logo
КДД стр

Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию

Понятие "искусство" имеет три разных значения: искусство как мастерство в любой профессии; искусство как творчество по законам красоты; искусство как художественное творчество, которое включа-21 и мастерство, и творчество "по законам красоты".

Искусство — это мышление в образах, одна из главных особен-Остей художественно-образного отражения действительности.

201

Поэтому каждый человек в той или иной степени имеет определен, ные эстетические взгляды, обладает способностью к мышлению в образ, ах. В то же время не каждый может создать произведения искусства.

Для того чтобы стать искусством, элементом культурно-досуговой деятельности, образное отражение действительности получает худ0. жественное воспроизведение в определенном материале средствами искусства (литературы, театра, изобразительного искусства, хореогра-фии, музыки и т.п.). Технология культурно-досуговой деятельности включает в себя и образное мышление, и определенную практическую деятельность — художественное творчество, эстетическую обработку материала, направленные на создание художественных ценностей.

Возникает необходимость эстетизации всего технологического процесса культурно-досуговой деятельности. Автор согласен с М.С. Ка­ганом в том, что даже организаторская деятельность имеет свой эсте­тический потенциал, "коренящийся в отношении человека к челове­ку, которое подчиняется эстетической регуляции в не меньшей сте­пени, чем отношение человека к природе. Именно отсюда возникает пронизывающее всю историю стремление эстетизировать социально-управленческое отношение, придать им эмоционально-впечат­ляющий характер — вспомним эстетически действенную организа­цию религиозного культура, всех политических обрядов фараонов, ханов — царей, аналогичное оформление судопроизводства (церемо­ниал судебного разбирательства, мантии, парики и головные уборы судей, архитектурное решение помещений и мебели)"1. Эстетизация методики культурно-досутовой деятельности вытекает из природы предмета деятельности, для которого материал составляет вся кон­кретная, чувственно воспринимаемая действительность. Суть мето­дики раскрыл А.В, Луначарский, который считал, что это тот про­цесс, в котором "благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всеи действуют не рассуждением, а живым показом жизни в обществе"" Организация и методика культурно-досуговой деятельности-являют­ся способами приобщения человека к художественно-эстетической

1 Каган М. С. Эстетическое воспитание как феномен культуры.// Комплексная пр грамма эстетического воспитания населения: Пути разработки и реализация. ^ М., 1987.—С. 43—44.

2 Луначарский А.В, Критика и критики. — М., 1938. — С. 230.

202

еятельности. Поэтому эстетический подход к ее технологии не толь-лозволяет выявить специфику предмета художественного изобра­жения, но и дает возможность выяснить характер ряда присущих очько учреждению культуры особенностей творческого процесса. Именно творческие основы технологии культурно-досуговой дея­тельности, воплощающиеся в форме предметной художественной ясизнедеятельности, позволяют использовать художественный образ и художественное обобщение на основе эстетики повседневности.

Согласно теории эстетики повседневности, правдивое отражение ясизни является результатом особого ее обобщения. Для такого по­знания недостаточно непосредственного восприятия тех или иных жизненных явлений. Знакомство с человеком сразу не раскроет нам добрый он или злой, не всегда позволит определить уровень его об­разования, воспитания, культуры и т.п., как и фотография, фикси­рующая внешность, не всегда дает правдивое впечатление.

Художественный образ раскрывает главное, существенное в человеке через отдельные, конкретные факты, поступки, действия. Особенность художественного образа заключается в том, что творческий работник культуры, создавая его через жизненные явления, отвлекаясь от одних, как от второстепенных, выделяет другие, наиболее важные, т.е. из массы отдельных фактов выбирает наиболее важные, существенные, помогаю­щие раскрыть лежащую в их основе закономерность.

Смысл художественного воздействия на личность заключается в том, что участник программы является и субъектом, и объектом воз­действия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаи­моотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект,' эффективность значительно снижается.

Художественная самодеятельность масс в культурно-досуговой деятельности основана на потребности в коллективной эмоциональ­ной жизни. Эта потребность, в свою очередь, актуализируется в Фонтанной, неорганизованной художественной самодеятельности по поводу того или иного события. Отношение к событию стимулирует ЭГУ самодеятельность, рождает особое художественное действие, не 03Данное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной '^кцией масс на происходящее в виде карнавального шествия, испол­нив песен, коллективного танца, пантомимического действия и т.д.

203

Совершенствование технологии культурно-досуговой деятельно­сти приметно не только стремлением глубже войти в духовную жизнь личности, вникнуть во все детали и тонкости ее переживаний и мыслей, мотивов поведения и действий, но и взять каждую деталь каждый штрих в контексте широких обобщений. В этом смысле про-грамма культурно-досговой деятельности предстает существенной и значительной, в ней исчезает назойливая мелочность и все воспринима. ется как открытие мира и человека, и через каждую деталь, мелкую за­рисовку или образ просвечивает ход мысли художника, его отноше-ние к миру, его творческий поиск, направленность поиска, цель.

Если в обобщенной форме сказать о том, что же в настоящее вре­мя определяет формы и способы художественного мышления, прида­ет ему особую характерность, дает ощущение его современности, это масштабность мысли, ее широта и значительность, ее напряженные ритмы, ее стилистическая заостренность, которые обусловливаются стремительным ходом нашей истории, ее зигзагами и катаклизмами.

Вот почему подготовка культурно-досуговой программы не может быть осуществлена без использования документального материала.

До сих пор в научной литературе нет четких понятий "докумен­тальный" и "фактический материал". Знать различие в понятиях "факт" и "документ" чрезвычайно важно специалистам учреждений культуры. Слово "факт" (лат. {актшп — сделанное, совершившееся) имеет несколько значений: 1) в обычном понимании—синоним слов "истина", "событие", "результат"; 2) знание, достоверность которого доказана; 3) в логике и методологии науки—предположения, фикси­рующие эмпирические знания. Документ (лат. сюсшпепшт— доказа­тельство, свидетельство) — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксиро­ванной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во вре­мени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображе­ния, звуки и т.д. В обычном понимании документ — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то

Слабо мотивированное или затянутое во времени использован^ яркого сенсационного факта, наглядного документа приводит к серь' езному отрицательному результату. Оптимальное использован* наоборот, порождает высокую степень эмоционального восприял*

1 См.: Советский энциклопедический словарь. — М, 1981. — С. 408,1408.

204

что приводит к возникновению в аудитории непроизвольного внима­ния в виде любопытсгва, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов. Особенно это касается неста­бильных аудиторий. Поэтому большое значение в театрализованном действии имеет соотношение художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не со­единяется с линией документально, а проходит вторым планом, ас­социацией, в других —художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия.

Пока специалисты довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, систематически перегружая рациональ­ную, тем самым не удовлетворяя потребность человека в красоте, в веселом, радостном общении, шутках, смехе, не реализуя его способ­ности к образному мышлению.

В творческом процессе подготовки культурно-досуговой про­граммы такие элементы мышления, как понятийные и образные, осмысление опыта, фантазия зрительная и эмоциональная и т. д. вступают в оригинальные связи. Поэтому важно уметь подбирать специалистов определенного типа художественного мышления. Уче­ные разработали классификацию типов такого мышления. Автору наиболее близка классификация Б. С. Мейлаха, который представляет ее следующим образом: "художественно-аналитический тип, отли­чающийся единством "идеи" и "образа" аналитического и конкретно чувственных элементов творчества; субъективно-экспрессивный, когда чувственная и эмоциональна окраска изображения преобладает над относительно слабой аналитической тенденцией; рационалисти­ческий, особенно отчетливо проявляющийся в классицизме с его перевесом "идеи" над "образом"1. Отсюда, наиболее острой пробле­мой в технологии культурно-досуговой деятельности становится использование символико-аллегорического изображения, раскрываю­щего содержание программы. Поэтому прежде всего, следует выяснить, что такое символ. Символ — это ."образ, взятый в аспекте своей зна-ковости... знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа"1. Символ выражает определенную идею, смысл, обладает огромной силой обобщения, имеет свою эстетику и

См.:МейлахБ.С. Психология художественного творчества. — М., 1980. — С. 16. 1 См.: БСЭ. Т.23. — М., 1976. — С, 385.

205

весьма приблизительное сходство с отображаемым объектом, явле­нием, событием (например, символ Олимпиады — пять переплетен­ных колец). Поэтому для правильного его восприятия необходима обусловленная договоренность в государстве как однозначно пони­мать значение того или иного символа. Значит, восприятие символов зависит от закрепленных в данном обществе или международном сообществе символических значений, смыслов.

В мировой культуре используется огромное количество символи­ческих образов для обозначения событий и предметов реальной жиз­ни, причем символами наделяются и действия людей, их поведение. Известный психолог Л.С. Выготский отмечает: "Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков"2. Поскольку материальные условия жизни находятся в постоянном развитии в соответствии в изменением спо­собов производства, символы могут изменять свое содержание. Одни сохраняются долгое время без серьезных изменений даже при смене общественно-политических формаций, другие, обогатившись новым содержанием, меняют формы в соответствии с новыми условиями жизни народа; третьи, отжив, исчезают, уступая место новым.

Символы органически входят в живую ткань всех государствен­ных и религиозных праздников, утверждая идеалы и раскрывая смысл жизни на земле. Классификация символов помогает видеть их различия, изобразительные и смысловые возможности, методику точного их использования в культурно-досуговой деятельности.

Работникам культуры необходимо глубоко усвоить, что психоло­гически обоснованная символика оказывает очень сильное воздейст­вие на людей. Умелое использование символов, выражающих обще­человеческие ценности, способствует повышению эффективности технологии культурно-досуговой деятельности.

А.В. Луначарский в своих лекциях "История западноевропейской ли­тературы в ее важнейших моментах" пишет: "Символ в искусстве —• чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном,

2 Выготский Л.С, Развитие высших психических функций. — М., 1966. — С. 11Ц

206

непосредственно действующем на ваше воображение и сердце обра­зе. Как же это можно сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют"1. Внешне символ может выглядеть скромно и в художественном плане неформально, но он обязательно должен воплощать ведущую идею, основной соци­альный смысл обозначаемого содержания.

А.М. Горький связывал возникновение мировых символов в ис­кусстве и литературе с творчеством широких народных масс. Для него это — результат огромных обобщений действительности, до кото­рых доходит общенародное творчество. Особо он отмечает: "Слово все­гда являлось символом, то есть речение возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые он облекал свои поня­тия"2. Следовательно, смысловое содержание символики формирует­ся в сфере ценностных ориентации общества Символы Российской Федерации, несущие в себе глубочайший гуманистический смысл, как правило, созданы коллективным разумом, а не отдельными авторами. Использование символов и аллегорий в культурно-досуговой про­грамме позволяет усилить эмоциональную насыщенность, создать необходимую атмосферу. В свою очередь "эмоция, — как пишет Э.В. Соколов, — стимул деятельности, познания творчества"3. Одна­ко в подготовке и проведении культурно-досуговых программ спе­циалисты редко используют художественно-образные и символико-аллегорические средства воплощения замысла, которые получают наибольшую популярность у аудитории.

Когда различные типы учреждений культуры входят в культурно-спортивные или социально-педагогические комплексы, то набор художе­ственно-образных и символических средств воздействия на аудиторию значительно увеличивается4. В среднем за год здесь практикуется от

1 Луначарский А.В. Собр. соч. В 8 т. Т. 4. — М., 1947. — С. 335—336.

2 Горький АМ. Собр. соч. В 30 т. Т. 24. — М., 1958. — С. 161. Соколов Э.В. Культура и личность. — М., 1969. — С. 40.

См.: Антонов И.В. Социально-педагогические основы организации деятельности "ультурно-спортавного комплекса: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1989; Дмитриев АЗ. Взаимодействие культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной деятель­ности культурно-спортивного комплекса: Автореф. дис—канд. пед. наук. — М., 1990.

207