IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
Развитие отраслей ТЭК, внедрение новых прогрессивных технологий вызывают необходимость совершенствования действующих и создания новых конкурентоспособных оборудования и материалов, соответствующих требованиям каждого звена всех технологических цепочек, как для производства традиционной продукции ТЭК, так и для освоения новых её видов. Прогнозируемый инвестиционный рост в ТЭК открывает широкие перспективы для развития производства в России современного оборудования и материалов. Потенциальный спрос на эту продукцию со стороны российского ТЭК – основная составляющая прогнозируемой потребности ТЭК в инвестициях на период до 2020 года. Таким образом, успешная реализация целей и задач государственной энергетической политики на долгосрочную перспективу создает предпосылки для ускоренного развития соответствующих отраслей российской промышленности – машиностроительного комплекса, металлургической и химической отраслей, строительного комплекса. Это направление является важным для реализации экономической политики государства по опережающему развитию производства продукции более высоких стадий обработки. Важнейшим фактором роста спроса на продукцию отечественного машиностроения для ТЭК становится её конкурентоспособность, связанная главным образом с улучшением качества машин и оборудования, повышением надёжности, обеспечением промышленной и экологической безопасности. Достижение этих целей, использование и развитие потенциала отечественного машиностроения для ТЭК требуют как государственной поддержки, так и совершенствования экономических механизмов долгосрочных взаимоотношений ТЭК со смежными отраслями, обеспечивающих отбор наиболее перспективных для ТЭК разработок. Одним из важнейших направлений совершенствования взаимоотношений ТЭК с производителями продукции является обеспечение на долгосрочной основе поставки машиностроительных и металлургических изделий в высокой степени комплектности и заводской готовности. Реализация этого направления необходима для сокращения объёмов строительно-монтажных работ в целях обеспечения прогнозируемого ввода в действие новых и реконструируемых мощностей и других основных производственных фондов, размеры которого возрастают во всех отраслях ТЭК. Необходима также организация сервисного обслуживания оборудования его производителями. Необходимо создание и развитие современной информационной среды взаимодействия между заказчиками и производителями продукции для ТЭК (специализированных баз данных, информационно-аналитических и справочных систем, интернет-порталов, электронных торговых площадок и т.д.). Целесообразно применение современных информационных технологий как инструмента организации и поддержки всех участников процесса создания, производства и использования оборудования для ТЭК, позволяющих повысить эффективность их деятельности за счёт ускорения процессов исследований и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, повышения уровня его технического обслуживания. Одной из важных задач является решение проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). Потребность отраслей ТЭК к 2020 году в основном должна удовлетворяться за счёт российского оборудования: доля импортных машин в объёме закупаемого оборудования составит к 2010 году около 15-20%, а к 2020 году следует ожидать её снижения до 5-10%. При этом прогнозируется, что отечественной промышленностью будет освоено до 95-98% номенклатуры изделий для ТЭК. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности приведёт к росту спроса на продукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства. Для удовлетворения перспективного спроса на топливо и энергию объёмы инвестиций и строительно-монтажных работ должны существенно возрасти в целом по ТЭК и по всем его отраслям. Так, объёмы годовых строительно-монтажных работ могут увеличиться по ТЭК в целом к 2020 году по сравнению с 2000 годом в 5 раз. Это потребует увеличения мощностей стройиндустрии и строительно-монтажных организаций. В целях ускорения работ и сокращения трудозатрат непосредственно на строительных площадках необходимо повысить заводскую готовность изделий стройиндустрии, а также производительность средств механизации работ.
- II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
- III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики россии на перспективу
- 1. Варианты социально-экономического развития
- 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития
- IV. Государственная энергетическая политика
- 1. Основы государственной энергетической политики
- 2. Недропользование и управление государственным фондом недр
- 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков
- 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса
- 5. Региональная энергетическая политика
- 6. Социальная политика в энергетике
- 7. Внешняя энергетическая политика
- 8. Этапы реализации государственной энергетической политики
- V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
- 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке
- 2. Россия на мировых энергетических рынках
- VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
- 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса
- 2. Нефтяной комплекс
- 3. Газовая промышленность
- 4. Угольная промышленность
- 5. Электроэнергетика
- 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл
- 7. Теплоснабжение
- 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
- VII. Региональные особенности развития энергетического сектора
- VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе
- IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
- X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии