Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
Процесс влияния аудитории на технологию кулътурно-досуговой деятельности определяется стремлением отдельных групп и индивидуумов освободится от подчинения стандартам "массовой культуры", которая "навязывается" средствами массовой информации. Средства массовой информации несут культуру для большинства категорий населения, оценивают степень и основные направления влияния на изменение ценностных ориентации. Они создают доминирующий образ "человека пробующего", "человека-игрока", "человека шанса", "человека-шдшидуалиста", "человека-авторитета", "человека-символа".
Культурно-досуговая деятельность является одновременно результатом и процессом, она формирует человеческую целостность и в то же время является результатом связанных с этим взаимодействий.
В учреждениях культуры посетитель, являясь соучастником действия, учится воспринимать общественные ценности, социальные нормы, сильнее, ярче проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности учреждения культуры для предметной деятельности, тем выше уровень восприятия общественной жизни, успешнее идет развитие творческой активности личности.
Следует особо подчеркнуть, что в технологии культурно-досуговой деятельности, наряду с общим управляемым процессом, есть и спонтанно осуществляемый процесс. Недопонимание этого природного свойства технологии культурно-досуговой деятельности привело к тому, что новые формы, которые создавались народом, накапливались постепенно, оставались долгое время общественно неосознанными, незамеченными, неожиданно стихийно проявили себя будучи не реализованные в прежние годы.
Кроме этого, зачастую в технологии культурно-досуговой деятельности упускается из виду и значение духовных потребностей, мотивирующих поведение человека в специфических условиях досуга.
269
Сегодня следует учитывать, что люди стремятся удовлетворить свои потребности в самовыражении, критическом осмыслении своей истории, в желании жить лучше. Каждый человек по-своему подходит к удовлетворению культурных запросов, но средства не всегда оправдывают цель. Различия в потребительских предпочтениях наглядно свидетельствуют о том, что люди имеют тенденцию считать свою культуру решающей для всех и оценивать поведение других исключительно в этом аспекте.
Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которой личные чувства — симпатии и антипатии, сопереживание и т.д. —влияют на положение дел, становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.
К основным формам участия населения в кулътурно-дрсуговой деятельности относятся: обсуждение вопросов и принятие решений, при которых обеспечивается ясное понимание планов, целей, задач, перспектив действия учреждения культуры; систематическое повышение культурного уровня активистов, углубление их знаний в куль-турном строительстве через воспитание гордости за свой край, город, село, за свою фирму, предприятие; участие в подготовке и проведении культурно-досутовой программы; поддержку инициативы людей и повышение их авторитета в общественной жизни города и села.
Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет найти наиболее благоприятный вариант развития творческой и общественной активности личности. При этом надо учитывать, что процесс формирования общественной активности складывается из стремления к участию в действии и самого участия в нем. Формирование активности условно можно изобразить так: информация о действии — потребность в действии; соучастие в действии — исполнитель-организатор — руководитель действия.
Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет сделать вывод о том, что движущей силой развития творческой активности личности является наличие в коллективе учреждения культуры атмосферы творческого поиска, взаимной требовательности, принципиальной критики и самокритики, целеустремленности,
270
подлинной демократии, ответственности за порученное дело.
Анализ показывает, что основными мотивами, побуждающими рабочих, тружеников села, интеллигенцию принимать участие в деятельности учреждений культуры, являются: осознание важности выполняемой работы (16,2%), увлеченность предметной деятельностью (12,3%), удовлетворенность участием в выполняемой работе (10,5%), стремление показать умения и навыки, полученные в художественной самодеятельности (26,4%), техническом творчестве (12,1%), желание поддержать авторитет учреждения культуры (21,4%).
По данным проведенного автором опроса, наиболее активный период в жизни людей, участвующих в культурно-досуговой деятельности на общественных началах, — 60—70 лет. По образовательному цензу активистов учреждений культуры можно разделить таким образом: подавляющее большинство их — люди со средним образованием (59,7%), затем лица с высшим образованием (23,8%) и меньшая часть — с неполным средним образованием (16,5%). Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в культурно-досуговую деятельность вовлекается наиболее грамотная часть населения, и это подтверждает выводы социологов об изменении структуры духовных интересов людей по мере роста образования.
Следует также отметить, что 78,8% активистов учреждений культуры не удовлетворены свой общественной работой. Изучение мнения этой категории людей показывает, что причинами снижения их интереса к общественной деятельности в учреждении культуры являются: а) погоня за количеством, а не за качеством проводимых программ — 6,3%; б) навязывание форм и методов культурно-досуговой деятельности, при котором сужается простор для творчества, инициативы, смелых новаторских решений, — 31,8%; в) недостаточное изучение индивидуальных черт характера человека, вследствие чего ему поручается дело, не соответствующее его желаниям, склонностям и способностям; г) и наличие достаточных навыков для его выполнения — 21%; д) неблагоприятный моральный климат в коллективе учреждения культуры — 6,3%.
Не претендуя на всесторонний охват и освещение всех форм участия населения в деятельности учреждений культуры, которые видоизменяются в зависимости от требований времени, следует обратить внимание на работу общественных советов и правлений учреждений
271
культуры. Согласно Временному Положению о клубе, совет является органом общественного руководства, где демократия и централизм, коллегиальность и единоначалие наиболее ярко проявляются как форма организации активности населения. Это относится и к положению о центрах досуга, о любительском объединении и клубах по интересам, о библиотеке.
Регулирование отношений между активистами учреждения культуры строится на единстве целей и задач, определяющих единую направленность действий, на согласованности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, на инициативе, творчестве, неудовлетворенности достигнутым, которые определяют их работоспособность и уровень коллективного сплочения.
Советы учреждений культуры занимаются обсуждением отчетов, подготовкой и проведением культурно-досуговых программ, организацией и проведением концертов художественной самодеятельности и выставок технического творчества.
Важнейшей составной частью деятельности общественников является подготовка предложений и утверждение их в вышестоящих инстанциях.
Общественная активность населения в культурно-досуговой деятельности проявляется, с одной стороны, в поступках и действиях, побуждаемых мотивами, которые складываются из интересов, стремлений и желаний, из нравственных позиций человека, основанных на необходимости приложения своих сил и способностей в той или иной форме, а с другой — в выработке и совершенствовании навыков, умений и способностей к организаторской деятельности в этой сфере. Общественная активность населения является важнейшим условием повышения качества технологического процесса в учреждениях культуры.
Характерной особенностью молодежного инициативного движения в сфере культуры (в том числе и в художественной самодеятельности) являются поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности. Новаторский дух, свойственный многим молодежным художественно-музыкальным объединениям, способствует росту популярности вокально-инструментальных ансамблей, дискотек, клубов студенческой песни.
Оценивая в целом молодежное инициативное движение в сфере культуры как явление перспективное и социально значимое, следует
тем не менее отметить, что многие его формы и результаты нуждаются в качественном улучшении. Это относится, в частности, к репертуару большинства инициативных молодежных групп, исполнительской культуре их членов, стилистике публичных выступлений, состоянию реальных контактов со специалистами и различными общественными организациями. Задача повышения воспитательного потенциала неформальных молодежных объединений, в том числе и таких, как дискотека, клубы студенческой песни, вокально-инструментальные или семейные ансамбли, является в настоящее время одной из наиболее актуальных.
Совершенствование мотивационного, содержательного и социально-психологического аспектов жизнедеятельности инициативных групп включает два магистральных направления: обеспечение психолого-педагогических основ работы неформальных молодежных объединений и повышение творческого и воспитательного потенциала инициативных групп молодежного движения.
Содержательно и методически первое направление обеспечивается за счет проектирования и осуществления таких педагогических ситуаций, которые соответствуют специфике неформальных художественно-музыкальных объединений. В этой связи заслуживают внимания игровые, дискуссионные и поисковые (исследовательские и экспериментальные) элементы в совместной досуговой деятельности участников вокально-инструментальных ансамблей, дискотек и клубов самодеятельной песни. В целом педагогические ситуации, насыщенные интересными творческими задачами и их решениями в ходе коллективного поиска, способствуют обеспечению учебно-воспитательного аспекта внутригрупповой жизни.
Резервы реализации второго направления заключены в систематическом, целенаправленном результативном взаимодействии самоуправляемой и управляющей систем. Качественные характеристики взаимосвязи между неформальными молодежными объединениями и организациями, профессионально занимающимися вопросами культурно-досуговой деятельности, обеспечиваются за счет преодоления формализма и шаблона в решении творческих задач.
Регулярное, глубоко осознанное и активное участие юношей и девушек в тех или иных видах коллективного освоения и, что особенно перспективно, созидания культурных ценностей способствует интен-
272
183ак. 339
273
сификации двусторонней связи учреждений культуры и молодежной аудитории. Углубление взаимопонимания специалистов учреждений культуры и различных групп молодежи расширяет возможности позитивного воздействия на мотивационную и поведенческую сферы личности в целях превращения ее в субъект процесса культурно-досуговои деятельности.
В настоящее время существует практическая необходимость в конкретной помощи учреждениям культуры в налаживании связей с активами неформальных объединений. Однако пока в 84% случаев планы оказалось остаются на бумаге. Взаимодействие с советами коллективов художественной самодеятельности, любительскими объединениями в рамках технологии культурно-досуговои деятельности осуществляется через оргкомитеты по подготовке и проведению праздников и обрядов, общественных руководителей любительских объединений, общественных руководителей коллектива художественной самодеятельности и технического творчества.
Не менее эффективное влияние на технологию культурно-досуговои деятельности учреждений культуры оказывает самодеятельность населения как сознательно мотивированная социально значимыми интересами общественная деятельность, проявляющаяся у человека в целях удовлетворения потребностей в подготовке и проведении куль-турно-досуговых программ, в художественном и техническом творчестве, межличностном общении.
Наибольший технологический эффект в культурно-досуговои деятельности будет достигнут при участии общественности и актива в программе на всех этапах подготовки и проведения. В предметной кулътурно-досуговой деятельности основное влияние на технологию оказывает уровень досуговой квалификации населения, поскольку и сейчас многие городские и сельские жители еще не располагают необходимыми умениями для рационального использования досуга. Так, по данным нашего исследования, только 22,8% мужчин и 45,8% женщин умеют танцевать, плавать — соответственно 62,6% и 35,6%, играть в волейбол — 30,5% и 12,4%, кататься на лыжах — 20,1% и 6,7%, на коньках — 26,3 и 8,4%, фотографировать — 10,0% и 1,3%, играть в шахматы — 40,5% и 6,2% и т.д. Приведенные факты свидетельствуют о том, что повышение культурно-досуговои квалификации является важной социальной задачей общества. Это актуальное положение, из
которого следует исходить при выявлении закономерностей влияния аудитории на технологический процесс в учреждении культуры.
В научной литературе принято различать аудиторию в учреждениях культуры на реальную и потенциальную. Реальная — это лица, которые посещают учреждения культуры, а потенциальная — те, которые могли бы посещать учреждение культуры и живут в районе, на который рассчитано его действие. Превращение потенциальной аудитории в реальную — сложнейший вопрос для технологии куль-турно-досуговой деятельности, связанный с особенностями разных групп населения, с их запросами и возможностями посещения. Многие ученые уделяли внимание разработке типологии аудитории в учреждениях культуры.
Разные исследователи аудитории приходят к одному выводу: она имеет дифференцированную структуру. Вопрос о сущности и содержании этой структуры не всеми решается однозначно. Общепризнанной является классификация аудитории по интенсивности взаимодействия, когда в основании дифференциации лежит количественный признак — число посещений (реальная и потенциальная аудитория, среди реальной — постоянные, активные, регулярные, эпизодические и случайные), учитывающая и социально-демографические признаки (возраст, пол, образование, социальное положение и т.п.).
В современных условиях ограничиваться при исследовании аудитории учреждений культуры этими параметрами недостаточно. Сегодня в каждом социально-демографическом слое населения есть свои группы и подгруппы, поэтому наборы признаков, по которым они будут различаться, очень многочисленны. Задача заключается в определений'наиболее существенных и важных оснований, по которым целесообразнее всего классифицировать аудиторию. Дифференцированный подход предполагает создание типологии, выявив которую, можно найти закономерности дифференцированного подхода, и на этой основе можно разрабатывать оптимальные варианты регулирования аудиторией технологического процесса.
Одна из гипотез построения системы типологических рядов аудитории была выдвинута А.В. Сасыховым, который отмечал: "Нужна типология посетителей — не по анкетно-демографическим данным,
274
275
а по самым разным аспектам отношения к клубу"1. В основу такой типологии предлагается положить интенсивность взаимодействия аудитории с субъектами учреждения культуры, а также характер воздействия аудитории в ходе прохождения культурно-досуговой программы через реакцию на конкретное действие с целью регулирования процесса воздействия.
Тогда аудитория учреждения культуры через количественный аспект, к которому относится частота посещения, где давалась социально-демографическая характеристика реальной и потенциальной части аудитории, содержательный, основу которого составляла степень приобщения населения к различным формам культурно-досуговой деятельности, и ценностно-ориентационный, где выявлялись мотивы посещения программ, потребности в формах общения реальной и потенциальной аудитории, будет оказывать свое влияние на технологию культурно-досуговой деятельности.
В зависимости от типа посетителей количественный состав аудитории учреждения культуры значительно изменяется. В крупном промышленном центре посетители учреждений культуры составляют не более 1/3 общего числа городского населения, на селе их число возрастает от 2/3 до 90%.
Одним из важнейших факторов эффективности работы является форма проведения культурно-досуговой программы или предметной деятельности, которая либо направлена на духовное потребление, либо преследует цель совершенствования технологических процессов. Здесь необходимо отметить тесную взаимосвязь двух видов анализа— количественного и содержательного. В самих количественных параметрах интенсивности общения в учреждениях культуры в той или иной мере заложена их качественная характеристика. Как правило, те, кто изредка посещают учреждения культуры, включены в формы кратковременного общения, обычно преследующего цель рекреации. Постоянные посетители учреждений культуры чаще приобщаются к долговременным формам деятельности, преследующим цели развития.
Формами кратковременного общения являются вечера отдыха, спектакли, концерты, а формами постоянного общения —коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения и
1 СасыховА.В. Пора приступить к измерениям. — Культурно-просветительная работа.— 1981. —№ 9. — С. 52. 276
клубы по интересам. В первом случае 96,2% посетителей учреждения культуры чаще всего становятся объектом культурного воздействия, поскольку выступают главным образом в качестве зрителей, слушателей, т.е. участвуют в потреблении духовных ценностей или просто отдыхают. Во втором случае они включаются в процесс активного духовного потребления и производства духовных ценностей как субъект культуры, но лишь 56% из них активно влияют на происходящее.
Определяя длительность общения в учреждении культуры, можно одновременно сделать качественную характеристику различных форм приобщения индивидов к технологическому процессу.
Необходимо отметить, что представленная классификационная схема реальных посетителей учреждений культуры во многом условна. Объясняется это тем, что резких границ между формами постоянного и кратковременного общения и зависимых от них способов приобщения к деятельности учреждений культуры в качестве потребителей или творцов духовных ценностей не существует. В таких формах кратковременного общения, как диспут, зрительская или читательская конференция, человек не только становится потребителем духовных ценностей, но и выступает как косвенный участник. В то же время в формах постоянного общения индивид предстает не только субъектом духовного производства, но и объектом культурного воздействия, потребителем духовных благ.
В качестве объективных признаков, влияющих на интенсивность общения и определяющих структуру реальной части аудитории, выступают также географическое расположение города (близко расположенный по отношению к областному центру или далеко), история его возникновения (старый город или молодой). Первый фактор значительно влияет на интенсивность посещения, однако эта связь имеет обратный характер.
Установлено, что в 73% учреждений культуры в городе и 85% на селе формы общения почти не изменились с момента возникновения учреждений культуры. Вечера отдыха (танцевальные программы) занимают значительный удельный вес деятельности учреждений культуры (около половины всех программ) не только в рабочих поселках и малых городах, но и в крупных промышленных центрах. Посещаемость программ, реализующих чисто просветительную и информационную функции, низка — от 10 до 15%. Этот показатель позволяет
277
выявить соответствие или несоответствие индивидуальных потребностей личности в приобщении к определенным духовным ценностям формам деятельности учреждений культуры по реализации этих потребностей.
Ориентация индивида на участие в той или иной форме культур-но-досуговой деятельности определяется на основе мотива, характеризующего готовность индивида к участию в программе: положительная оценка, интерпретируемая как наибольшая готовность к посещению учреждения культуры; отрицательная оценка или отсутствие готовности к посещению учреждения культуры; промежуточная оценка, фиксирующая наличие негативных моментов в деятельности учреждений культуры, которые препятствуют проявлению имеющейся у личности ориентации на формы общения.
Большое влияние на технологию культурно-досуговой деятельности оказывает тип личности, присущий большинству аудитории данного учреждения культуры. Для аудитории учреждений культуры характерны следующие типы посетителей: эмоциональный; интеллектуальный; разносторонний, деятельный; развлекательный; инертный.
У эмоционального типа преобладающими являются нравственно-эстетические интересы и запросы. Их привлекает программа, связанная с повышение культурного уровня, удовлетворяющая потребность в общении, нравственно-эстетической информации, развитии творческих способностей и т.д. Это самый распространенный тип, который посещает учреждение культуры 2—3 раза в неделю, и оно наиболее полно отвечает социально-психологическим особенностям этой группы. Для второго типа характерно наличие познавательных интересов. Мотивами посещения учреждения культуры являются потребность самообразования, повышения художественного и технического уровня, стремление к творческим, поисковым занятиям и т.д. Юноши и девушки, относящиеся к этому типу посетителей, охотно занимаются в технических кружках, посещают фотокиностудии, увлекаются конструкторской деятельностью, помогают руководителю коллектива в технологии обучения и т.д. Посетитель — это человек, который может заниматься в различных формах культурно-досуговой деятельности. У деятельного типа преобладают действия он больше делает, чем говорит. Развлекательный тип преобладает
среди молодежи, а инертный — среди старшего поколения. Но кому удастся в дискуссии искусно вовлечь аудиторию, оживить ее, активизировать, тот фактически и руководит, даже если его содержательный вклад совсем не имеет эпохального значения.
Характеристика структуры влияния аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности строится на духовно-культурных, в частности моральных и творческих, стимулах, мотивах жизнедеятельности людей. Это не означает умаления или недооценки роли материальных факторов и стимулов, сдерживания или ущемления материальных запросов и нужд. Во-первых, в аудитории собираются люди разных профессий, жизненного опыта, а во-вторых, деятельность аудитории организуется самими ее участниками сознательно и добровольно и, в-третьих, в каждой форме культурно-досуговой деятельности высшим назначением аудитории является совершенствование отношений между людьми, производство самих форм общения. Это особенно ярко проявляется в ходе митингов, праздников, обрядов, ритуалов, где аудитория через яркую эмоциональную реакцию и участие в общих ритуально-обрядовых действиях регулирует технология подготовки и проведения программы.
Свою специфику имеет и технология подготовки конкурсных и игровых программ, где помимо непосредственных участников, попавших в состав команд, в зале находится большинство желающих участвовать без материального стимулирования. Так, в игре Клуба веселых и находчивых болельщики могут оказать огромное влияние на выступление своей команды (как положительное, так и отрицательное). Даже на лекции после ее окончания у слушателей возникают вопросы, которые свидетельствуют об осознанном интересе к ней, желании продолжить разговор.
Поиск новых форм культурно-досуговой деятельности определяет ориентации и создает условия для максимальной реализации творческих возможностей посетителей учреждения культуры. Самодвижение людей к культурно-досуговой деятельности выражается в самовозникновении, саморазвитии и самораспаде ее различных форм. При всей сложности и противоречивости этого процесса происходит попытка реализации потенциала культурно-досуговой деятельности через технологию, которая не только обеспечивает "внутреннюю"
278
279
жизнедеятельность учреждения культуры, но и является концентрирующим началом внешних и внутренних взаимосвязей.
Кроме этого, технология культурно-досуговой деятельности соединяет деятельность учреждений культуры и спонтанно развивающегося общественного социокультурного движения, создавая ему оптимальные условия для волеизлияния и практического действия. При этом имеется в виду качественное преобразование деятельности учреждений культуры в условиях демократизации общества и внедрения нового хозяйственного механизма, предусматривающего резкое повышение их экономической самостоятельности.
Требование систематичности планируемых программ — одно из важных в технологическом процессе. Компанейщина, ограничение эпизодическими программами от случая к случаю — антиподы активного воздействия аудитории на технологический процесс. Систематичность предусматривает последовательность, переход от простого к более сложному, помогает специалистам постепенно вырабатывать настойчивость, четкий жизненный ритм, стремление доводить дело до конца, поддерживать связь с населением, знать его запросы. Это, в свою очередь, позволяет анализировать и эффективность расходования денежных средств на каждого посетителя учреждения культуры.
Для этого в учреждениях культуры ведутся карточки планируемых программ, в которых указаны их целевые установки, методы, средства, форма проведения, заносятся сведения о предполагаемом составе аудитории, конкретных материальных затратах и другие данные. Карточки составляются лицами, ответственными за планируемую программу, а ее подготовка и организация обсуждаются на планерках. Работа с карточками позволяет пересмотреть планы некоторых циклов программ с целью их точного соответствия технологическому процессу, т.е. соблюдения принципа "ступенчатости", движения от простого к сложному. Планирование современной культурно-досуговой деятельности требует новых подходов и методов. Разделы плана можно представить как перечень конкретных целей и задач для каждой группы, категории населения. Эти цели и задачи согласовываются специалистами, при этом учитываются возможности их реализации через целостный технологический процесс.
Учреждения культуры сегодня вовлекают активистов штабов, сходов, собраний и т.п. в работу в своей области с целью общей
ориентировки специалистов, которые создают условия, рассчитанные на ответную активность аудитории, на интенсификацию технологического процесса. Арсенал форм, методов и средств рационального и эмоционального воздействия позволяет специалистам учреждений культуры активизировать аудиторию, включать ее в культурно-творческий процесс, который обеспечивает постоянную живую обратную связь. Существуя в определенной, организационно скрепленной, действующей по единому плану системе, учреждение культуры способно усилить общее воздействие на собравшихся в зале. Учреждение культуры призвано стать домом, где соединяются сердца.
Влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности обеспечивается созданием обстановки сотворчества, согласия, добровольной реализации человеческой самодеятельности. Все это позволяет объединить людей в общность, способную удовлетворить личностные и групповые досуговые интересы населения, стремление людей выступать не только потребителями духовных ценностей, но и их создателями. Общность, позволяющую в процессе удовлетворения | потребностей оказывать на ее членов действенное целеустремленное 1 культурное воздействие, регулятором которого выступает аудитория.
Вопросы для самопроверки
Какова роль актива в деятельности учреждений культуры?
Каков основной контингент актива учреждений культуры?
3. Каков механизм влияния аудитории на технологию культурно- досуговой деятельности?
4. Какова роль плана в деятельности учреждений культуры?
Задания для самоподготовки
\. Составьте схему влияния аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности.
2. Составьте план подготовки культурно-досуговой программы с учетом деятельности актива. .
Список литературы
Водопьянова В. Работа клубных учреждений по формированию общественной активности тружеников села. — М., 1983.
280
281
Дело найдется каждому: Метод, рекомендации организаторам и руководителям любительских клубов и объединений. — М., 1985.
Калинин И. Клуб — это творчество. — М., 1980.
Новые формы организации досуга — в практику культучрежедаий: Метод, рекомендации. — М., 1986.
- Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
- 30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
- Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
- Раздел V
- Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
- Глава 16. Механизм восприятия в технологии
- Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
- Заключение