7. Теплоснабжение
Стратегическими целями теплоснабжения являются:
надёжное снабжение теплом предприятий экономики и населения страны;
повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий;
максимально эффективное использование возможностей когенерации.
Для достижения этих целей предусматривается:
разработка программы реформирования теплоснабжения в России и создание государственной системы управления процессами теплоснабжения;
пересмотр политики теплоснабжения городов и предприятий в части оптимального снижения централизации с целью повышения надёжности теплоснабжения и снижения затрат на передачу тепловой энергии;
разработка и осуществление мер государственного регулирования для обеспечения коммерческой эффективности теплофикации для сохранения первичных энергоресурсов, снижения вредных выбросов от энергоисточников в окружающую среду, рационального использования территорий городов.
Суровые климатические условия в России предопределяют теплоснабжение как наиболее социально значимый и в то же время наиболее топливоёмкий сектор экономики: в нём потребляется примерно 40% энергоресурсов, используемых в стране, а более половины этих ресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор. Несмотря на это, теплоснабжение в отличие от основных отраслей ТЭК не имеет единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики. Относительно прозрачны лишь системы централизованного теплоснабжения и в их числе – теплофикационные системы в составе акционерных обществ энергетики и электрификации и соответственно – Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России". Не ведётся разработка сводного теплового баланса страны. В результате ряд направлений производства и использования тепловой энергии не учитывается. В настоящее время около 72% всей тепловой энергии производится централизованными источниками (мощностью более 20 Гкал/ч), остальные 28% производятся децентрализованными источниками, в том числе 18% – автономными и индивидуальными источниками. Кроме того, незначительная часть спроса на тепловую энергию (4,5%) удовлетворяется за счёт утилизации сбросного тепла от технологических установок, а доля тепла, получаемого от возобновляемых источников энергии, очень мала. В России электроэнергетика теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60% электрической и почти 32% тепловой энергии, используемой в стране, при этом практически третья часть электроэнергии, производимой всеми тепловыми электростанциями, вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле. Эффективность работы ТЭЦ общего пользования и ряда ГРЭС с большими объёмами отпуска тепла во многом зависит от эффективности функционирования систем централизованного теплоснабжения, в составе которых работают эти станции. Кроме указанных ТЭЦ и ГРЭС, а также АТЭЦ, в городах работает много так называемых промышленных ТЭЦ и котельных, которые входят в состав промышленных предприятий и снабжают их, а также прилегающие жилые районы тепловой (прежде всего) и электрической энергией. Большое количество котельных находится в муниципальной собственности. Индивидуальные котельные, встроенные в отапливаемые здания или пристроенные к ним, обычно являются собственностью тех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат указанные здания. Системами централизованного теплоснабжения, являющимися локальными монополиями, вырабатывается около 1,4 млрд. Гкал тепла в год. Около 600 млн. Гкал тепловой энергии ежегодно производят 68 тысяч коммунальных котельных. В большинстве крупных городов (более 100 тыс. чел.) централизованным теплоснабжением обеспечено 70-95% жилого фонда. Около 50% объектов коммунального теплоснабжения и инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 километров тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сетях достигают 30%, а с утечками теплоносителя ежегодно теряется более 0,25 кубических километров воды, 82% общей протяжённости тепловых сетей требуют капитального ремонта или полной замены. К основным причинам такого состояния систем коммунального теплоснабжения относятся дефицит финансовых средств, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешённые вопросы разграничения полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения. Накопившиеся за многие годы проблемы в теплоснабжении отрицательно сказываются на нормальном функционировании не только жилищно-коммунального комплекса, но и ТЭК страны. Поэтому их решение и проводимая в настоящее время реформа жилищно-коммунального хозяйства должны быть организационно и экономически связаны с реформированием электроэнергетики и преобразованиями в газовой отрасли. Для решения накопившихся проблем в теплоснабжении, которые проявились в последние годы особенно в жилищно-коммунальном секторе и связаны с эксплуатацией и дальнейшим развитием систем теплоснабжения (централизованных, децентрализованных, автономных, индивидуальных), необходимо осуществление комплекса мер, в частности:
в области совершенствования организационной, нормативной и правовой базы:
объединение тепловых сетей акционерных обществ энергетики и электрификации и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия (от коллекторов источников тепловой энергии до конечных потребителей), что определит ответственность таких предприятий за надёжное и экономически эффективное теплоснабжение конечных потребителей со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и технологическими последствиями. При этом в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны быть решены вопросы создания контролируемых потребителями организационных структур, ответственных перед населением за оказание услуг по теплоснабжению;
обновление, расширение и при необходимости создание нормативной базы, регулирующей решение проблем теплоснабжения силами и средствами всех производителей тепловой энергии. При этом должны быть созданы организационно-правовые и экономические механизмы разработки и реализации новых комплексных генеральных планов электро-, газо- и теплоснабжения городов с учётом оптимальной структуры энергоресурсов, степени централизации теплоснабжения и теплофикации, что должно обеспечить минимизацию тарифов на производство и передачу тепловой энергии;
создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем теплоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов, расходуемых на теплоснабжение, с последующей корректировкой (при необходимости) направлений развития теплоснабжения в городах, регионах и стране в целом;
в области разработки новых подходов к тарифному регулированию, управлению спросом и развитию рыночных отношений:
введение системы тарифов на тепловую энергию с выделением ставок за мощность и энергию, а также дифференцированных тарифов по объёмам потребления, времени года, числу часов использования максимума нагрузок, и главное – отдельно по городам (возможно, и по отдельным источникам) с целью исключения перекрёстного субсидирования неэкономичных источников тепла за счёт высокорентабельных;
повышение эффективности функционирования энергоисточников и тепловых сетей за счёт снижения издержек системы теплоснабжения в целом, привлечения частных инвестиций, создания условий для превращения теплоснабжения в сферу, привлекательную для бизнеса;
обеспечение управления спросом на тепловую энергию силами и средствами потребителей (а не поставщиков тепла, как это до сих пор принято в России), для чего потребуется массовое внедрение систем автоматического регулирования на тепловых пунктах у конечных потребителей с поэтапным переходом на независимые схемы присоединения к сети и внедрением количественного и количественно-качественного регулирования отпуска тепловой энергии, которая может быть поставлена (подана) в сеть от различных источников;
развитие рыночных отношений и изменение структуры собственности, что повлияет на структуру производства тепловой энергии в направлении децентрализации и меньшей зависимости от акционерных обществ энергетики и электрификации;
в области технического перевооружения отрасли:
осуществление реконструкции, модернизации и развития действующих систем централизованного теплоснабжения с целью максимально возможного использования комбинированного производства электрической и тепловой энергии;
обеспечение совершенствования технологий в области теплоснабжения и теплофикации, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счёт внедрения газотурбинных, парогазовых, газопоршневых и газовинтовых ТЭЦ различной мощности с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок;
принятие мер по повышению надёжности тепловых сетей за счёт перехода на предварительно изолированные трубы, совершенствования оборудования, используемого в системах централизованного и децентрализованного теплоснабжения;
обеспечение с учётом суровых климатических условий и кризисных явлений в секторе муниципального теплоснабжения в каждой системе теплоснабжения резервных мощностей и запасов топлива в зависимости от продолжительности сверхнизких температур и их абсолютного значения.
Теплоснабжение такой северной страны, как Россия должно относиться к числу важнейших приоритетов государственной экономической и энергетической политики. При этом основной задачей является создание системы, обеспечивающей скоординированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания такой системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития теплоснабжения, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, а также государственный надзор. Прогнозируется рост производства тепловой энергии (рис.14): в 2010 году – на 9-13% и в 2020 году – на 22-34% больше чем в 2000 году. При этом предусматривается рост реального потребления тепловой энергии в 1,4 - 1,5 раза за счёт сокращения потерь и использования высокого потенциала энергосбережения в этом секторе энергетики. Увеличение производства теплоэнергии за период до 2020 г. – 22-34% Потери снизятся на 55,4-60%
Рис. 14. Производство тепловой энергии в период до 2020 г. (умеренный и оптимистический варианты)
Поскольку теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надёжности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику страны и усиливают социальную напряженность. Поэтому в рассматриваемой перспективе государство должно оставаться важнейшим субъектом экономических отношений в отрасли. Намечаемые уровни развития теплоснабжения, коренная модернизация и техническое перевооружение отрасли потребуют значительного роста инвестиций. Основным источником капитальных вложений будут являться собственные средства предприятий отрасли, государственное (муниципальное) финансирование, заёмные средства, в том числе привлечённые на условиях проектного финансирования.
- II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
- III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики россии на перспективу
- 1. Варианты социально-экономического развития
- 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития
- IV. Государственная энергетическая политика
- 1. Основы государственной энергетической политики
- 2. Недропользование и управление государственным фондом недр
- 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков
- 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса
- 5. Региональная энергетическая политика
- 6. Социальная политика в энергетике
- 7. Внешняя энергетическая политика
- 8. Этапы реализации государственной энергетической политики
- V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
- 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке
- 2. Россия на мировых энергетических рынках
- VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
- 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса
- 2. Нефтяной комплекс
- 3. Газовая промышленность
- 4. Угольная промышленность
- 5. Электроэнергетика
- 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл
- 7. Теплоснабжение
- 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
- VII. Региональные особенности развития энергетического сектора
- VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе
- IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
- X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии