(41)Место, функции и роль религии в обществе
Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества.
1) Сакрализация (лат. sacer — священный) Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе.
2)Секуляризация (позднелат. secularis — мирской, светский) представляет собой освобождение и от влияния религии, выражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений;
3)Религиозный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) означает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства.
Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает устойчивость религиозных структур, тенденцию к сакрализации, сохранению моноконфессиональности этносов, социальных групп, подданных данного государства, монополии той или иной религиозной системы.
Становление и развитие техногенной цивилизации, индустриальных обществ оказывает на религию противоречивое влияние: с одной стороны, развертывается процесс секуляризации, совершается переход от религиозной монополии к религиозному плюрализму; с другой - секуляризация может затормаживаться и усиливаться тенденция к сакрализации, когда религия начинает активнее претендовать на ведущую роль и некогда “расколдованные” области бытия вновь “околдовываются" фетишзируются.
Функции и роль
Следует различать понятия “функция”- и “роль” религии, они связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
1)Мировоззренческая функция реализуется благодаря прежде всего наличию в религии определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем) миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и т. п. Религиозное мировоззрение задает “предельные” критерии. Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивают целеполагание и смыслополагание.
2)Компенсаторная функция восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей как в перестройке сознания, таю и в изменении объективных условий существования. социальное расслоение оборачивается равенством в греховности, страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных;разобщенность и изоляция заменяются братством во Христе, в общине; безличные, вещные связи равнодушных друг к другу индивидов возмещаются личностным богообщением и отношениями в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, духовное наслаждение.
3)Коммуникативная функция обеспечивает общение. Оно складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих Друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников в общении между людьми при богослужении, молитве, медитации, тайнозрении.
4)Регулятивная функция состоит в том, чтобы с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществлять управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и т.п.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний реальных и обещаемых в посмертном существовании).
5)Интегрирующе-дезинтегрирующая функция с одной стороны объединяет, а с другой — разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция — ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тex пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание.
6)Культуротранслирующая функция прежде способствовала развитию определенных слоев культуры вообще — письменности, книгопечатания, искусства; сейчас, поощряя одни культурные феномены и отторгая другие, она обеспечивает сохранение и приумножение ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
7)Лештимирующе-разлегитимирующая функция узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы, образцы как должные или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них._
- (1)Предмет философии и её роль в жизни человека и общества
- (2)Основные направления и дисциплины современного философского знания
- (4)Основной вопрос философии и две его стороны
- (7)Проблема метода в философии
- (9)Историческое развитие понятия "материя"
- (10) 10-1.Проблема идеального
- (11)Время и пространство в философии и науке
- (12)Проблема сознания в философии и науке.
- (13)Душа.Сознание и бессознательное.Идеи психоанализа.Проблема сущ-ядуши без тела
- (14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
- (15)Чувственное познание и его формы:ошушение, восприятие,представление,воображение
- (16)Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Гипотеза. Теория
- (17)Интуиция,её роль в познании.Рациональное и внерациональное в человеке и познании
- (18)Проблема истины в познании Виды истин Критерии истины
- (19)Научное познание. Уровни, формы и методы.
- (20)Особенности социокультурной эволюции и логики философии Востока. Основные направления философии Востока(Индии и Китая).
- (22)Общая характеристика китайской философии
- (23)Периодизация истории зап.Философии
- (24)Общая характеристика античной философии. (основные школы и представители)
- (25)Общая характеристика средневековой философии.(основные направления)
- (26)Общая характеристика философии эпохи Возрождения
- 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.
- (27)Философия нового времени: общая характеристика(основные направления)
- (28)Общая характеристика немецкой классической философии( основные направления и представители)
- (29)Западная философия науки 19-20 вв. – позитивизм (основные этапы развития, представители)
- (30)Философские концепции человека в западной философии: сверхчеловека(Ницше) в экзистенциализме и постмодернизме.
- (31)Особенности социокультурной эволюции России и характерные черты русской философии(основные направления и представители,характеристика философской системы)
- (32)Концепция Всеединства, богочеловека и богочеловечества в.Соловьёва
- (33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
- (34)Человек в философии
- (37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку
- (38)Философская антропология
- (39)Эстетическое и этическое в человеке.
- (40)Аксиология как философское учение о ценностях. Виды ценностей и их роль в жизни человека. Потребности, интересы, ценности, смысл жизни, счастье человека.
- (41)Место, функции и роль религии в обществе
- (42)Культура
- (43)Социогенез.Соц.Эволюция и революция
- (44)Формационный, и цивилизационный и системный подходы к анализу исторического процесса. Анализ социально-классовой структуры общества.
- (45)Культура и цивилизация
- (46)Геополитика
- (47)Глобальные проблемы человечества: экономические, политические, войны и мира, демографические, экологические.
- (48)Россия