IV. Содержание лекций
Тема 1. Природа философии: философия как форма духовного освоения мира; основные функции философии; структура философского знания.
Тема 2. Миф и мифотворчество: мифология как форма сознания и наука о мифах; миф и ритуал; универсальность языка мифов; вечная современность и ценность мифов.
Тема 3. История философии как раздел философии: философия древнего мира; философия средних веков и Возрождения; философия Нового времени; новейшая философия.
Тема 4. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия; субстанция как философская категория; понятия материального и идеального; пространство и время; движение, развитие, диалектика.
Тема 5. Философская, религиозная и научная картины мира: специфика философского освоения мира; мир глазами верующего; отличие научной картины мира от философских и религиозных представлений о мире.
Тема 6. Смысл человеческого бытия: проблема сущности человека, природное и общественное в человеке; социальное и биологическое в человеке; человек как субъект: преобразование растительного, минерального и животного мира; одиночество и коллективизм, открытость и замкнутость человека; грани человеческой духовности; мораль как способ нормативной регуляции человека.
Тема 7. Свобода выбора и ответственность человека: свобода как нравственный идеал и личная ценность; грани свободы; дилемма свободы: свобода как произвол и как познанная необходимость; свобода как смысл жизни и критерий социального прогресса; ответственность – мера сознательного отношения к своей свободе.
Тема 8. Общество как объект философской рефлексии: социальная философия в системе культуры; различные интерпретации общества в истории философии; механизм функционирования общества; понятие цивилизации; идея общественного прогресса в истории социальной мысли.
Тема 9. Сознание и мышление: сущность сознания; происхождение сознания; сознание как деятельность и совокупность знаний о мире; сознание и язык; мышление как оперирование знаками языка.
Тема 10. Познание и знание: познание как преодоление дефицита информации; многообразие форм познания; познание и знание; проблема знания в античной философии и философии Нового времени; И. Кант и классическая эпистемологическая традиция; универсальность научного познания и его границы.
Тема 11. Явное и неявное знание: фокус, периферия и фокус знания; понятие неявного знания; неявное знание в опыте, мышлении, коммуникации.
Тема 12. Знание и вера: природа знания, его отличие от информации; вера в процессе познания; пересмотр взаимоотношений веры и знания в свете современной когнитивной социологии.
Тема 13. Наука и научный метод: понятие науки; наука как социальный институт; основные этапы развития науки; основные формы научного познания; классификация методов науки.
Тема 14. Понимание и объяснение: понимание – универсальный метод освоения действительности; содержание понимания; понимание и знание; понимание, объяснение и интерпретация.
Тема 15. Практика: понятие практики; основные виды практики; преобразовательная и познавательная функции практики.
Тема 16. Проблемы истины и ее критерия: истина как соответствие знания действительности; абсолютная и относительная истины; критерий истины; проблема взаимодополнительности относительных истин.
Тема 17. Философия техники: философия техники как область современной философии; техника как фактор цивилизации; место техники в духовной культуре.
Тема 18. Глобальные проблемы современной цивилизации: планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой цивилизации; проблема пределов роста; контуры нового этапа цивилизации.
V. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997.
Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Часть 1. – М., 1989.
Вундт В. Введение в философию. – М., 1998.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.
Канке В. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1999.
Кунцман П., Буркард Ф.-П. Философия: dtv-Atlas. – М., 2002.
Макаров М. Развитие понятий и предмета философии в истории человеческой мысли. - М., 1998.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.
Мамардашвили М. О понятии философии // Новый курс. 1992. № 1.
Основы современной философии. – СПб., 1997.
Философия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1999.
Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.
Философия. Справочник студента. – М., 1999.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М., 1999.
Философия. Справочник студента. – М., 1999.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- I. Цели, задачи и порядок изучения курса
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего образования по философии
- II. Тематический план лекций и семинаров
- III. Содержание курса
- IV. Содержание лекций
- VI. Планы семинарских занятий
- Тема 1: природа философии
- Тема 2: миф и мифотворчество
- Тема 3: история философии как раздел философии
- Тема 4: онтология – учение о бытии
- Что такое религия?
- Какие Вы знаете мировые религии?
- Тема 6: смысл человеческого бытия
- В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
- Тема 7: свобода выбора и ответственность
- Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
- Тема 8: общество как объект философской рефлексии
- Тема 9: сознание и мышление
- Каково происхождение сознания?
- Тема 10: познание и знание
- Тема 11: явное и неявное знание
- Тема 12: знание и вера
- Тема 13: наука и научный метод
- Тема 14: понимание и объячнение
- Что такое смысл?
- Что такое «герменевтический круг»?
- Тема 15: практика
- Тема 16: проблема истины и ее критериев
- Тема 17: философия техники
- Тема 18: глобальные проблемы современной цивилизации
- VII. Рекомендации по выполнению контрольной работы
- VIII. Тематика контрольных работ
- IX. Экзаменационные вопросы
- Х. Контрольные тесты