IX. Экзаменационные вопросы
Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». – А в чем состоит философия?
Что такое бытие?
Какие существуют теории возникновения философии?
Философия наука или нет? – Аргументы «за» и «против».
Каковы специфика и источник философских проблем?
Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины – несостоявшимся Римом, а Платон – недоразвитым Аристотелем? – Возможен ли прогресс в философии?
Что «роднит» философию с наукой, религией, искусством?
Философия, безусловно, имеет свое значение. Таково и значение, доносимое музыкой, которая явно имеет смысл, но терпит ущерб от наших попыток расшифровать ее. – В чем Вы видите значение философии?
Почему девиз древних «Познай самого себя» остается до сих пор концептуально актуальным и ядром философии?
Что произойдет с миром, если человек будет познавать его, не познав себя?
Почему философию можно понять, только будучи в ней?
Без сомнения в начале ХХΙ века человек стал знать больше, но стал ли он мудрее, умнее, гуманнее?
Двадцатый век – самый образованный и самый просвещенный век. Однако, как это ни парадоксально, он поставил будущее человека и человечества под вопрос. – Что может быть этому объяснением?
В чем опасность образования, не отягощенного соответствующими нормами, совестью, честью, долгом?
У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. – Почему так?
У поэтического и философского способов речи есть одна общая черта. Они не могут быть «ложными», ибо вне их самих нет мерила, каким их можно бы измерить и каким соответствовали бы. – Как это объяснить?
Каковы особенности мифологического мышления?
В чем суть мифогенной теории происхождения философии?
Каков «путь золотой середины» Конфуция?
Что значит «исправление имен» Конфуция?»
Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы?
Что представляют собой четыре истины Будды и восьмеричный путь спасения?
Каков метод философствования «семи мудрецов»?
Многознание, по Гераклиту, не научает мудрости, иначе научило бы и Гесиода, и Пифагора, а также Ксенофонта и Гекатея. – Почему многознание не делает нас мудрыми?
«Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. Потому что в реке все время вода меняется и в этом смысле река каждый раз другая. – Неужели эта банальность составила философу славу на 2,5 тысячелетия или он на самом деле сказал что-то другое? Если да, то что?
Почему Гераклит говорит, что «война – условие и родитель всего»?
«Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. – Что он сказал?
«Движения нет, - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. – Является ли «хождение» философским аргументом?
Что и как доказывают апории Зенона?
Зенон Элейский говорил своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает. – Почему знающий больше большего и не знает?
Демокритово понимание случайности: почему люди сотворили кумир из случая?
По Демокриту, «бесстыжего человека воспитать нельзя». – Почему?
«Учись гораздо больше стыдиться себя, нежели других». – Что сказал Демокрит?
Что означает тезис Протагора «Человек – мера всех вещей»?
Каков метод познания Сократа?
Что было предметом спора между Сократом и софистами?
Сократ, прочитав сочинения Гераклита, сказал: «То, что я прочитал, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз». – Как Сократ приходит к такому выводу?
Чем, по Сократу, отличается мудрый от немудрого, если они оба не знают ничего основательно?
Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». – Что «знал» Сократ?
Каково содержание теории идей Платона?
Что означает платоновское «знание как «припоминание»?
В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать и почему?
Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. - Что значит «смотреть разумом»?
На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи - к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие не этого знают». – Кто «знает, что нужно»?
Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать. Он сказал рабу: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол». – В чем Вы видите мудрость этой притчи?
Что «заставило» Аристотеля создать науку о мышлении?
В чем Аристотель видел трудности познания?
Аристотель говорил, что сомнение – начало мудрости. – Как Вы это объясните?
По какому признаку Аристотель различал государства?
Что означает «абсолютное понятие гражданина» Аристотеля?
«Платон мне друг, но истина дороже», – говорил Аристотель. – Что явилось предметом спора между Платоном и Аристотелем?
«Философствовать, - говорил Цицерон, - это приготовлять себя к смерти». – В каком смысле?
Как Сенека определял гнев?
Что отвечает Сенека своим клеветникам?
Как Сенека, один из самых богатых людей Рима, относился к богатству?
«Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, мой Луцилий». – Что советует Сенека?
Сенека: «Философы говорят не о том, как они живут, но как надобно жить должно». – Как это истолковать?
Какие доказательства существования Бога выдвигает Фома Аквинский?
Что имел в виду Ф. Бэкон под «великим очищением ума»?
Ф. Бэкон: «Истина – дочь времени, а не авторитета». – Что это значит?
Как Т. Гоббс определяет взаимосвязь свободы и необходимости?
Т. Гоббс говорит о двух состояниях общества. – О каких?
Как, по Т. Гоббсу, учреждается государственная власть?
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. - Каковы четыре правила метода Р. Декарта?
Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?
Как Вы понимаете философию сомнения Р. Декарта?
«Философия, - как пишет Р. Декарт, - разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров и, следовательно, не был бы сомнительным». – В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика философской истины?
Каков нравственный императив И. Канта?
Что и как доказывают антиномии И. Канта?
И. Кант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». – Что значит относиться к человеку «как к цели» и почему нельзя относиться к нему «как к средству»?
Как соотносятся «вещь в себе» и явление в философии И. Канта?
Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»?
Гегель: «Истинное есть целое». – Что это значит?
Гегель подчеркивал, что «если естественные науки в значительной степени развиваются путем приращения к уже решенным проблемам и установленным истинам новых, то история философии, очевидно, скорее как зрелище всегда возобновляющихся изменений целого». – В чем Вы видите специфику философии?
«Учись хорошо читать меня», - советовал Ф. Ницше. – Что значит хорошо читать и понимать философский текст?
Как Ф. Ницше относился к античной философии?
Почему Ф. Ницше считают идеологам фашизма, какие его мысли созвучны притязаниям нацистов?
Ф. Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь» - Почему?
Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя – собственный палач. – В каком смысле это так?
Какое место религия занимает в современном мире?
М. Бахтин говорил, что «человек не может быть понятным». – Почему человек остается тайной во все времена?
В чем Вы видите трагичность (проблематичность) существования человека?
Как решалась проблема человека в разные исторические эпохи?
В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
«Здесь и сейчас!» – главная заповедь морального человека. – Как Вы это объясните?
«Интеллигент, - пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». – Человека с какими качествами Вы назвали бы интеллигентом?
Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
«Лишь относясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться и к самому себе, как к человеку». – Как это истолковать?
М. Мамардашвили: «Свобода, совесть, честь – причина самих себя». – Как Вы можете истолковать эти слова?
Один из героев романа М. Ремарка «Три товарища» рассуждает: «Мораль – это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта». – Какую истину несут эти слова?
В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры». – Как это понимать?
Каковы особенности философского рассмотрения общества?
Каковы происхождение и сущность сознания?
Как соотносятся сознание и язык?
Что такое знание и чем оно отличается от мнения?
Почему мир познается по частям и способен ли человек получить исчерпывающее знание?
Как соотносятся мнение - знание – вера?
Каковы формы и методы научного познания?
Что изучает герменевтика?
Что значит понимать?
Как соотносятся знание и понимание?
Можно ли знать, не понимая, и понимать, не зная?
«Герменевтический круг» как метод понимания текстов.
Что такое истина?
На вопрос, какая разница между ошибкой и заблуждением, М. Твен ответил: «Если вы возьмете с вешалки чужой шелковый зонт вместо своего бумажного, то это, конечно, ошибка. Но если вместо собственного шелкового вы возьмете чужой бумажный, то заблуждение». – Что бы Вы назвали ошибкой, а что заблуждением?
Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?
Каковы современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации?
Почему современные проблемы называются глобальными и имеют ли они решения?
Что такое «антропологическая катастрофа»?
Возможно ли преодоление мифологического мышления?
В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать?
- Федеральное агентство по образованию
- Оглавление
- I. Цели, задачи и порядок изучения курса
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего образования по философии
- II. Тематический план лекций и семинаров
- III. Содержание курса
- IV. Содержание лекций
- VI. Планы семинарских занятий
- Тема 1: природа философии
- Тема 2: миф и мифотворчество
- Тема 3: история философии как раздел философии
- Тема 4: онтология – учение о бытии
- Что такое религия?
- Какие Вы знаете мировые религии?
- Тема 6: смысл человеческого бытия
- В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?
- Тема 7: свобода выбора и ответственность
- Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?
- Тема 8: общество как объект философской рефлексии
- Тема 9: сознание и мышление
- Каково происхождение сознания?
- Тема 10: познание и знание
- Тема 11: явное и неявное знание
- Тема 12: знание и вера
- Тема 13: наука и научный метод
- Тема 14: понимание и объячнение
- Что такое смысл?
- Что такое «герменевтический круг»?
- Тема 15: практика
- Тема 16: проблема истины и ее критериев
- Тема 17: философия техники
- Тема 18: глобальные проблемы современной цивилизации
- VII. Рекомендации по выполнению контрольной работы
- VIII. Тематика контрольных работ
- IX. Экзаменационные вопросы
- Х. Контрольные тесты