Тема 13: наука и научный метод
Наука как генерация нового знания.
Наука как социальный институт.
Наука как особая форма культуры.
Научные традиции и научные революции.
Методы научного исследования.
Универсальность научного познания и его границы.
Крушение культа науки и проблема ее социальной ценности.
13.1 Темы рефератов и сообщений
Возникновение и основные этапы развития науки.
Специфика научного познания.
Наука как система знаний.
Наука как система с рефлексией.
Наука как особый вид деятельности.
Язык науки.
Специфика гуманитарной науки.
Методы науки.
Учение Ф. Бэкона о методе.
Учение Р. Декарта о методе.
Научные школы.
Нобелевские открытия.
13.2 Вопросы для самопроверки
Где и когда возникла наука?
Кто был европейским ученым?
Что такое проблема?
Что такое гипотеза?
Что такое теория?
В каком случае гипотеза переходит в разряд теории?
Что такое метод?
Какие существуют методы научного познания?
Каково значение метода в научном исследовании?
Какова роль науки в жизни современного общества?
13.3 Дополнительная литература
Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. – М., 1973.
Декарт Р. Рассуждения о методе. Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т.1.- М., 1989.
Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.
Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. – Киев, 1974.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. - М.,1982.
Новоселов М.М. Абстракция и научный метод / Логика научного познания. – М., 1987.
Ракитов А.И. Логическая структура научной теории // Вопросы философии. 1996. № 1.
Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1974.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.
Лейбин В.М. Наука как социальный институт. – М., 1986.
Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы его структуры // Вопросы философии. 1983. № 2.
Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. – М., 1972.
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- I. Цели, задачи и порядок изучения курса
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего образования по философии
- II. Тематический план лекций и семинаров
- III. Содержание курса
- IV. Содержание лекций
- VI. Планы семинарских занятий
- Тема 1: природа философии
- Тема 2: миф и мифотворчество
- Тема 3: история философии как раздел философии
- Тема 4: онтология – учение о бытии
- Что такое религия?
- Какие Вы знаете мировые религии?
- Тема 6: смысл человеческого бытия
- В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
- Тема 7: свобода выбора и ответственность
- Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
- Тема 8: общество как объект философской рефлексии
- Тема 9: сознание и мышление
- Каково происхождение сознания?
- Тема 10: познание и знание
- Тема 11: явное и неявное знание
- Тема 12: знание и вера
- Тема 13: наука и научный метод
- Тема 14: понимание и объячнение
- Что такое смысл?
- Что такое «герменевтический круг»?
- Тема 15: практика
- Тема 16: проблема истины и ее критериев
- Тема 17: философия техники
- Тема 18: глобальные проблемы современной цивилизации
- VII. Рекомендации по выполнению контрольной работы
- VIII. Тематика контрольных работ
- IX. Экзаменационные вопросы
- Х. Контрольные тесты