Особенности культуры хх века Типология культуры хх века
ХХ век существенно изменяет типологическую картину мировой культуры. В ней, как и раньше, присутствуют 3 основных типа культуры (первобытный, традиционный и рациональный) и 2 переходных (первобытно - традиционный и традиционно-рациональный), но соотношение их меняется в пользу рационального. Черты первобытной культуры можно проследить у некоторых народов Амазонии, Океании и других, ведущих племенной образ жизни. Число носителей первобытно - традиционной и чисто традиционной культуры также сравнительно невелико. Это - часть народов Азии, Африки и др. Культура большинства стран является переходной от традиционной (характерной для аграрного общества) к рациональной (характерной для индустриального общества) с преобладанием черт той или другой в разных государствах.
Основы рациональной культуры начали складываться в ХV-ХVI вв. с развитием капитализма в Западной Европе. В ХVIII-ХIХ вв. рациональная культура расширяет свой ареал, проникая во все новые страны. В это время она приобретает свои классические черты: рационализм (наука теснит религию на уровне идеологии, а “здравый смысл”, рационализм, расчет - заменяют традиции на уровне обыденного сознания), гуманизм (личность становится субъектом и целью культуры) и ориентация на безграничный прогресс. Поэтому ее иногда называют классической или классической европейской культурой.
В ХХ в. рациональная культура становится господствующей, т.е. наиболее влиятельной и сильной в техническом отношении. В то же время она во многом утрачивает или существенно изменяет свои базовые характеристики (гуманизм и др.) и приобретает новые, становясь “неклассической” современной модернистской культурой.
К концу ХХ в. предел прогресса, вероятно, достигнут: развитие науки вызывает глобальные проблемы, и даже ставит человечество на грань самоуничтожения. Глобальный кризис цивилизации означает и кризис современной рациональной культуры. Выход из него многие обществоведы усматривают в переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основы которого начали складываться во второй половине ХХ в. в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах.
Прогнозируемая будущая культура информационного общества, сегодня часто называемая постнеклассической, постсовременной или постмодернистской выработает новые ценности и приобретет свои собственные черты, часть из которых просматривается уже сегодня: динамизм, глобальность и др. В то же время для нее будут характерны некоторые черты рациональной культуры (технологичность, научность и др.) и даже традиционной (коллективизм, уважение к природе и др.). Последнее связано с тем, что в будущем, как и в традиционном обществе, одной из главных задач человечества станет выживание.
Таким образом, для ХХ века характерно не только превращение рациональной культуры в ведущую и изменение ее характера, но и появление двух новых типов культуры: переходного от рационального к информационному (например, в США) и переходного от традиционно-рационального к информационному (например, в Японии). С учетом локально-цивилизационного подхода, реальных живых типов культуры окажется больше. И в дальнейшем их число вряд ли существенно сократится. Хотя культуру информационного общества иногда называют глобальной, она в ближайшем будущем не поглотит национальные культуры. Вероятнее всего, общечеловеческие глобальные ценности станут составной частью культуры отдельных цивилизаций.
А теперь остановимся подробнее на характеристике современной рациональной культуры. Прежде всего обращает на себя внимание то, что это массовая культура. Такой она начала становиться с 1870 г., когда в Англии был принят закон о всеобщей грамотности. После II мировой войны, особенно в 60-70 гг., в ряде стран обязательным становится среднее образование. Однако появление феномена массовой культуры связано не только, и, возможно, не столько с образованием, сколько с развитием средств массовой информации (СМИ). В отличие от другой печатной продукции, газеты уже в ХIХ в. ориентировались не на мнение автора, а на запросы читателей, часто достаточно примитивные.
Изобретение в 1895 г. кино дало возможность тиражировать информацию в “живых картинках”, не требующих для восприятия даже элементарной грамотности. Систему массовой культуры вскоре дополнили легкая музыка, “мода для всех”, реклама, шоу-бизнес и другие формы. Несмотря на свой демократизм, массовая культура несет в себе очень неоднозначные последствия для цивилизации. В индустриальном массовом обществе духовное производство, как и материальное, подчинено законам рынка: необходимо производить товар конвейерным, серийным способом, а чтобы продать его как можно больше - формировать самые простые и невзыскательные вкусы потребителей. Неслучайно “мыльные оперы”, боевики и прочие произведения массового искусства эксплуатируют темы секса, насилия (или сильной личности), мелодрамы, т.е. то, что понятно широкому кругу зрителей или чего им не хватает в обыденной жизни.
Обращение массовой культуры не к мировоззрению, а обыденному сознанию “среднего” человека, нередко и к подсознательным инстинктам, превращает индивида из творческой личности, субъекта культуры, в объект “обработки” и бездушного потребителя. Но не всегда пассивного: вспомним систему пропаганды Геббельса. Тем самым в ХХ в. постепенно гуманизм, характерный для рационального типа культуры существенно вытесняется массовостью, а рационализм - инстинктивностью, стандартом мысли и поведения.
В массовом обществе несколько меняется статус интеллигенции, особенно творческой. Художник становится лишь посредником между публикой и владельцами СМИ и шоу-бизнеса. Реакцией на такую ситуацию является усиление элитарной культуры, выразившееся, прежде всего, в модернистском искусстве. Вопрос о роли интеллектуальной элиты (интеллигенции), ее влиянии на массы, экономическую и политическую элиты очень важен не только для развития духовной жизни, но и в целом для будущего цивилизации.
- Теория и история культуры
- Теория и история культуры
- От авторов
- Тема I. Введение в культурологию
- 1. Предмет культурологии.
- 2. Система и типы культуры.
- Предмет культурологии
- Просветители XVIII в. О культуре
- Ученые XIX в. О культуре и цивилизации
- Становление культурологии в хх в.
- Система и типы культуры Структура культуры
- Развитие культуры
- Типология культуры
- Тема II. Зарождение и развитие культуры до нового времени
- 1. Культура первобытного общества и древнего мира.
- 2. Культура средневековой Европы и России.
- Культура первобытного общества и древнего мира Первобытная культура
- Древневосточная культура
- Античная культура
- 2. Культура средневековой европы и россии Традиционная культура феодальной Европы
- Эпоха Возрождения и Реформации
- Тема III. Культура нового времени
- Основные итоги и тенденции развития мировой культуры в конце XVII - начале хх веков.
- 2. Отечественная культура XVIII - начала хх веков.
- Основные итоги и тенденции развития мировой культуры в концe XVII - начале хх веков
- Отечественная культура XVIII - начала XX веков
- Тема V. Культура хх века
- 1. Особенности культуры хх века.
- 2. Советская и современная отечественная культура.
- Особенности культуры хх века Типология культуры хх века
- Наука, идеология и искусство в хх веке
- Кризис и перспективы развития современной культуры
- Советская и современная отечественная культура Сущность и особенности советской культуры
- Особенности советской науки, идеологии и искусства
- Современный кризис и перспективы развития отечественной культуры
- Тема V. Культура российской эмиграции
- I. Российская эмиграция в XX веке
- Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- Деятели отечественного искусства за границей
- Приложение
- К.Маркс о характеристике основных этапов развития общества
- Соотношение типов общества в марксизме и теориях постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Вопросы для самоконтроля
- Содержание
- Теория и история культуры учебное пособие по культурологии
- 614000, Г. Пермь, ул. Большевистская, 85