отношения, то главным критерием этой ат­мосферы служит наличие или отсутствие контакта в коммуникатив­ных связях в аудитории и с аудиторией. Кроме того, для опреде­ления атмосферы весьма значим критерий эмоциональной удовле­творенности-неудовлетворенности членов аудитории. Эти моменты в совокупности с динамичностью эмоциональной картины исследуемо­го явления потребовали особой инструментовки самих приемов ис­следования, что послужило основанием для выбора в качестве ос­новного инструмента диагностики данного явления приема записи индивидуальных эмоциональных состояний, разработанного для эмпирического изучения социально-психологического климата А.Н. Лутошкиным. Преимущество этого приема заключается в том, что его легко перевести на язык игры, дабы сделать исследование естественным, а не инородным моментом программы, что является одной из достаточно трудных и необходимых задач в определении путей ее диагностики. Правомерны способы перевода опроса в игро­вую и наглядно-образную форму.

Специалисты учреждения культуры не ограничиваются только этими методами при диагностике атмосферы. Это вызвано сложно­стью изучаемого явления. Нередки случаи, когда игровая ситуация и методы записи неэффективны, и тогда только визуально можно за­фиксировать динамичные явления, для чего применим традицион­ный метод фиксации зрительских реакций. Вместе с тем, для изуче­ния данной атмосферы этих методов недостаточно, которые определены в ходе предыдущего теоретического осмысления ее спе­цифики, а именно, уровня реализации личностных потенциалов чле­нов аудитории в условиях публичности. В связи с этим предлагается

246

учета степени включенности в коммуникативную деятель­ность данных потенциалов в совокупности с учетом процессов отра-ясения аудитории в индивидуальных эмоциональных состояниях.

Оценка реального состояния социально-психологической атмо­сферы аудитории происходит на основе информационных данных об индивидуальном эмоциональном состоянии каждого члена аудито­рии и о его отношениях с окружающими, в частности, степени вклю­ченности в коммуникативную деятельность членов аудитории. Через призму этой оценки можно судить не только об уровне эмоциональ­но-психологической включенности членов аудитории в коммуника­тивную культурно-досуговую программу, но тем самым и об уровне психологического, духовного комфорта личности в условиях публич­ного общения и о степени развернутости психического потенциала аудитории в целом, о степени внимания и интереса друг к другу чле­нов аудитории, а также о сциально-психологическом климате в учреж­дениях культуры.

Опираясь на этот метод, необходимо решить главную задачу в деле оптимизации данной атмосферы — создание социально-педагогических условий, способствующих удержанию в поле коллек­тивного внимания каждого члена аудитории и представляющих практические возможности для действенного проявления его непо­вторимой индивидуальности, а также преодолению психологических барьеров на этом пути. Для чего предлагается осуществление лично-стно-ориентированного подхода к аудитории в ходе:

247

\1

воздействия, стимулированию межличностного общения, обеспече­нию психологическим комфортом защищенности каждого присутст­вующего). Контактные группы могут быть реальными и сконструи-рованными. Деление аудитории на малые контактные группы стимулирует не только личностное общение внутри каждой группы но и мужгрупповое общение на основе интергруппового эффекта, позволяет заметить "потерянных", то есть не вошедших в группиров­ки, формировать личностно ориентированное общение в неразрыв­ном единстве с чувством общности.

Здесь велика роль лидерства по ведению программы. Это уход от традиционного понимания роли лидера-ведущего в аудитории — конферансье, актера-исполнителя, затейника, распорядителя и т.д., определение основной функции лидера-ведущего как "невадимого" регулировщика запланированных и спонтанных действия, импрови­заций на основе максимального использования возможностей членов аудитории. В культурно-досуговой программе важно выявление пас­сивно-созерцательных моментов. Особое внимание надо уделить использованию коллективного лидерства, сменяемости лидеров, созданию условий для самовыражения максимально возможного числа членов аудитории, раскрепощению инициативы людей, выяв­лению в их среде неформальных лидеров, обладающих эффектом личностного притяжения, что необходимо для формирования такой социально-психологической атмосферы в аудитории, в которой наи­более полно реализуются сущностные черты деятельности учрежде­ния культуры.

Затем специалисту важно выявить соновные типы атмосферы. Учитывая многообразие аудиторных форм культурно-досуговой деятельности, основным объектом можно выбрать аудиторию клуб­ных вечеров, которые наиболее полно отражают специфику деятель­ности учреждений культуры.

Определяя ведущее значение реализации личностных потенциа­лов, характеризующих, уровень социально-психологических притяза­ний и возможностей человека в коммуникативной деятельности для формирования оптимальной атмосферы в аудитории, надо не снижать необходимость учета иных факторов, под влияние которых может складываться атмосфера высокого уровня, но иного типа. Прежде всего, следует выявить позитивную социально-психологическую

248

атмосферу клубной аудитории в двух основных типах. Один из них (атмосфера первого типа) аккумулирует в себе ощущение, осознание публикой целостности и ценности своей общности как совокупности неповторимых индивидуальностей. Другой (атмосфера второго типа) хаоактериуется этим же психологическим единством, выраженным в чувстве многомерного "МЫ", где каждый идентифицирует себя со всеми. Атмосфера второго типа наиболее часто встречается в клуб­ной аудитории. В ее рамках происходит уподобление себя другим и других себе, причем "другой" в аудитории абстрактен, имеет весьма обобщенные характеристики, тогда как атмосфера первого типа воз­никает на основе проникновения в мир друг друга. Две ценности — "личностная автономия" и "чувство общности" — находят здесь свое выражение в неразрывной связи. В условиях такой атмосферы рес­понденты раскованнее, разнообразнее палитра их индивидуальных эмоциональных состояний.

Оба типа свидетельствуют о том, что контакт в среде аудитории и с аудиторией состоялся, в силу чего мы говорим о сложившейся ат­мосфере. Ситуативная сплоченность публики находит в них свое отражение и, наоборот, эта атмосфера сплачивает публику. Вместе с тем, ресурсы педагогических возможностей атмосферы первого типа значительно богаче. Всего можно зафиксировать шесть основных типов, которые характеризуются: наличием или отсутствием контак­та в аудитории и с аудиторией; уровнем ориентации массового воз­действия на жизнедеятельность локальной общности, к которой при-ладлежат собравшиеся, и уровнем индивидуально-личностной ориентации массового воздействия. Первым двум описанным типам свойственна позитивная, эмоционально-приподнятая атмосфера с высоким уровнем присутствия и готовности к активности. Двум дру­гим присуща негативная атмосфера активного или пассивного не­приятия, потеря интереса к действия и к воздействию. Но в каждой культурно-досуговой программе есть зоны спокойной, уравновешан-ной атмосферы и несложившейся атмосферы. Имеет свою специфику и официальная атмосфера, которая в аудитории клуба не приживает­ся. Опыт показывает, что динамичное явление атмосферы может в ходе одной программы претерпевать неоднократные изменения, выявлять возможность использования способов фиксации уровня Развернутости потенциалов притязаний и возможностей человека

249

в коммуникативной деятельности и фиксации зрительских реакций для слежения за перманентным развитием данной атмосферы.

Выдающийся отечественный режиссер А. Д. Попов писал: "Нау. чившись видеть и ощущать атмосферу в окружающей нас среде, мы увидим и откроем для себя целый ряд совершенно конкретных ее выразителей: темпо-ритм, психофизическое самочувствие людей тональность, в которой они разговаривают, мизансцены, в которые они невольно, без какого-либо режиссера группируются, и т.д А когда мы научимся все это видеть и чувствовать в жизни, нам легче будет найти соответствующие средства сценического воплоще­ния атмосферы в спектаклях. Следовательно, атмосфера — это воз­дух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей"1.

Поскольку все культурно-досуговые программы посвящены тем или иным событиям, месту и времени действия имею различные

атмосферы.

Разрабатывая методику регуляции атмосферы для различных ти­пов учрежедний культуры, целесообразно в основу положить сравни­тельную характеристику социально-психологической атмосферы в аудитории клубных вечеров, решенных традиционно, и реализации этих же программ в условиях, диктуемых каждым членом аудито­рии. С целью получения надежной социально-психологической ин­формации были осуществлены замеры изучаемой атмосферы в иден­тичных ситуациях в аудиториях различных культурно-досуговых учреждений Москвы. Стало видно, что уровень атмосферы сформи­рованный по обусловленному методикой пути, как правило, превы­шает уровень подобной атмосферы на традиционном вечере. Осо­бенно заметна разница в эмоциональном самочувствии членов аудиторий праздничной и повседневной аудитории. Там, где атмо­сфера формировалась целенаправленно, зрители соответственно ощутили свою личностную значимость в аудитории. Здесь наблюда­лось сохранение эмоционального эффекта от клубной встречи на боле длительное время, готовность людей повторить ее, возникнове­ние новых дружеских контактов в среде аудитории.

:. — М.,1959, — С. 94.


Можно заметить не только прямую, но и обратную зависимость в звене "интенсивность активности личности в аудитории — коллек-

1 Попов А.Д. Художественная целостность спектакля.

250

внимание к личности в аудитории". Вместе с тем, нельзя ярямитизировать понимание необходимости превращения участника массовой программы в активно действующее лицо, ибо ощущение себя равноправным, значимым лицом в аудитории не менее, а порой более и более важно, чем непосредственно-действенное, видимое проявление активности. При анализе зрительских реакций замечено, что наиболее действенные реакции, яркие положительные тонально-коммуникативные проявления среди собравшихся были выражены в моменты, когда в центре коллективного внимания оказывались сами члены аудитории (в составе всей общности, в составе отдельных групп и поодиночке), особенно в ходе импровизационных ситуаций, когда индивидуальное своеобразие людей выявляется наиболее ярко. Это и другие моменты обнаруживают, что публичное внимание к человеку служит не только удовлетворению его насущных потребно­стей, но и специфическим средством познания людьми друг друга. Разработанные приемы регуляции атмосфера аудитории помогают планировать и прогнозировать атмосферу уже на сценарном уровне. Более того, как показал опыт, кардинальное переключение внимания автора-сценариста с задачи создания зрелища на создание необходи­мой атмосферы в аудитории стимулирует его творческий поиск.

Можно найти много конкретных способов того, как зрелищную программу в клубе выполнить "руками публики", как вовлечь в ор­биту коллективного внимания каждого присутствующего. Конкрет­ные игровые ситуации, благоприятствующие развертыванию лично­стных потенциалов человека способствуют раскрепощению его сущностных сил, повышению его психо-эмоциональной активности. Важно создание своеобразной копилки творческих находок в этой области организаторской деятельности.

Изучение социально-психологической атмосферы клубной ауди­тории позволило убедиться в том, что основным показателем клубно­го характера аудитории является ее социально-психологическая ат­мосфера, а именно, нацеленность, ориентация коллективного психологического настроя на выявление, высвечивание конкретной жизнедеятельности общности, к которой принадлежат собравшиеся, а также личностей, ее составляющих. В условиях такой атмосферы эмо­ционально-непосредственного, доброжелательного внимания и интере­са человека к человеку в аудитории массового общения расширяются

251

объективные возможности социального самоутверждения личности через реализацию ее исконных потребностей в публичном призна­нии, публичном внимании, публичном самовыражении, что стиму­лирует его социальную и творческую активность. Это позволяет наи­более полно реализовать главную цель общения в клубной аудитории —. познание людьми друг друга, сформировать новый позитивный опыт человеческих отношений, способствующий росту социально-психо­логической культуры людей, а значит и совершенствованию их соци­альной жизнедеятельности в целом.

Таким образом, социально-психологическая атмосфера клубной аудитории отражает меру ситуативной эмоциональной сплоченности членов аудитории, меру их эмоциональной удовлетворенности и личностной самореализации, а также предстает существенным фак­тором данным явлений. Двигаясь через призму осмысления специ­фики социально-психологической атмосферы клубной аудитории, открываются существенные преимущества массово-аудиторных форм культурно-досуговой деятельности перед другими аудиториями массовых коммуникаций на пути индивидуально-личностной ориен­тации массового воздействия. Эти преимущества характеризуются широким возможностями:

Основным показателем благоприятной социально-психо­логической атмосферы клубной аудитории является уровень реализа­ции потребностей человека, ориентированных на общение с другими, на внимание к нему других и адекватную оценку своего участия в совместной деятельности.

Множество моделей социально-психологической атмосферы клубной аудитории находят свое выражение в шести основных ти­пах, как позитивного, так и негативного характера. Самыми богаты­ми ресурсами педагогических возможностей обладает атмосфера,

характеризующаяся психологическим единством "МЫ" как совокуп­ности неповторимых индивидуальностей.

Регуляция социально-психологической атмосферы клубной ауди-•юрии с целью ее оптимизации требует реализации индивидуально-ллчяостного подхода к аудитории в процессе организации предком-^уникативного и посткоммуникативного периода клубного массового щероприятия, а также непосредственно в коммуникативном периоде:

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое социально-психологическая атмосфера в учреждении культуры?

  2. Как различается атмосфера массовых, групповых и индивидуаль­ ных форм работы?

  3. Какая роль сценариста и режиссера в создании социально- психологической атмосферы в учреждении культуры?

Задания для самоподготовки

  1. Составьте схему атмосферы праздника в учреждении культуры.

  2. Составьте схему клубного вечера в учреждении культуры.

Список литературы

Кулыурно-досуговая деятельность. Учебник. Под науч. ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. — М.: МГУКИ, 1998.

Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. —М., 1959,