logo
КДД стр

Глава 16. Механизм восприятия в технологии

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Закономерности восприятия в технологии культурно-досуговой Деятельности раскрывают свои особенности через внимание, память, шгдление и т.п. Однако следует учитывать, что восприятие действи-ельности опосредованно прошлым социальным опытом, чувствами,

252

253

интересами. В технологии культурно-досуговой деятельности глав, ное — единство сознания и деятельности, их взаимосвязь и взаимо. обусловленность. Не случайно С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что; "деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осу. ществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения"1.

В изучении закономерностей восприятия, памяти и мышления психологические исследования сосредоточиваются на изучении пре. образования внешних действий во внутренние, идеальные. В психо­логии различаются восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Соотношение познава­тельной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Так, преобладание эмоционально-оценочных моментов в технологии культурно-досуговой деятельно­сти вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолени-ем заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими. Эмоцио­нально-оценочные моменты в деятельности специалистов учрежде­ний культуры могут проявляться в форме подачи материала, анализа фактов, выводах и теоретических обобщениях.

При восприятии культурно-досуговой программы с преобладани­ем познавательной направленности внимание аудитории сосредото­чивается на анализе рассматриваемой проблемы, раскрытии законо­мерностей социальных процессов, при этом, конечно, учитывается уровень подачи материала. В данной ситуации доминирующим ста­новится воздействие на разум, а воздействие на чувства должно со­провождаться сохранением или, усилением внимания, выработкой устойчивого, неослабевающего интереса. Информация, затрагиваю­щая коренные и ближайшие интересы аудитории, социальной груп­пы, вызывает различные переживания, психологические состояния и, по мнению П.М. Якобсона, "составляют для человека важнейший, .непосредственно испытываемый показатель жизненного процесса... Отсюда великая потребность во впечатлениях, готовность к их воспри­ятию... Человек реагирует эмоционально отнюдь не на все воздействия,

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — Ы., 1947. — С. 251.

254

которым подвергается... Отсюда избирательность эмоциональных откликов на воспитательное воздействие и различный уровень ин­тенсивности этих откликов"1. Психологическая "негативность" к восприятию аудиторией учреждений культуры, а следовательно, и усвоению определенной информации может иметь в своей основе многие факторы, не зависящие от деятельности специалистов учреж­дения культуры и аудитории. Восприятие информации осуществляет­ся через взаимодействие потребностей мотивов, мысли, чувств, на­строений, интересов, т.е. через всю структуру личности. Поэтому интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через направленность мысли и чувств, в стремлениях познать глубже суть, осмыслить происходящие события, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие одновременно захватывает область чувств и разума, а степень воздействия на эмо­циональную или рациональную сферу сознания во многом определя­ется конкретной ситуацией, соотношением объективных и субъек­тивных факторов.

Уровни восприятия информации зависят прежде всего от пред­ставлений и реализуются в различных их фазах. Психологи указы­вают на несколько особенностей формирования представлений на основе словесного описания и восприятия информационного факта. Каждая фаза характеризуется особенностями взаимодействия пред­ставлений с восприятиями и мышлением.

В представлениях перерабатываются данные восприятия; послед­нее связано с памятью, вызывается ассоциациями и означает некото­рое обобщение. Выделяются три фазы формирования представлений. Представления первой фазы характеризуются недостаточной расчле­ненностью и схематичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой про­граммы их можно характеризовать как такое психическое состояние, когда имеющиеся знания или возможности восприятия не позволяют понимать содержание информации в полном объеме, а "схватывает­ся" лишь часть ее, без достаточного понимания сущности, взаимо­связей информации и т. п. Представления второй фазы могут быть

Якобсон ПМ. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии. В сб.: Проблемы социальной психологии и пропаганды. — М., 1986. — С. 63—64.

255

адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекват­ными, схематическими для целостной ситуации и ее элементов по другим признакам. Представления третьей фазы отличаются осмыс­ленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. На наш взгляд, права Х.М. Гафурова в том, что "взаимоотношение восприятия, представления и мышления име­ет место на каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков сложного объекта и его кон­кретных элементов"1. В технологии культурно-досуговой деятельно­сти мышление как процесс обусловлен мыслительными способно­стями субъекта и объекта, изменение этого последнего в свою очередь необходимо обусловливает новый ход мышления.

Внутренние закономерности процесса мышления проявляются в мыслительных действиях объекта через анализ, синтез, обобщение, понимание, усвоение, запоминание и т.д. Внутренние закономерно­сти мышления объекта помогают преобразованию чувственных дан­ных. Использование человеком получаемых извне знаний принимает различные формы, выступая либо как анализ чувственных образов к их синтез, либо как мыслительный анализ и синтез словесных "об­разцов", понятий, образов.

Освоение мира в образах — это только одна из форм человече­ского познания, а книжная культура не исключает элемента (причем значительного) образности. Для выявления его нужны определенный интеллектуальный уровень, полет фантазии, способность чувствовать красоту литературного языка, т.е. довольно глубокое духовное разви­тие личности. А этот уровень, как известно, в первую очередь опре­деляется социально-экономическими и социально-политическими условиями, существующими в конкретном обществе.

В ходе смыслового и интеллектуального воздействия аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет их мыс­лительную переработку. Интересы к информации можно рассматри­вать в зависимости от обусловленности интересов личности или ау­дитории системой общественных отношений и видами деятельности:

1 Гафурова ХМ. Особенности формирования представлений на основе словесного описания и восприятия объекта. Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психоло­гов (Тбилиси, 21—24 июня 1971 г.). — Тбилиси, 1971. — С. 359. 256

от объекта — интерес к знаниям, информации, от субъекта (носите­ля) — индивидуальный, групповые интересы и т.д.

Диалектика развития интересов в технологии культурно-досуговой деятельности есть движение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в потреб­ность. Устойчивый интерес к знаниям усиливает направленность внимания и восприятие аудитории, стремление ее к самостоятельной работе, развивает потребность в систематическом обращении к источ­никам информации. Задача специалиста учреждения культуры по отно­шению к аудитории с недостаточно развитыми познавательными интере­сами состоит в том, чтобы внесением новых знаний заинтересовать ее, развить к ним устойчивый интерес, превратив его в потребность.

Действительность убедительно показывает, что интерес к полити­ческим событиям и явлениям у подавляющей части населения стра­ны носит устойчивый характер. В организованных аудиториях соз­даются реальные возможности для получения необходимых знаний самостоятельно анализировать происходящие события, делать пра­вильные выводы.

Психологические трудности, возникающие у человека в процессе восприятия и усвоения информации, получили название психологи­ческого барьера. Он возникает в силу воздействия на личность объ­ективных факторов и психического состояния самой личности. К объективным факторам относится содержание информации, кото­рое не воспринимается личностью или аудиторией, а к субъектив­ным — психологическая невосприимчивость, обусловленная соци­альными установками, недостаточным уровнем знаний и опыта. Эти факторы и определяют высоту психологического барьера.

В культурно-досуговой деятельности (включая и домашнюю) су­ществует до 450 различных форм — программ и видов предметной зятельности, где процесс восприятия и процесс общения сливаются зедино. Здесь отношения субъекта и объекта мы называем перцеп-№но-коммуникативный процессом.

Автор согласен с А.А. Бодалевым, который пишет: "...занимаясь «личными видами деятельности, человек, отвечая на требования шдого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему 'обенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу ^ступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде,

257


Зак. 339

артист, лектор, слушатель и пр.)- в связи со всем этим не остается по­стоянным значение сигнализирующих их чувственных качеств для вос­принимающего. На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество распространяется вторичное возбуждение от актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восприятие чувственных признаков, которые сигнализируют о других особенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря отрицательной индукции тормозятся"1. Технология культурно-досуговой деятельности строит­ся с учетом различных психологических ситуаций для того, чтобы эффективно воздействовать на восприятие, понимание и усвоение сообщаемых знаний, которые и выстраиваются в единый коммуника­тивный процесс. Соответствие распространяемых идей интересам ауди­тории еще не означает их полного совпадения. Нельзя не видеть того, что возникают "ножницы" между внедряемыми взглядами и фактическим сознанием части людей. Для того и существует информация, чтобы привносить идеи, влиять на это сознание. Правильный технологический процесс позволяет воздействовать на аудиторию так, чтобы адресованное ей сообщение стало фактом сознания и учитывает, что имеются в виду конкретные личности с уже сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений. Само восприятие личностью сообщения — через лекцию, беседу или устный журнал, тематический вечер, праздник, обряд или ритуал — можно представить как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ранее. При этом "все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым, образуя на­стоящее"2. Когда специалист учреждения культуры выходит на актуаль­ную связь с аудиторией, эмпирически состав слушателей, зрителей обна­руживается сравнительно просто — достаточно установить число присутствующих в зале. Однако такое знание дает ему слишком мало. Важно знать их возраст и профессии, образовательный уровень. .Но и эти сведения еще не дадут полного представления об аудитории.

1 БодалевАЛ. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. — С. 43.

2 Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. В 12 томах. Т. 11. — М.-Л., 1949. — С. 496.

258

Аудитория не существует вне связи с источником информации. {Сак особая общность людей, она формируется вокруг этого источни­ка и находится с ним в специфических отношениях. Формирование аудитории — одна из важнейших задач специалиста учреждения культуры. Наличие ее уже можно рассматривать как известный ус­пех, как эффект в технологическом процессе учреждения культуры.

Личность, испытывая определенную потребность в той или иной информации, проявляет интерес не только к ее содержанию, но и к источнику. Наличие общих интересов у разных людей служит объек­тивным условием формирования аудитории. Аудитория — это вре­менная общность людей, возникающая в связи с конкретным источ­ником информации. Она вступает с источником информации в определенные отношения и на этой основе приобретает специфиче­ские (аудиторные) интересы, позволяющие отличать ее от других общностей людей.

Существуют два типа интересов: социальные и аудиторные. Пер­вые характеризуют личность как таковую, вне связи в конкретным источником информации. Однако, вступив в более или менее посто­янную связь с источником информации, она становится ее потреби­телем и в этом своем качестве проявляется через аудиторные интере­сы. Последние предопределены социальными интересами, но, в свою очередь, оказывают влияние на них. Специалист учреждения культу­ры, не владеющий аудиторией, не выполнит основного своего назна­чения — повлиять на сознание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории с источником информации развиваются, меняются, приобретают различные формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для слушателей, зрителей ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Мнение аудитории и общественное мнение различаются по сво­ему содержанию, по своей структуре. Мнение аудитории включает в себя и отношение к источнику информации, в то время как общест­венное мнение, сложившись, функционирует самостоятельно, вне зависимости от путей его. формирования.

Суть понятия "аудитория учреждения культуры" состоит в том, что оно означает не только какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение к источнику ин­формации.

259

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как арифметическая сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями, Она живет своей особой жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качест­вами она характеризуется, каковы ее отличительные черты.

Как уже отмечалось, личность воспринимает информацию, осно­вываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в течение жизни информация, а только та ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию. Так, на вечере-встрече с деятелями искусства аудитория мобилизует свои знания, образы, представления, связанные с этой областью культуры.

Знания аудитории не равноценны по своей значимости, глубине, уровню, универсальности и т.д. Значительная часть их представляет собой временные образования, которые быстро распадаются и забы­ваются. Они могут быть охарактеризованы как сведения. Длительное и последовательное освещение каких-то тем, проблем, вопросов дает и более стабильные знания в виде устойчивых образов, понятий, идей вплоть до теоретических представлений. Аудитория, следова­тельно, обладает большей или меньшей суммой знаний, сведений, представлений, характеризующих ее подготовленность.

Однако мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы сообще­ние было воспринято, оно должно представлять для аудитории опре­деленную ценность, затрагивать ее интересы. Уже предварительная осведомленность создает какие-то предрасположения (установки) к восприятию информации. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым лич­ность может высказать свое суждение. Предрасположенность харак­теризует эмоциональное отношение аудитории к поступающим по информационным каналам сообщениям.

Вместе с тем было бы ошибкой ставить предрасположения в пря­мую зависимость от осведомленности аудитории. В силу .тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если общественность и не готова к их глубокому пониманию. Со­общение приобретает ценностное значение лишь в том случае, если оно как-то затрагивает интересы аудитории. Установлено, что личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает

260

ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет вразрез с его интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство аудитории — ее активность. Она проявляется многообраз­но — в посещаемости слушателями лекций или регулярности чтения газет, прослушивании радио, просмотре телепередач; в интенсивно­сти восприятия содержания, в степени доверия к источнику инфор­мации и готовности следовать тем предписаниям, которые заложены в сообщении. Именно здесь важно выявить характер аудитории, обладающей активностью, которую важно соответствующим образом направлять. Активность определяется волевыми качествами аудито­рии, которая обладает известной самостоятельностью и отдельными действиями, всем поведением как бы выражает свою волю.

Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными переменными: подготовленностью, предрасположенностью (установ­ками), активностью. Ее прошлый опыт поддается анализу и изуче­нию именно благодаря тому, что мы можем выявить присущие ей пере­менные. В технологическом процессе важно знать прежде всего эти свойства аудитории. Знание этого, однако, не дает полного представле­ния о целом. Личность, воспринимая окружающую действительность, непрерывно пополняет и видоизменяет свои впечатления, ее про­шлый опыт находится в постоянном движении, эволюционирует. В каждый момент личность находится на определенной стадии раз­вития, в определенных отношениях с окружением; она включает в себя как устойчивые, так и преходящие, мимолетные духовные обра­зования. Все это выражается в том или ином состоянии сознания.

Состояние присуще не только индивидуальному; но и массовому сознанию. "...Нет ни одного исторического факта, — писал Г.В. Пле­ханов, — которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания"1. Со­стояние аудитории учреждений культуры характеризуется той или иной высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Аудитория может быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной.

1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 3 т. Т. 2. — М., 1986.— С. 247—248,

261

Важно отметить, что состояние аудитории всегда связано с какой-то ситуацией. Нет состояния вообще — вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя, например, говорить о равно­душии читателей, слушателей, зрителей безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Сегодня тема не пользуется популярностью, а завтра она может привлечь к себе всеобщее внимание.

Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изме-1 няющуюся обстановку и не полагаться полностью на прошлое знание! аудитории, каким бы полным оно не было. Состояния аудитории! предопределяется прежде всего всем строем социальной и духовной! жизни людей — слушателей, зрителей, читателей. Было бы идеализ-1 мом считать, что силами одной только культурно-досуговой деятель­ности можно создать любые заданные умонастроения и побуждения в обществе. Но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микро­климат, который и отражается в ее состояниях.

В связи с многообразием наблюдаемых состояний аудитории встает вопрос о возможной их классификации по типам. Основанием для этого, очевидно, должны служить названные характеристики аудитории, среди которых различаются:

Умение специалистов учреждений культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленно­го воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-досуговой деятельности. Это воздействие позволяет достичь столь впечатляющей силы, что слушатели, зрители реагируют всем своим существом. Сюда относятся сообщения о значительных социальных событиях, вносящих коренные перемены в судьбе людей, общества,

262

страны. В обычных же условиях для аудитории типичны более спокой­ные состояния, не затрагивающие психологических глубин человека. Система технологии культурно-досуговой деятельности воздействует, как правило, не столько силой отдельных сообщений, сколько массовостью информации, не импульсами, а потоком. Но именно многократно, систе­матически и разнообразно проводимые воздействия субъекта на объект пускают прочные, глубокие корни, проникающие к основам сознания.

Информации всегда и во всем свойственна проникающая направ­ленность вширь и вглубь: она стремится охватить как можно более широкую аудиторию и как можно полнее овладеть мыслями, чувст­вами, волей людей. Такова природа самих идей.

При таком разделении необходимо учитывать, что технология культурно-досуговой деятельности взаимодействует с массовым соз­нанием, т.е. широко распространенным среди тех или иных слоев населения, и, с групповым, т.е. присущим небольшим группам, кол­лективам людей. Здесь встают вопросы конкретности информации, степени ее доступности, популярности, учета специфики аудитории. Следует заметить, что воздействие на большие аудитории в культур­но-досуговой деятельности часто производится через малые, влияние на массовое сознание осуществляется через вторжение в групповое и индивидуальное сознание.

Различные аудитории требуют не просто разного к себе подхода и выбора тактических приемов общения. Характер аудитории соотносит­ся с содержательной структурой культурно-досуговой деятельности, направлением ее воздействия. Поэтому во всех случаях целесообраз­но говорить о специализированных аудиториях, ибо они разные и существуют самостоятельно.

Прежде всего важно различать "большие" и "малые" аудитории. Наличие малых аудиторий объясняется в конечном счете неоднород­ностью структуры общества. Включаясь на основе общих интересов в систему какой-либо аудитории, личность остается носителем тех отношений, которые определяют его принадлежность к тем или иным специальным, социально-демографическим и профессиональным груп­пам, существенно влияющим на ее поведение как слушателя, зрителя.

Во всех случаях сообщение или выступление помимо содержатель­ной ценности должно иметь коммуникативную ценность, что означает быть нужным, полезным аудитории, доступным ей, понятным, ярким,

263

убедительным, запоминающимся, даже занимательным. Поэтому специалисту учреждения культуры при подготовке и проведении культурно-досуговых программ необходимо избегать однообразных методов искать интересные, увлекающие приемы, способствующие оптимальному восприятию происходящего аудиторией. В формах культурно-досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как устные журналы, народные университеты, школы культуры, внимание более устойчиво, развивается интерес, поднимается актив­ность участников. Но и здесь могут выявиться нежелательные мо­менты, связанные с излишней отвлекающей специализацией в круж­ке, любительском объединении, клубе по интересам.

В технологии культурно-досуговой деятельности выделяются основных вида восприятия: во-первых, явлений и процессов действи­тельности (чувственное восприятие) и, во-вторых, знаковых предаю тов и систем различной степени сложности (восприятие произведе­ний искусства, речи — письменной или устной). В последнем отражаются объективированные результаты отражения действительно­сти, т. е. отражение идеальных моделей. Эти два вида восприятия, явля­ясь едиными как чувственное и рациональное, обладают и сходством.

Познание закономерностей восприятия личностью важно для на­учной организации технологического процесса, для активного целе­направленного формирования эстетических интересов и потребно­стей личности. Знание специалистами учреждений культуры психологических закономерностей восприятия и творчества позволит им распространить навыки собственного восприятия мира на все виды и формы деятельности, в которые он включен.

Исследование закономерностей восприятия аудиторией учрежде­ния культуры имеет непосредственный практический выход и в технологический процесс создания духовных ценностей. Выяснить механизм действия этих закономерностей — значит понять смысл опре­деленных форм самореализации специалистов и посетителей учрежде­ний культуры, ибо психологические закономерности восприятия игра­ют важную роль в понимании особенностей становления сознания творческой личности. Именно психологические закономерности, отражающие потребность к восприятию, лежат в основе всех техно­логических операций, активно влияют на процессы формирования художественных вкусов людей, обогащения культурно-досуговой

264

деятельности. Следовательно, закономерности восприятия культур-ло-досуговой деятельности обеспечивают многогранность творческих возможностей технологического процесса.

С точки зрения технологи актуально в планируемых для аудито­рии программах наряду со специальными программами включать обшекультурные. Анализируя процессы восприятия, академик А.В. За­порожец писал: "Развитие предметного содержания, т.е. переход от простых, элементарных образов, основанных на единичных призна­ках (свойствах) объектов, к сложным образам, построенным в ре­зультате установления внутренних связей и отношения между соответ­ствующими свойствами объекта, а затем переходит к синтезированию целостных образов. С помощью этих действий субъект ориентируется в окружающей действительности, отражает именно те ее свойства, кото­рые необходимы для жизнедеятельности в ней, для решения задач, стоящих перед ним. Поэтому процессы восприятия нельзя рассматри­вать вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых задач" . Для такого анализа все формы культурно-досуговой дея­тельности подразделяются на группы в зависимости от их содержа­тельной направленности и типологии аудитории. Деление это услов­но, так как процесс восприятия связан неразрывно с процессом общения, построенным на произвольном и непроизвольном внимании.

Американские ученые М. Вудкок2 и Д. Френсис рекомендуют следующие приемы, развивающие умение слушать других:

— проверить свое понимание — повторить сказанное, чтобы обеспечить полное понимание; если необходимо — уточнить сказан­ ное собственными словами;

1 ЗапорожецАЯ. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. — М., 1986. — С. 130. 2ВудокМ.,ФренсисД. Раскрепощенный менеджер. — М. 1991.— С. 171.

265

Как видим, осмысление полученной информации, выделение главных мыслей, сопоставление полученной и собственной инфор­мации переходит в понимание прогнозирования последствий встре­чи, а также ближайших и дальних целей. Творческие гипотезы и идеи разыгрываются в теории на моделях. Внедрение их без просче­тов как ближних, так и дальних результатов крайне рискованно. Эффективное слушание и понимание партнера включает нечто такое, что впрямую не входит в восприятие речи: это выявление потребно­стей, интересов, вкусов, мотивов деятельности партнера или конку­рента, колебаний во внешнем поведении партнера, его настроении. По небольшому числу фактов в поведении другого человека партнер улавливает дальнейший ход развития отношений, осуществляет по­иск вариантов совместной деятельности, перспектив ее развития. Уточним: для восприятия знакомого слова человеку необходима одна секунда, а для восприятия неизвестного слова — три—пять секунд, понимание вопроса требует не менее четырнадцати—пятна­дцати секунд. В то же время привычка к "присутствию", а не уча­стию во встречах, собраниях, беседах не может быть быстро искорене­на. "Присутствие" не только не предусматривает активных действий, осмысленного диалога, но представляет собой имитацию слушания. Причиной того, что собеседник перестает или не начинает слушать парт­нера, может быть и отсутствие интереса к обсуждаемой теме.

Д. Карнеги отмечает, что люди являются плохими собеседниками тогда, когда партнер говорить о вещах, интересующих только его1. При­чиной невнимания может быть яркая внешность собеседника, альтерна­тивная информация, т.е. высказывание взглядов, противоречащих собст­венным, а также устаревшая и недостаточно глубокая информация. Иногда партнер, имитируя внимание, занимается обдумыванием своих

собственных проблем. Предубеждение и раздражение по отношению к говорящему могут быть вызваны повышенным вниманием к его недостаткам: дефекту речи, внешности, одежде, косметике и т.п. Отрицательные эмоции, возникшие в процессе общения, вызывают неприятие информации, поспешную ее оценку, а следовательно, не­желание слушать. Деловой партнер должен забыть личные предубе­ждения, не спешить с оценкой и "вынесением приговора" партнеру, разграничивать факты и эмоциональную из интерпретацию, быть достаточно терпеливым слушателем, иметь снисхождение к недос­таткам и манере разговора собеседника. Поспешные суждения и непоколебимость того, кого пытаются убедить в перспективности ;отрудничества и деловых контактов, свидетельствуют об отсутствии гибкости, поскольку может поступить информация, меняющая точку зрения и позицию делового партнера.

Современному деловому человеку необходимо овладеть бизнес-пикетом как совокупностью правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений в сфере дело-:юй практики. Этикет создает возможность взаимопонимания, делает понятным поведение человека, позволяет успешно воздействовать на гего. Он является фактором, >тшфишфующим поступки индивидов и поведение групп, позволяет предвидеть поведение людей, "прочесть" и юнять их поведение. Этикет включает требования, которые приобрета-г зт характер более шш менее строго регламентированного церемониала.

Действующие и поныне за рубежом правила поведения зачастую гтличают привилегированные слои высшего свет—аристократии, • ромышленных магнатов. За рубежом печатается множество руко­водств, авторы которых обучают поведению в светском обществе. Одновременно происходит процесс освобождения этикета, принятого в 'звременных западных странах, от строго ритуализированных форм. Однако же если встреча носит сугубо деловой характер, то тонкости эращения могут и не соблюдаться столь строго. Вместе с тем несо-людение правил учтивости, незнание этикетных норм резко роняют рестиж делового человека. Существуют четко классифицированные равила обхождения с представителями делового мира, формы об­щения и приветствия, представления и знакомства, поведения в |шсе и других общественных местах. Человеку приходится встре­чать новых для себя людей в разнообразных деловых ситуациях.

266

1 Карнеги Д. Как сохранить семью. — М., 1992. — С. 39.

267

Важнейшим условием культурно-досуговой деятельности является умение добиться от аудитории интенсивности восприятия. Воспринимая окружающую действительность, человек непрерывно пополняет и кор­ректирует свои впечатления. А сама аудитория характеризуется че­тырьмя основными составляющими: подготовленностью, предрасполо­женностью (установками), активностью, оптимальностью восприятия.

Для оптимизации технологического процесса в учреждениях культуры, прежде всего, должно быть подвергнуто анализу, учиты­вающему психологию посетителей, содержание политической, худо­жественной и научной информации, которая будет сообщена. Прав А. Ковалев, считая, что "при этом надо точно, в зависимости от уровня общей культуры, социальной подготовленности и возраста аудитории, определить необходимое в каждом конкретном случае количество и качество информации, формы, в которых она будет преподнесена, ибо от этого зависят полнота и эффективность ее вос­приятия"1. Значит, механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как единый перцеп­тивно-коммуникативный процесс, составляющий основу технологии культурно-досуговой деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль информации в механизме восприятия культурно- досуговой программы?

  1. Каково значение предшествующего опыта личности в восприятии культурно- досуговой программы?

  2. Каково значение восприятия и мышления для технологического процесса?

Задание для самоподготовки

1. Составьте схему механизма восприятия в технологическом процессе.

2, Составьте схему учета особенностей аудитории в эффективном вос­ приятии культурно-досуговой программы.

Список литературы

БодалевЛ.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. Васильева Т.Г. Деловое общение. —М., 1996.

1 Ковалев А. Психологические аспекты клубной деятельности — Культурно-просветительная работа. — 1977. — №2. — С. 42. 268

Жарков АД. Организация культурно-просветительной работы. —М., 1989. Коробейников В.С. Редакция и аудитория. Социологический анализ. — М., 1983.