1.4 Использование внебюджетных средств в области культуры
Поступившие на счет средства от предпринимательской, а также другой деятельности, приносящей доход.
С 2000 года Минфин России ввел в действие приказ от 17.02.1999 N 15н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов", где введено понятие "средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности" и приказ от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", которыми бюджетные учреждения пользовались до 1 октября 2005 года.
В Плане счетов бюджетного учета по мемориально-ордерной форме с использованием для учета средств, полученных за счет внебюджетных источников на счете 11 "Средства, полученные за счет внебюджетных источников", на котором впервые обособленно были выделены:
целевые средства и безвозмездные поступления;
средства, полученные от предпринимательской деятельности;
средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;
средства в иностранной валюте.
Данные счета можно было открыть после получения разрешения органа, исполняющего соответствующий бюджет.
Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н был введён раздельный учет бюджетных средств:
баланс исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма 1);
баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам внебюджетных средствам (форма 1-1).
Деление внебюджетных источников на предпринимательские и целевые было установлено и Инструкцией по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26.08.2004 N 70н), которая ввела в новый План счетов бюджетного учета требования Бюджетного кодекса РФ.
Деление зафиксировано 18-м разрядом счета бюджетного учета (кодом вида деятельности):
если не было возможности отнесения к определенному виду деятельности, «0»;
если средства получены от бюджетной деятельности, проставлялся код «1»;
если средства были получены от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, проставлялся код «2»;
если средства поступали от деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений, проставлялся код «3».
В 2006 году, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н была утверждена «Инструкция по бюджетному учету», которая учитывала изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Данная Инструкция установила единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Бюджетным учреждениям, при соблюдении специфических требований, в частности, наличия особых условий в Уставах, наряду с бюджетной деятельностью было разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход.
В настоящее время, законодательство, регламентирующее деятельность по получению средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, весьма обширно. Его регламентирует Бюджетный кодекс российской Федерации Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов российской Федерации от 30.12.2008 N 148н и др.
Внебюджетные средства, для наглядности, но весьма условно, приняв опыт стран с рыночными отношениями, можно было бы разделить на две относительно автономные группы, приняв за способ разделения характер источника получения дохода. То есть, на «заработанные внебюджетные средства» и «незаработанные внебюджетные средства».
Следовательно, отнеся к «заработанным доходам»-средства, полученные от предпринимательской деятельности, а к «незаработанным»-средства бюджетного учреждения, для получения которых не было затрачено труда, в частности, доходы от ценных бумаг, благотворительные отчисления, добровольные пожертвования.
Согласно п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Это значит, что государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить процедуры, определенные данным законом вне зависимости от способа получения денежных средств.
Следовательно, Федеральным законом № 94-ФЗ ограничена свобода волеизъявления в отношении хозяйственной деятельности бюджетных организаций, так как для них установлена обязанность организации и проведения процедур закупок в соответствии с нормами Федерального закона № 94-ФЗ даже за счет внебюджетных средств.
В соответствии со статьями 120 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Это значит, что учреждения имеют средства, выделенные по смете (бюджетные средства) и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетные средства), которыми оно вправе распоряжаться самостоятельно.
Так же, согласно ст. 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его учредителя, и оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Фактически, получается, что Гражданский кодекс Российской Федерации гарантирует самостоятельность учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, Бюджетный кодекс предусматривает казначейский учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. А Закон №94-ФЗ обязывает проводить процедуру закупок в том числе и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.
Требования Федерального закона № 94-ФЗ фактически уничтожает самостоятельность учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, данное ему Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом законы Российской Федерации дают право муниципальным образованиям заниматься предпринимательской деятельностью. Извлекать прибыль и в дальнейшем использовать денежные средства по своему усмотрению.
- 1.Теоретические основы государственного управления в области культуры
- Государственная политика в области культуры как механизм реализации государственного управления
- 1.2. Правовая база в области культуры Российской Федерации
- 1.3. Социокультурная ситуация в Челябинской области
- 1.4 Использование внебюджетных средств в области культуры
- 2. Управление культуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области
- 2.1 Характеристика Троицкого муниципального района
- 2.2 Характеристика управление культуры администрации Троицкого муниципального района
- 2.3 Анализ основных показателей деятельности управления культуры
- 3.Пути совершенствования системы управления сферой культуры Троицкого муниципального района
- 3.1 Выявление проблемы и нахождение варианта её решения
- 3.2 Проект программы по формированию внебюджетных средств в сферу культуры Троицкого муниципального района
- Паспорт Программы
- Перечень программных мероприятий муниципальной программы по внедрению частного предприятия в сферу культуры Троицкого муниципального района «Восторг» на 2014-2015гг.