III. Содержание курса
ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ
Понятие философии. Философия как грань духовного мира человека и профессиональная деятельность. Основная проблематика, методы и аспекты философского познания. Историческое изменение предмета философии. Мифотворчество и моделирование в философии. Философия как дискурсивно-обобщающая дисциплина и как интуитивное постижение предельных целостностей и сущностей. Онтология, гносеология и аксиология как разделы философии. Философия как рефлексия. Философия как проблема для себя самой. Философия как ответ на вопрос - «Как возможна философия?» Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. Мировоззренческий статус философии. Проблема источника философского знания. Проблема истинности философского знания. Философия и личность философа. Философия и культура.
МИФОТВОРЧЕСТВО
Общее понятие мифа. Мифология как форма сознания и наука о мифах. «Логика» мифа: единство человека и мира. Синкретизм мифологического сознания, очеловечивание природы, замена каузальности прецедентом, символизм. Пространство и время в мифе. Миф и ритуал. Функции мифов. Универсальность языка мифов, его проникновение во все формы общественного сознания. Миф как архетип. Миф и социальная утопия. Истинное и иллюзорное в мифе. Вечная современность и ценность мифа.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИИ
История философии как философия. История философии - выражение «самосознания» философии. Значение истории философии в развитии философии. Значение истории философии в развитии культуры. Происхождение и истоки философии. Рождение философии из мифологии. История философии во взаимодействии с историей религии, морали, права, искусства, языка. Роль истории философии в формировании и развитии общечеловеческих ценностей. Понятие исторических этапов в развитии философской мысли, типов философствования. Единство историко-философского процесса и многообразие течений и школ. Древняя и средневековая философия. Философская мысль Возрождения и Нового времени. Современная философия.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Возникновение проблемы бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Трансформация проблемы бытия в проблему субстанции. Субстанция как философская категория. Понятия материального и идеального. Пространство и время. Движение, развитие, диалектика. Детерминизм и интердетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Человек и мир; мир человека. Проблема «человек – мир» как смыслообразующая основа, логический стержень философского освоения действительности. Понятия «мир», «вселенная», «универсум» и их значение в построении отношения человека к окружающему миру. Проблема совпадения мышления и бытия.
ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА
Философский взгляд на мир, специфика философского освоения мира. Философские проблемы и многовариантность их «решения». Непреходящий характер (вечность) философских проблем. Философия - это уход от реального мира, отчуждение от него, но в то же время философия - способ присутствия в реальном мире. Философия - «ничейная земля» (Б. Рассел). Мир глазами верующего. Специфика религиозного взгляда на мир. Научная картина мира как целостная система представлений о свойствах и закономерностях природы, как форма синтеза знания. Отличие научной картины мира от донаучной, вненаучной картины мира. Связь научной картины мира с мировоззрением.
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Проблема сущности человека, природное и общественное в человеке. Понятия «индивид», «личность», «человек». Антропосоциогенез: неодарвинистская и библейская версии. Врожденное и приобретенное в человеке. Человек как индивид, личность. Индивидуализация и социализация человека. Смерть, бессмертие, «право на смерть». Социальное и биологическое единство человечества. Номогенез. Человек как субъект: преобразование минерального, растительного и животного мира на планете. Иррациональные эффекты человеческой деятельности. Отношение человека к иррациональному: тайна, чудо, табу, надежда, вера. Труд, язык, общение. Грани человеческой духовности: взаимосвязь установки, веры, совести и знания. Одиночество и коллективизм, замкнутость и искренность индивида. Любовь и ненависть. Страх и надежда. Вина. Грех и раскаяние. Святое, священное и прозаическое. Фанатизм и толерантность. Исповедь. Милосердие. Ценности человека. Религиозные ценности. Нравственные ценности: мораль как способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Структура нравственного сознания. Цель и средство, мотив и деяние в оценке нравственного поступка. Проблема критерия нравственного процесса. Природа эстетической ценности.
СВОБОДА ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Свобода как социальный идеал и личная ценность. Грани свободы: свобода жить, мыслить, решать и действовать. Дилемма свободы: свобода как произвол и как познанная необходимость. Иллюзорное и действительное в ощущении свободы. Индуистская, буддистская, христианская и мусульманская концепции свободы. Биологические и социальные ограничения свободы индивида. Внутренняя и внешняя свобода. Свобода «для» и «от». Свобода в отношении природы, общества и внутреннего Я. Неделимость свободы. Относительная и абсолютная свобода. Свобода как вечный и незавершенный процесс. Притягательность свободы и бегство от нее. Свобода как смысл жизни и критерий социального прогресса. Свободный человек как истинная мера вещей. Возможность, случайность и человеческий выбор. Акт выбора как свободоизъяление и сужение границ абстрактной свободы. Свобода выбора как отчуждение и освоение. Ответственность - мера сознательного отношения человека к своей свободе.
ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
Социальная философия в системе культуры. Социальное и природное: поиск линии демаркации. Способ существования социальной реальности. Многозначность понятия «общество». Различные интерпретации общества в истории философии. Общество как форма совместной деятельности людей. Проблема строения общества. Философский смысл категории «субъект». Функционирование общества: механизм социальной деятельности, воспроизводство общественной жизни, взаимосвязь общественных сфер, уклады общественной жизни. Общество как саморазвивающаяся система: источники и механизмы социокультурного изменения, формы социальной динамики. Гражданское общество и государство. Человек и исторический прогресс: личность и массы, свобода и необходимость. Понятие цивилизации: альтернативные подходы. Цивилизация как тип исторической эволюции человечества. Цивилизация как овеществление культуры. Цивилизация как совокупность «ценностей как средств». Культура как ось цивилизационной интеграции. Типы цивилизаций. Идея прогресса в истории социальной мысли. Возможна ли научная концепция истории как прогресса? Правомерность гуманистической концепции прогресса. Презумпция самооценки индивида: «человек как единственная в мире ценность и цель». Идея цикличности истории.
СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Сущность сознания. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Феноменология сознания («явления», «процессы», «акты/действия», «состояния», «функции», «способности»). Происхождение сознания: основные факторы становления. Структура сознания: эмоция, воля, рассудок и разум. Предметность и рефлективность сознания. Сознание и язык. Мышление как оперирование знаками языка. Рациональное мышление и продуктивное воображение. Вербальное и визуальное мышление: проблема наглядного воплощения сущности. Дискурс, интуиция и творчество. Сознание как феномен: индивидуальное сознание (самосознание) и его свойства, коллективное сознание, общественное сознание (объективный дух). Сознание и познание. Самосознание личности. Самосознание и рефлексия. Общественное сознание и его структура.
ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ
Познание как преодоление дефицита информации. Познание целого и его частей: проблема внутреннего и внешнего опыта. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Структура чувственного познания и внутреннего созерцания. Типы рационального познания. Знание как единство чувства и разума. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное познание. Этапы познания и уровни знания.
ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ
Фокус, периферия и фон знания. Понятие неявного знания. Роль неявных компонентов в личностном и коллективном знании. Неявное знание в опыте, мышлении, действии и коммуникации. Проблема неявного знания в современной когнитивной социологии (Полани, Малкей) и неклассические пути в эпистемологии.
ЗНАНИЕ И ВЕРА
Доверие, уверенность, вера. Уверенность, очевидность, интуиция. Очевидность и дискурсивность знания. Психологическая уверенность и эпистемологическая очевидность. Религиозная вера и знание. Эпистемология и философия религии. Разумная и противоразумная вера. Вера и мнение. Очевидное знание, вероятное знание, вера. Вера и предрассудок. Вера и критицизм. Вера и познавательная парадигма. Пересмотр взаимоотношений веры и знания в свете современной когнитивной социологии.
НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД
Понятие науки. Наука и метод: систематичность, организованность, целенаправленность, моделирование, экспериментирование. Основные этапы развития науки. Экспериментальное и созерцательное в научном исследовании: западная и восточная традиции. Социокультурная обусловленность научного познания. Взаимосвязь научного, религиозного и мифологического мышления. Эмпирия, теория и научная картина мира. Основные формы и виды научного познания. Классификация методов и проблема субстанционального метода научного поиска. Научно-техническая революция и основные философские модели роста науки. Наука как социальный институт. Универсальность научного познания и его границы. Крушение культа науки и проблема ее социальной ценности.
ПОНИМАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
Понимание - универсальный метод освоения действительности. Содержание понимания. Понимание как умение разобраться в чем-то. Понимание и предпонимание. Понимание и знание. Кругообразная структура понимания. Циклический характер понимания. Проблема смысла. Понимание текста. Понимание, объяснение и интерпретация. Герменевтика - наука о понимании. Этапы развития герменевтики. Ф. Шлейермахер: теория интерпретации как искусство понимания устной и письменной речи. В. Дильтей: герменевтика как искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений. Понимание в феноменологии Э. Гуссерля. М. Хайдеггер: мир имеет смысл, а язык - дом бытия. Г. Гадамер: понимание как универсальный метод освоения мира. Языковая среда (культурная традиция) как условие понимания. Единство смысла. П. Рикер о единстве понимания и объяснения. Природа объяснения. Объяснение как функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта. Объяснение и описание. Объяснение как моделирование объясняемых фактов. Структура объяснения. Теория – «наиболее развитая» форма знания.
ПРАКТИКА
Понятие практики. Материальное и духовное в практике. Рациональное и иррациональное в практике. Основные виды практики. Практика как тождество субъекта и объекта. Преобразовательная и познавательная функции практики. Единство и противоположность практики и познания. Структура практического полагания. Практика как единство опредмечивания и распредмечивания.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЕВ
Истина как соответствие знания действительности. Неклассические концепции истины. Адекватность, достоверность, правильность, правдивость, верность и истинность. Привлекательность, подтверждаемость и истинность как свойства знания. Абсолютное и относительное в истине. Проблема истинности репрезентативного и непосредственного знания. Истина разума и истина факта. Проблема критерия истины. Абсолютное и относительное в критериях очевидности, простоты и практики. Теории когеренции, корреспонденции и фальсификации. Структура логических критериев истины: выводимость, выполнимость, точность, полнота. Иллюзорное и действительное в истине. Проблема взаимодополнительности относительных истин: соизмеримость и несоизмеримость теоретических альтернатив.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Философия техники как область современной философии. Традиционная и техногенная цивилизация (генезис, развитие, жизненные смыслы и культурные ценности). Техника как фактор цивилизации. Технологический детерминизм и технократия. Технократизм и гуманизм. Место техники в духовной культуре, ее связь с обыденной жизнью, мифологией, религией, искусством, политикой.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории. Новое качество жизни как итог техногенного развития. Проблема пределов роста. Возникновение глобальных проблем во второй половине XX века. Проблема выживания, экологический, антропологический кризис. Формы отчуждения в современном мире и перспективы их преодоления. Контуры нового этапа цивилизованного развития. Планетарное человечество в технотронную эру. Необходимость нового отношения к природе. Проблема ненасилия. Новые стратегии научно-технического развития.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- I. Цели, задачи и порядок изучения курса
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего образования по философии
- II. Тематический план лекций и семинаров
- III. Содержание курса
- IV. Содержание лекций
- VI. Планы семинарских занятий
- Тема 1: природа философии
- Тема 2: миф и мифотворчество
- Тема 3: история философии как раздел философии
- Тема 4: онтология – учение о бытии
- Что такое религия?
- Какие Вы знаете мировые религии?
- Тема 6: смысл человеческого бытия
- В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
- Тема 7: свобода выбора и ответственность
- Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
- Тема 8: общество как объект философской рефлексии
- Тема 9: сознание и мышление
- Каково происхождение сознания?
- Тема 10: познание и знание
- Тема 11: явное и неявное знание
- Тема 12: знание и вера
- Тема 13: наука и научный метод
- Тема 14: понимание и объячнение
- Что такое смысл?
- Что такое «герменевтический круг»?
- Тема 15: практика
- Тема 16: проблема истины и ее критериев
- Тема 17: философия техники
- Тема 18: глобальные проблемы современной цивилизации
- VII. Рекомендации по выполнению контрольной работы
- VIII. Тематика контрольных работ
- IX. Экзаменационные вопросы
- Х. Контрольные тесты