2. Недропользование и управление государственным фондом недр
Текущее состояние минерально-сырьевой базы ТЭК свидетельствует о несовершенстве сложившейся системы недропользования и о недостаточной эффективности управления государственным фондом недр, а также о необходимости внесения принципиальных изменений в сформировавшиеся механизмы воспроизводства сырьевой базы углеводородов, которые не учитывают правовых и экономических реалий, сложившихся в России за годы реформ. Несовершенство системы государственного управления и контроля в области использования и воспроизводства стратегических видов сырья приводит к форсированной отработке лучших по качеству запасов, низким темпам ввода новых месторождений, нарушениям проектов разработки осваиваемых месторождений, недостаточным темпам подготовки запасов и другим негативным тенденциям, угрожающим энергетической безопасности страны. Основная цель государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр, осуществляемой в соответствии с принципами и положениями Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных и иных топливно-энергетических ресурсов и рациональное использование недр Российской Федерации для обеспечения устойчивого экономического развития государства. Для достижения указанной цели предусматриваются:
совершенствование и координация управления развитием минерально-сырьевой базы ТЭК на основе средне- и долгосрочных программ изучения недр с учётом прогнозируемых уровней потребления горючих полезных ископаемых;
координация взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, закрепление за федеральными органами исполнительной власти полномочий по стратегическому планированию развития минерально-сырьевого комплекса ТЭК, основных регулирующих и контрольных функций, чёткое разграничение исполнительно-распорядительных функций в вопросах государственного регулирования отношений недропользования;
совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах, предусматривающего возможность предоставления права пользования участками недр как на административной, так и на гражданско-правовой основе, включая договоры концессии, упорядочение механизма предоставления права пользования недрами с чёткой регламентацией всех стадий и этапов процесса лицензирования, упрощения процедуры выдачи лицензий в отношении небольших месторождений для обеспечения местных потребностей в топливно-энергетических ресурсах, закрепления в лицензиях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователей по выполнению объёмов и видов работ, связанных с пользованием недрами, этапами и сроками освоения месторождений, проверки финансовой состоятельности заявителя при решении вопроса о предоставлении права пользования недрами;
разработка и реализация программ предоставления в пользование участков недр и расширение практики проведения открытых аукционов на право пользования недрами, в том числе с выдачей совмещенных лицензий на поиск (разведку) и разработку запасов;
создание недропользователям надёжных правовых условий для принятия ими долгосрочных инвестиционных решений по разработке уникальных углеводородных месторождений и строительству транспортных систем для их освоения и эксплуатации;
перераспределение основных объёмов работ по геологическому изучению, поиску и разведке месторождений полезных ископаемых в добывающих регионах с развитой инфраструктурой от государства к недропользователям при одновременном принятии мер по стимулированию инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы страны;
обеспечение наиболее полного извлечения углеводородного сырья, использование новой техники и технологий, повышающих конечную нефтеотдачу пластов;
ведение разработки месторождений полезных ископаемых только в соответствии с утвержденными проектными технологическими документами на разработку при условии обязательного выполнения проектных решений;
переоценка сырьевой базы углеводородов и угля в соответствии с разрабатываемой классификацией;
применение санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том числе за умышленную консервацию месторождений полезных ископаемых и отдельных скважин, разработка мер по повышению экономической ответственности недропользователей за невыполнение инвестиционных обязательств и неэффективное использование минерально-сырьевых ресурсов;
усиление контроля за эффективной разработкой запасов и обеспечением их рационального освоения в течение длительного периода времени.
- II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
- III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики россии на перспективу
- 1. Варианты социально-экономического развития
- 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития
- IV. Государственная энергетическая политика
- 1. Основы государственной энергетической политики
- 2. Недропользование и управление государственным фондом недр
- 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков
- 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса
- 5. Региональная энергетическая политика
- 6. Социальная политика в энергетике
- 7. Внешняя энергетическая политика
- 8. Этапы реализации государственной энергетической политики
- V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
- 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке
- 2. Россия на мировых энергетических рынках
- VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
- 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса
- 2. Нефтяной комплекс
- 3. Газовая промышленность
- 4. Угольная промышленность
- 5. Электроэнергетика
- 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл
- 7. Теплоснабжение
- 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
- VII. Региональные особенности развития энергетического сектора
- VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе
- IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
- X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии