logo
зло 1 / философия (лекции)1 / Философия (новая) / Философия (новая)

IX. Экзаменационные вопросы

  1. Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». – А в чем состоит философия?

  2. Что такое бытие?

  3. Какие существуют теории возникновения философии?

  4. Философия наука или нет? – Аргументы «за» и «против».

  5. Каковы специфика и источник философских проблем?

  6. Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины – несостоявшимся Римом, а Пла­тон – недоразвитым Аристотелем? – Возможен ли прогресс в философии?

  7. Что «роднит» философию с наукой, религией, искусством?

  8. Философия, безусловно, имеет свое значение. Таково и значение, доносимое музыкой, которая явно имеет смысл, но терпит ущерб от наших попыток расшифровать ее. – В чем Вы видите значение философии?

  9. Почему девиз древних «Познай самого себя» остается до сих пор концепту­ально актуальным и ядром философии?

  10. Что произойдет с миром, если человек будет познавать его, не познав себя?

  11. Почему философию можно понять, только будучи в ней?

  12. Без сомнения в начале ХХΙ века человек стал знать больше, но стал ли он мудрее, умнее, гуманнее?

  13. Двадцатый век – самый образованный и самый просвещенный век. Од­нако, как это ни парадоксально, он поставил будущее человека и человече­ства под вопрос. – Что может быть этому объяснением?

  14. В чем опасность образования, не отягощенного соответствующими нор­мами, совестью, честью, долгом?

  15. У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. – Почему так?

  16. У поэтического и философского способов речи есть одна общая черта. Они не могут быть «ложными», ибо вне их самих нет мерила, каким их можно бы измерить и каким соответствовали бы. – Как это объяснить?

  17. Каковы особенности мифологического мышления?

  18. В чем суть мифогенной теории происхождения философии?

  19. Каков «путь золотой середины» Конфуция?

  20. Что значит «исправление имен» Конфуция?»

  21. Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы?

  22. Что представляют собой четыре истины Будды и восьмеричный путь спасения?

  23. Каков метод философствования «семи мудрецов»?

  24. Многознание, по Гераклиту, не научает мудрости, иначе научило бы и Гесиода, и Пифагора, а также Ксенофонта и Гекатея. – Почему многознание не делает нас мудрыми?

  25. «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя», - сказал Гераклит. Потому что в реке все время вода меняется и в этом смысле река каждый раз другая. – Неужели эта банальность составила философу славу на 2,5 тысячелетия или он на самом деле сказал что-то другое? Если да, то что?

  26. Почему Гераклит говорит, что «война – условие и родитель всего»?

  27. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. – Что он сказал?

  28. «Движения нет, - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. – Является ли «хождение» философским аргументом?

  29. Что и как доказывают апории Зенона?

  30. Зенон Элейский говорил своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает. – Почему знающий больше большего и не знает?

  31. Демокритово понимание случайности: почему люди сотворили кумир из случая?

  32. По Демокриту, «бесстыжего человека воспитать нельзя». – Почему?

  33. «Учись гораздо больше стыдиться себя, нежели других». – Что сказал Демокрит?

  34. Что означает тезис Протагора «Человек – мера всех вещей»?

  35. Каков метод познания Сократа?

  36. Что было предметом спора между Сократом и софистами?

  37. Сократ, прочитав сочинения Гераклита, сказал: «То, что я прочитал, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял. Впрочем, для этого нужен делосский водолаз». – Как Сократ приходит к такому выводу?

  38. Чем, по Сократу, отличается мудрый от немудрого, если они оба не знают ничего основательно?

  39. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». – Что «знал» Сократ?

  40. Каково содержание теории идей Платона?

  41. Что означает платоновское «знание как «припоминание»?

  42. В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать и почему?

  43. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. - Что значит «смотреть разумом»?

  44. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи - к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие не этого знают». – Кто «знает, что нужно»?

  45. Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать. Он сказал рабу: «Не будь я в гневе, право, я бы тебя выпорол». – В чем Вы видите мудрость этой притчи?

  46. Что «заставило» Аристотеля создать науку о мышлении?

  47. В чем Аристотель видел трудности познания?

  48. Аристотель говорил, что сомнение – начало мудрости. – Как Вы это объясните?

  49. По какому признаку Аристотель различал государства?

  50. Что означает «абсолютное понятие гражданина» Аристотеля?

  51. «Платон мне друг, но истина дороже», – говорил Аристотель. – Что явилось предметом спора между Платоном и Аристотелем?

  52. «Философствовать, - говорил Цицерон, - это приготовлять себя к смерти». – В каком смысле?

  53. Как Сенека определял гнев?

  54. Что отвечает Сенека своим клеветникам?

  55. Как Сенека, один из самых богатых людей Рима, относился к богатству?

  56. «Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, мой Луцилий». – Что советует Сенека?

  57. Сенека: «Философы говорят не о том, как они живут, но как надобно жить должно». – Как это истолковать?

  58. Какие доказательства существования Бога выдвигает Фома Аквинский?

  59. Что имел в виду Ф. Бэкон под «великим очищением ума»?

  60. Ф. Бэкон: «Истина – дочь времени, а не авторитета». – Что это значит?

  61. Как Т. Гоббс определяет взаимосвязь свободы и необходимости?

  62. Т. Гоббс говорит о двух состояниях общества. – О каких?

  63. Как, по Т. Гоббсу, учреждается государственная власть?

  64. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. - Каковы четыре правила метода Р. Декарта?

  65. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

  66. Как Вы понимаете философию сомнения Р. Декарта?

  67. «Философия, - как пишет Р. Декарт, - разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров и, следовательно, не был бы сомнительным». – В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика философской истины?

  68. Каков нравственный императив И. Канта?

  69. Что и как доказывают антиномии И. Канта?

  70. И. Кант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». – Что значит относиться к человеку «как к цели» и почему нельзя относиться к нему «как к средству»?

  71. Как соотносятся «вещь в себе» и явление в философии И. Канта?

  72. Как Вы понимаете тезис «Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания»?

  73. Гегель: «Истинное есть целое». – Что это значит?

  74. Гегель подчеркивал, что «если естественные науки в значительной степени развива­ются путем приращения к уже решенным проблемам и установленным истинам новых, то история философии, очевидно, скорее как зрелище всегда возобновляю­щихся изменений целого». – В чем Вы видите специфику философии?

  75. «Учись хорошо читать меня», - советовал Ф. Ницше. – Что значит хорошо читать и понимать философский текст?

  76. Как Ф. Ницше относился к античной философии?

  77. Почему Ф. Ницше считают идеологам фашизма, какие его мысли созвучны притяза­ниям нацистов?

  78. Ф. Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь» - Почему?

  79. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя – собственный палач. – В каком смысле это так?

  80. Какое место религия занимает в современном мире?

  81. М. Бахтин говорил, что «человек не может быть понятным». – Почему чело­век остается тайной во все времена?

  82. В чем Вы видите трагичность (проблематичность) существования человека?

  83. Как решалась проблема человека в разные исторические эпохи?

  84. В чем причины обострения проблемы человека в современных условиях?

  85. «Здесь и сейчас!» – главная заповедь морального человека. – Как Вы это объясните?

  86. «Интеллигент, - пишет Юрий Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». – Человека с какими качествами Вы назвали бы интеллиген­том?

  87. Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?

  88. «Лишь относясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться и к самому себе, как к человеку». – Как это истолковать?

  89. М. Мамардашвили: «Свобода, совесть, честь – причина самих себя». – Как Вы можете истолковать эти слова?

  90. Один из героев романа М. Ремарка «Три товарища» рассуждает: «Мораль – это вы­думка человечества, но не вывод из жизненного опыта». – Какую истину несут эти слова?

  91. В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры». – Как это понимать?

  92. Каковы особенности философского рассмотрения общества?

  93. Каковы происхождение и сущность сознания?

  94. Как соотносятся сознание и язык?

  95. Что такое знание и чем оно отличается от мнения?

  96. Почему мир познается по частям и способен ли человек получить исчерпывающее знание?

  97. Как соотносятся мнение - знание – вера?

  98. Каковы формы и методы научного познания?

  99. Что изучает герменевтика?

  100. Что значит понимать?

  101. Как соотносятся знание и понимание?

  102. Можно ли знать, не понимая, и понимать, не зная?

  103. «Герменевтический круг» как метод понимания текстов.

  104. Что такое истина?

  105. На вопрос, какая разница между ошибкой и заблуждением, М. Твен ответил: «Если вы возьмете с вешалки чужой шелковый зонт вместо своего бумажного, то это, конечно, ошибка. Но если вместо собственного шелкового вы возьмете чужой бумажный, то за­блуждение». – Что бы Вы назвали ошибкой, а что заблуждением?

  106. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

  107. Каковы современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации?

  108. Почему современные проблемы называются глобальными и имеют ли они решения?

  109. Что такое «антропологическая катастрофа»?

  110. Возможно ли преодоление мифологического мышления?

  111. В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать?