logo search
ответы 2011

12.Основные формы технологий социальной работы в образовательной системе.

Способность об-ва обеспечить полноценное образование для всех детей - показатель соц. зд-я самого об-ва и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского об-ва только основательное образование позволяет ч. обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профес.-трудовые и общественные ф-ции. Соц. р-та в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление соц. сферы РФ. В связи с этим следует указать на соц-педагогические аспекты соц. р-ты в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); работу с м-жью (воспитание, сопровождение, орг-ция досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в проф. ориентации и т.д.); воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); формы, содержание и методы обучения взрослых (проф. обучение и образование, соц. р-та на предприятиях, орг-ция самопомощи, семейные консультации и т.д.); соц-педагогич. помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); соц. р-та в школе.

Спец-сты выдел. 2 типа школьных проблем в процессе обучения в школе: 1) проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц. служб — детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и соц.неблагополучных семей. Приоритеты соц. поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, соц-бытовая, материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем; 2) проблема неуспевающего ученика, к-ая выходит за рамки чисто педагогич. проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых соц. проблем. Соц. р-к в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися. Соц. р-та в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на к-ые указывают сами учителя, ученики и их родители. Соц. ра-к в обл. образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с соц. и психологич. проблемами в процессе соц-ции. В связи с этим функции соц. раб-ка конкретизируются применительно к этой задаче: 1) д-ть соц. р-ка направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации; 2) соц.раб-к обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов соц.обеспечения для лиц, пользующихся льготами, соц. пособиями, пенсиями; 3) защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; 4) выступает посредником между ребенком и соц.окружением — школой, семьей, соц. институтами; 5) организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и гос. служб по проблемам охраны и защиты детства, образования. Соц. р-та в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.