logo
культурология (лекции)

Просветители XVIII в. О культуре

Активное использование понятия “культура” в европейской общественной мысли начинается в эпоху Просвещения в XVIII в. Инициатор этого – И.Гердер и другие просветители связывали культуру с разумом. С их точки зрения, культурность страны определяется степенью разумности ее общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Тогда же в качестве синонима культуры начинает использоваться термин “цивилизация” (от латинского “цивилис” – городской, гражданский), в котором одновременно подчеркивается превосходство городской культуры над сельской.

В то же время, в XVIII в. среди просветителей возникла критика “культуры” и “цивилизации”. Ж.-Ж.Руссо противопоставлял испорченности и моральной деградации “культурных” наций простоту и чистоту нравов первобытных народов. В этих взглядах нашел отражение процесс болезненной ломки старых, традиционных, феодальных отношений и формирования новых, буржуазных.

Попытки теоретического разрешения противоречия между прогрессом и “аморальностью” общества, основанного на частной собственности, предпринимаются в немецкой классической философии. Так, И.Кант внешние проявления материального и духовного развития относил к понятию “цивилизация”, а в культуре видел лишь позитивные достижения в духовной жизни и, прежде всего, в нравственном самосовершенствовании людей.

С XVIII в. складываются 2 основных подхода к определению культуры:

1. Культура в широком смысле слова отождествляется с цивилизацией и включает в себя все, что отличает человека от животного, все созданные человечеством материальные и духовные ценности.

2. Культура в более узком смысле - это часть цивилизации, это духовная жизнь (сфера), в отличие от экономической, политической (содержание которой составляют борьба за власть и система управления) и социальной (включающей социальное устройство общества, национальные, семейно-бытовые отношения) сфер общественной жизни. Мы в дальнейшем изложении будем придерживаться в основном второго подхода.