5. Региональная энергетическая политика
Государственная региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов северных, южных и центральных районов европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Правильный учёт этих различий – обязательное условие обеспечения их энергетической безопасности. Территориальный фактор в целом негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая часть России – территория с очень низкой плотностью населения. Это резко увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций и энергообеспечения. Региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации конституционных полномочий субъектов Российской Федерации, обладающих всей полнотой государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с принципом соблюдения единства экономического пространства России и недопущения ограничений на экономическую интеграцию регионов. Целями государственной региональной энергетической политики на федеральном уровне являются создание единого экономического пространства в энергетической сфере путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры, оптимизация территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. Районы Российской Федерации с высокой стоимостью энергоресурсов и низкой их обеспеченностью (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ, Калининградская область, Алтайский край и другие) являются приоритетными в развитии энергетики. Необходима диверсификация системы снабжения энергетическими ресурсами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из них должны разрабатываться индивидуальные программы обеспечения энергетическими ресурсами. Региональная энергетическая политика предусматривает:
законодательное разграничение полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для достижения баланса интересов органов государственной власти, предприятий энергетического сектора и потребителей энергоресурсов;
учёт географической асимметрии в обеспеченности природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных регионов России, принципиальные различия в условиях их энергоснабжения, субсидирование создания сезонных запасов топлива в "критических" регионах;
максимально возможное, но экономически эффективное использование в регионах местных источников топливно-энергетических ресурсов.
Реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством тех же механизмов, что и энергетической политики в целом. При этом необходимо приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Для достижения основных целей и реализации приоритетов региональной энергетической политики предусматривается осуществление региональными органами управления энергетическим хозяйством функций в области:
разработки и реализации региональных энергетических программ (в том числе программ топливо- и энергообеспечения и энергосбережения регионов);
проведения активной энергосберегающей политики, создания и управления региональными фондами энергосбережения;
организации и регулирования теплоснабжения, модернизации и рационализации теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей жилищно-коммунального комплекса;
поддержки независимых производителей топлива и энергии, использующих энергоресурсы местного значения, обеспечивающих доработку истощенных месторождений, создающих новые генерирующие мощности в энергетике и осваивающих возобновляемые источники энергии;
развития социальной инфраструктуры и коммунально-бытовой сферы на долевой основе с производственными структурами ТЭК;
участия в разработке и реализации программ санации убыточных предприятий ТЭК;
контроля за соблюдением субъектами ТЭК федерального и регионального законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды.
Существенное значение для реализации региональной энергетической политики приобретает координация деятельности органов власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов, включая уточнение прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов, согласование мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ
- II. Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса
- III. Основные тенденции и прогнозные параметры развития экономики россии на перспективу
- 1. Варианты социально-экономического развития
- 2. Прогнозные параметры социально-экономического развития
- IV. Государственная энергетическая политика
- 1. Основы государственной энергетической политики
- 2. Недропользование и управление государственным фондом недр
- 3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков
- 4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса
- 5. Региональная энергетическая политика
- 6. Социальная политика в энергетике
- 7. Внешняя энергетическая политика
- 8. Этапы реализации государственной энергетической политики
- V. Перспективы спроса на российские энергоресурсы
- 1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке
- 2. Россия на мировых энергетических рынках
- VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса
- 1. Развитие сырьевой базы топливно-энергетического комплекса
- 2. Нефтяной комплекс
- 3. Газовая промышленность
- 4. Угольная промышленность
- 5. Электроэнергетика
- 6. Атомная энергетика и ядерно-топливный цикл
- 7. Теплоснабжение
- 8. Возобновляемые источники энергии и местные виды топлива
- VII. Региональные особенности развития энергетического сектора
- VIII. Научно-техническая и инновационная политика в топливно-энергетическом комплексе
- IX. Взаимодействие топливно-энергетического комплекса со смежными отраслями промышленности
- X. Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии