(9)Историческое развитие понятия "материя"
Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя"всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.
Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма – самодавлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар – демиург. Высшая форма мира – Бог–создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.
В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui).
Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и другие) продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.
Гегель рассматривал материю в качестве "инобытия" абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа.
Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо "общий признак", а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.
В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж.Томсоном электрона – первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И.Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения и прежде всего в СССР. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. О чем и пойдет речь в последующем.
Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.___________________________________
- (1)Предмет философии и её роль в жизни человека и общества
- (2)Основные направления и дисциплины современного философского знания
- (4)Основной вопрос философии и две его стороны
- (7)Проблема метода в философии
- (9)Историческое развитие понятия "материя"
- (10) 10-1.Проблема идеального
- (11)Время и пространство в философии и науке
- (12)Проблема сознания в философии и науке.
- (13)Душа.Сознание и бессознательное.Идеи психоанализа.Проблема сущ-ядуши без тела
- (14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
- (15)Чувственное познание и его формы:ошушение, восприятие,представление,воображение
- (16)Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Гипотеза. Теория
- (17)Интуиция,её роль в познании.Рациональное и внерациональное в человеке и познании
- (18)Проблема истины в познании Виды истин Критерии истины
- (19)Научное познание. Уровни, формы и методы.
- (20)Особенности социокультурной эволюции и логики философии Востока. Основные направления философии Востока(Индии и Китая).
- (22)Общая характеристика китайской философии
- (23)Периодизация истории зап.Философии
- (24)Общая характеристика античной философии. (основные школы и представители)
- (25)Общая характеристика средневековой философии.(основные направления)
- (26)Общая характеристика философии эпохи Возрождения
- 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.
- (27)Философия нового времени: общая характеристика(основные направления)
- (28)Общая характеристика немецкой классической философии( основные направления и представители)
- (29)Западная философия науки 19-20 вв. – позитивизм (основные этапы развития, представители)
- (30)Философские концепции человека в западной философии: сверхчеловека(Ницше) в экзистенциализме и постмодернизме.
- (31)Особенности социокультурной эволюции России и характерные черты русской философии(основные направления и представители,характеристика философской системы)
- (32)Концепция Всеединства, богочеловека и богочеловечества в.Соловьёва
- (33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
- (34)Человек в философии
- (37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку
- (38)Философская антропология
- (39)Эстетическое и этическое в человеке.
- (40)Аксиология как философское учение о ценностях. Виды ценностей и их роль в жизни человека. Потребности, интересы, ценности, смысл жизни, счастье человека.
- (41)Место, функции и роль религии в обществе
- (42)Культура
- (43)Социогенез.Соц.Эволюция и революция
- (44)Формационный, и цивилизационный и системный подходы к анализу исторического процесса. Анализ социально-классовой структуры общества.
- (45)Культура и цивилизация
- (46)Геополитика
- (47)Глобальные проблемы человечества: экономические, политические, войны и мира, демографические, экологические.
- (48)Россия