Тема 10: познание и знание
Познание как преодоление дефицита информации.
Познание как «отражение» и познание как «конструирование» реальности.
Способы познавательной деятельности.
Многообразие форм познания.
Структура чувственного познания.
Типы рационального познания.
Познание целого и его частей: проблема внутреннего и внешнего опыта.
Интуитивное и дискурсивное познание.
Этапы познания и уровни знания.
Знание как единство чувств и разума.
Мнение, знание, информация.
Виды знания.
Обыденное знание и здравый смысл.
10.1 Темы рефератов и сообщений
Познание как предмет философского рассмотрения.
Теория познания (гносеология) как философская дисциплина.
Истина как цель познания.
Познание как отражение действительности.
Объект познания.
Субъект познания.
Чувственное познание. Рациональное познание.
Специфика научного познания.
Структура научного познания.
Знание научное и знание философское.
Методы научного познания.
Вненаучные формы познания
10.2 Вопросы для самопроверки
Что такое знание?
Что значит знать?
Что может знать человек?
Чем знание отличается от мнения?
Как соотносятся познание и знание?
Как знание и незнание участвуют в получении нового знания?
Как сосуществуют логика и интуиция в познании?
Способен ли человек получить исчерпывающее знание?
Почему мир познается по частям?
Что такое метод?
10.3 Дополнительная литература
Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. – Минск, 1972.
Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. – Минск, 1993.
Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. - М., 1984.
Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.
Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. – Новосибирск, 1980.
Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. – М., 1983.
Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.
Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. - М., 1957.
Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
Современные теории познания. – М., 1992.
Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- I. Цели, задачи и порядок изучения курса
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего образования по философии
- II. Тематический план лекций и семинаров
- III. Содержание курса
- IV. Содержание лекций
- VI. Планы семинарских занятий
- Тема 1: природа философии
- Тема 2: миф и мифотворчество
- Тема 3: история философии как раздел философии
- Тема 4: онтология – учение о бытии
- Что такое религия?
- Какие Вы знаете мировые религии?
- Тема 6: смысл человеческого бытия
- В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
- Тема 7: свобода выбора и ответственность
- Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
- Тема 8: общество как объект философской рефлексии
- Тема 9: сознание и мышление
- Каково происхождение сознания?
- Тема 10: познание и знание
- Тема 11: явное и неявное знание
- Тема 12: знание и вера
- Тема 13: наука и научный метод
- Тема 14: понимание и объячнение
- Что такое смысл?
- Что такое «герменевтический круг»?
- Тема 15: практика
- Тема 16: проблема истины и ее критериев
- Тема 17: философия техники
- Тема 18: глобальные проблемы современной цивилизации
- VII. Рекомендации по выполнению контрольной работы
- VIII. Тематика контрольных работ
- IX. Экзаменационные вопросы
- Х. Контрольные тесты