logo search
культурология (лекции)

Античная культура

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наследницей древневосточной. Что отличает ее от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области, русского философа А. Ф. Лосева, если для новоевропейской буржуазной культуры основным, абсолютным понятием и ценностью стала личность, для средневековой - был личный Бог, то для античной - им являлся Космос. Античные боги - только обобщение областей природы, как разумной, так и неразумной. Все недостатки, все достоинства человека и природы есть и в божестве... В поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея” боги дерутся друг с другом, бранятся. Это действуют те же самые люди, только абсолютизированные и бессмертные. Интересны суждения А.Ф.Лосева о соотношении свободы и необходимости в античности. Что предписывает Космос, то и будет. Необходимость - судьба. Судьба выше человека, и что она предпримет неизвестно. Значит, я могу поступать как угодно. Я - герой. Когда Ахилл идет в опасный бой, его кони говорят ему: “Куда ты идешь. Ты же погибнешь”. Но он не обращает внимания на предостережения. Погибать ему или нет - дело судьбы, а смысл его поступков - быть героем.

Античный Космос - совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру. Главное воплощение этого - скульптура. Античность скульптурна. Космос есть абсолютное тело, прекрасное, божественное, это абсолютизация природы. Но если природа сама для себя абсолют, то античная культура основана на внеличностном космологизме. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что он есть театральная сцена. А люди - актеры. Они появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят они с неба и уходят туда же, и там растворяются, как капли в море. Сам Космос сочиняет драмы и комедии, которые люди исполняют. Понятие личности часто выражается по-гречески термином “сома” - “тело”. В нем греки раскрыли тайну своего понимания личности: это хорошо организованное и живое тело. В этом представлении как раз и проявляется внеличностный характер космологизма с одной стороны, а с другой - сказывается возвышенный, высокий, торжественный космологизм.

В истории и культуре Древней Греции исследователи выделяют следующие этапы: крито-микенский (рубеж III - II тыс. до н. э. - 1200г. до н. э. - центрами были остров Крит и город Микены в материковой Греции); гомеровский период (XI-VIII в. до н. э. - распад родоплеменного общества); архаический (VIII-VI вв. до н. э. - освоение греками побережья Среднеземноморья, Черного и Мраморного морей и становление рабовладельческих государств - полисов); классический период (V в. - до последней трети IV в. до н. э.- расцвет полисов); эпоху кризиса (IV в. до н.э. - кризис полиса); период эллинизма (последняя треть IV в. – первая половина II в. до н. э. - упадок полисов, империя Александра Македонского, эллинистические государства).

В истории Древнего Рима ученые отмечают периоды: этрусский (I тыс. до н.э. - на территории Средней и Северной Италии); начальный царский (VIII - VI вв. до н.э. - Рим сложился как город - государство греческого типа); период республики (VI - III вв. до н.э. - Рим становится аристократической рабовладельческой республикой); период Империи (конец I в. до н.э. - V в. н.э. - распад рабовладельческих отношений).

Наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, на их философию, религиозное мышление, литературу, искусство, юридические и политические взгляды. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества. История Афин в архаическую эпоху - история становления демократического полиса. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Понятно, с учетом рабовладения, такой строй может быть назван демократическим с известной долей условности. Зарождается система денежного обращения в экономике. Торговые связи охватывают все Средиземноморье.

Чрезвычайно богата и увлекательна древнегреческая мифология. По представлениям древних греков, первоначально существовал хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземный мир (Тартар), Любовь (Эрос) и другие стихийный силы. Гея породила небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов - Титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть отца Урана и воцарился над миром. В свою очередь дети Кроноса под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп - это было третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон - бог света и поэзии, врачеватель богов, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богиней мудрости - Афина. Гермес покровительствовал торговле. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, мифы о героях, например, о подвигах Геракла и др.

С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Философия - принципиально новый подход к познанию мира, резко отличный от того, какой господствовал на Переднем Востоке и в Греции более раннего периода. Переход от религиозно - мифологических представлений о мире к философскому его пониманию означал качественный скачек в интеллектуальном развитии человечества. Греческие философы: Фалес, Анаксимен, Аниксимадр, Пифагор, Гераклит из Эфеса - пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, сделать вывод о материи как о чем-то едином и неделимом. В классический период Демокрит первым ввел в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Он признавал объективный характер познания. Софисты (философское направление)учили все доказывать. Из софистов вышел Сократ. В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся философа - Платон и его ученик, энциклопедист Аристотель. Важным в его философии являются учения о взаимоотношениях формы и материи, о методах мышления, логике. Он оказал влияние на философию средневековья и нового времени. Дидактическая поэма римского философа-материалиста Лукреция “О природе вещей” - единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности.

“Отцом” истории справедливо называют крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.)Геродота. Он описал нравы, верования, развлечения, природу, жизнь и деятельность греков и всех народов, нападавших на Грецию, войны греков с персами. Другого крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) Фукидида можно считать родоначальником исторической критики. Главные труды римского историка Тацита “Анналы” и “История” в 14 книгах посвящены истории Рима и Римской империи, а также религии, общественному устройству и быту древних германцев (очерк “Германия”).

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классификации и дало стимул прогрессу науки в период эллинистической цивилизации. Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника, география, медицина. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского способствовали развитию тригонометрии, астрономии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в эпоху Великих географических открытий. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытия одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения.

Легендарное имя Гиппократа стало символом медицины в Древней Греции. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Он был главой врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. Трудно переоценить учение выдающегося врача Древнего Рима Галена для развития медицинских наук. Его труды в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества, использовалось юристами нового и новейшего времени.

Древние греки явились родоначальниками изящных искусств. Античность сохранила такие непреходящие ценности и великие имена как поэмы “Илиада” и ”Одиссея” Гомера; “Труды и дни”, “Теогонию” Гесиода; древнегреческую трагедию трех крупнейших драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида; комедии “Мир” и “Плутос” Аристофана и др. Ни один из древних и современных поэтов не умел описывать море так, как это делал Гомер, перечисляя все его оттенки, от винно-красного до изумрудного и представляя океан живым, грозным и вечным существом. Море дарило греку ощущение свободы; оно же наделяло его острым чувством судьбы, восприятием мира как Космоса, целого. Любимыми героями эллинов были мореплаватели - Ясон, Геракл, Одиссей. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов. Державин написал свой “Памятник” в подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных.

Гармония человека и природы, постоянная устремленность к красоте и добру - притягательная сторона в античном искусстве. Одно из величайших творений мирового искусства - Парфенон - храм Афины, богини мудрости и труда, покровительницы города Афин. Парфенон сооружен архитекторами Иктином и Калликратом из белого мрамора, с богатым скульптурным оформлением, выполненным Фидием. Центральная скульптура - царственная Афина - гордость скульптора. Обнаженные части статуи были выполнены из слоновой кости, одежда и украшения - из золота. Храм окружен колоннадой из 46 колонн. Секрет архитекторов и скульпторов в том, что они достигли ощущения органичности храма с ландшафтом. Греческие скульптуры создавали “говорящие” тела, фигуры обладали поразительной пластикой. Плутарх говорил, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Греческое искусство рассматривается как эталон, как точка отсчета, как символ совершенства.

В условиях императорского Рима в I веке н.э. возникло движение униженных и несчастных - христианство - по времени создания вторая из мировых религий. Христианство возникает на основе идеи ожидания мессии - спасителя. В центре христианской системы - убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Появились жизнеописания основоположника новой религии. Со стороны имперских властей христианство вызывало подозрение, в середине III в. оно было запрещено. Однако в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине IV в. начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики и культовые здания центрического типа, в которых нашли свое развитие античные традиции круглого храма. Христианство проповедовало избавление от рабства и нищеты, запретило жертвоприношения, отказалось от жесткой регламентации поведения человека в быту, обращалось ко всем независимо от языковой, политической, социальной, этнической принадлежности.

В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, был низложен последний император. Этот год считается концом древнего мира, древних цивилизаций, античности и началом средневековья, которое продолжило эволюцию традиционного общества.

Таким образом, фактический материал свидетельствует о высоком уровне хозяйственной и культурной жизни народов Древнего Востока, Греции и Рима. Здесь развивалось земледелие и ремесло, велась оживленная торговля, возникали города, процветали различные виды искусства, зарождались научные знания, формировались целостные мировые религиозные системы и общественно-политические воззрения. Шел процесс естественно-исторической эволюции культуры с присущими данным регионам особенностями. Уже с глубокой древности народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями культуры. Греко-римская культура не смогла бы достичь такой высоты, если бы она не была наследницей культуры Древнего Востока. Не было бы и современной Европы без того фундамента, который был заложен Древней Грецией и Древним Римом.