7. Внешняя энергетическая политика
Интеграция России с мировой системой оборота энергоресурсов, международное сотрудничество в области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности их использования и освоения новых энергетических рынков являются важнейшими направлениями энергетической политики страны. Целями внешней энергетической политики являются:
укрепление позиции России на мировых энергетических рынках, максимально эффективная реализация экспортных возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке;
установление недискриминационного режима внешнеэкономической деятельности в энергетическом секторе, доступность для российских энергетических компаний зарубежных рынков энергоресурсов, финансовых рынков, передовых энергетических технологий;
содействие привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций.
Исходя из этих целей политика в этой сфере направлена на:
получение наибольшей выгоды для государства от внешнеэкономической деятельности с учётом оценки взаимосвязанных последствий политики в области экспорта, импорта и транзита, присутствия российских компаний на мировых рынках энергоресурсов и капитала;
стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширение географии присутствия российских компаний на международных рынках при условии экономической целесообразности такого расширения;
поддержку проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию;
развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике;
создание механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере.
Стратегически важным является укрепление позиции России на мировых нефтяном и газовом рынках, с тем чтобы в течение предстоящего двадцатилетия максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны, оставаясь стабильным и надёжным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. Новым фактором в период до 2020 года будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности. Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем и обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях. Уникальное географическое и геополитическое положение России создает все необходимые предпосылки для того, чтобы транзит энергоресурсов обеспечивал надёжность её снабжения топливно-энергетическими ресурсами, их эффективный экспорт и получение дохода от транзитных функций. Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии. Её основными задачами в рассматриваемый в настоящем документе период времени являются:
внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии;
дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом;
активный диалог в области энергетики со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Европейского союза, а также с США и другими государствами и международными организациями.
Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, будет в целях обеспечения справедливых цен на энергоресурсы активно вести диалог со странами, производящими и потребляющими энергоресурсы, участвуя в работе международных энергетических конференций, сотрудничая с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с Международным энергетическим агентством и в рамках "восьмерки", а также взаимодействуя с ведущими странами – экспортерами нефти - как независимыми, так и членами ОПЕК. Важное значение для проведения эффективной политики на внешних топливно-энергетических рынках будет иметь её законодательное обеспечение. Необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и привлечения иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии. В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний необходимо создание соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления ТЭК в рамках Содружества Независимых Государств и Союзного государства. Необходима долгосрочная программа развития экспорта топливно-энергетических ресурсов.
- II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
- III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики россии на перспективу
- 1. Варианты социально-экономического развития
- 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития
- IV. Государственная энергетическая политика
- 1. Основы государственной энергетической политики
- 2. Недропользование и управление государственным фондом недр
- 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков
- 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса
- 5. Региональная энергетическая политика
- 6. Социальная политика в энергетике
- 7. Внешняя энергетическая политика
- 8. Этапы реализации государственной энергетической политики
- V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
- 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке
- 2. Россия на мировых энергетических рынках
- VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
- 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса
- 2. Нефтяной комплекс
- 3. Газовая промышленность
- 4. Угольная промышленность
- 5. Электроэнергетика
- 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл
- 7. Теплоснабжение
- 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
- VII. Региональные особенности развития энергетического сектора
- VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе
- IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
- X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии