(45)Культура и цивилизация
В современном философском языке понятия "культура" и "цивилизация" - одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин "культура" (лат. cultura) переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в., хотя слова "цивилизовать" и "цивилизованный" известны уже в конце XVI в. М. Монте-ню, и обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
В качестве универсалий, служащих основаниями осмысления культуры и одновременно нормами культуротворчества, в классической модели выступают: 1) знания, искусство, мораль, право, обычаи, культы (Э. Тэйлор); 2) общезначимые ценности нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); 3) универсальные структуры человеческого сознания (М. Шелер); 4) трансцендентально-логические основания; мышление, данное в форме науки (Г. Коген, П. Наторп); 5) символополагающая деятельность практического разума как субстанциональная основа всех сфер культуры, рассматриваемых в качестве символических форм - языка, мифа, религии, искусства, науки, истории (Э. Кассирер); 5) общечеловеческие первообразы - архетипы, динамика которых лежит в основе творения культуры (К. Юнг); 6) идея "осевого времени", выявляющая изначальный и универсальный смысл истории и культуры, для поиска и понимания которого во всех их последующих обнаружениях необходимы новые "шифры" (К. Ясперс).
Типы культурных моделей:
1)Модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX в., имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и других философов, носит подчеркнуто антитрадиционалистский характер. Культура рассматривается как повседневная реальность, имеющая скрытый смысл; элементы ее взаимодействуют между собой и воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления. Мир предстает в этой модели чаще всего жестоким и абсурдным, не нуждающимся в упорядоченном проектировании, человек в нем - одиноким и обреченным, окружающие обстоятельства - "темными", враждебными, бессмысленными.
2)Постмодернистская модель культуры конституируется в конце 1960 - 1970-е гг. в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Дерриды, Р. Рорти и других исследователей. Критическое отношение к установке на преобразование мира сопровождалось здесь отказом от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Антисистематичность - характерная черта постмодернистской модели.
Типы цивилизации:
Традиционный тип, характерный для прошлых исторических эпох, нашел выражение в Древней Индии, Китае, в европеист христианской цивилизации, представлен в ряде регионов, государств и в XX в. Традиционные общества и структуры тяготе: к устойчивости и стагнации; в них не сформировалась суверенная личность, человек включен в целое (племя, клан, патриархальную, соседскую, земледельческую общину, сословие, касту и т. д.). Деятельность не понимается как креативный процесс, идея прогресса не разработана, время считается циклическим, “золотой век” отодвинут в прошлое, образы предков выступают в честве ориентиров при построении матриц поведения и взаимоотношений ныне живущих.
Техногенный тип, положивший начало западной цивилизации появляется в эпоху Просвещения в XVII-XVIII вв. в Европе и включает синтез античной и христианской культур. Техногеная цивилизация динамична, личность освобождается от свойственных традиционным обществам уз, главными антистагнационным факторами становятся естественные науки, а затем — научнотех-ническая революция. Деятельность осознается как творчество целью господства над объектом, обосновывается идея общественного прогресса, время мыслится устремленным в будущее, а “золотой век” — предстоящим. Утверждаются принципы классической рациональности, проповедуются идеалы гуманности, образованности, индивидуализма, либерализма, равенства всех людей перед законом. Но уже в XIX в. обнаружились некоторые разрушительные последствия индустриального типа развития, и на Западе начинается отход от взглядов Просвещения. В XX в., особенно во второй его половине, техногенная цивилизация поставила человечество на грань катастрофы. На исходе XX в. различные слои общества в значительной мере утратили оптимистические ожидания благоприятных результатов дальнейшего развития техногенной цивилизации. Понятие прогресса поставлено под сомнение, усиливаются иррационалистические тенденции и т. д.
Посттехногенный тип наступления, которого ожидают в XXI в., обсуждается ныне в порядке прогноза (могущего оказаться утопией). Контуры этой глобальной цивилизации прописываются не вполне отчетливо, обычно ее именуют путем устойчивого развития. Общество перейдет от индустриальных к постиндустриальным технологиям. Вслед за классической и неклассической рациональностью оформится постнеклассическая: в функционирование синергетических систем имманентно включится человеческая деятельность; сформируется научный этос, в научном поиске будут интегрироваться средства и результаты познания с ценностями. В едином технологическом процессе соединятся природопользование, сохранение и воспроизводство природной среды; совершенствование транспортных и информационных систем обусловит деурбанизацию сферы обитания человека. Произойдет принципиальный поворот образования и воспитания в сторону гуманизации. Научная рациональность в разных своих типах, находящая выражение в рефлексирующем менталитете, соединится с идеями свободы, общественного согласия и демократии.
Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение) — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм (Ossip K. Flechtheim) в 1943 году, в письме к Олдосу Хаксли, который с энтузиазмом его принял и ввел в оборот._____________________
- (1)Предмет философии и её роль в жизни человека и общества
- (2)Основные направления и дисциплины современного философского знания
- (4)Основной вопрос философии и две его стороны
- (7)Проблема метода в философии
- (9)Историческое развитие понятия "материя"
- (10) 10-1.Проблема идеального
- (11)Время и пространство в философии и науке
- (12)Проблема сознания в философии и науке.
- (13)Душа.Сознание и бессознательное.Идеи психоанализа.Проблема сущ-ядуши без тела
- (14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
- (15)Чувственное познание и его формы:ошушение, восприятие,представление,воображение
- (16)Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Гипотеза. Теория
- (17)Интуиция,её роль в познании.Рациональное и внерациональное в человеке и познании
- (18)Проблема истины в познании Виды истин Критерии истины
- (19)Научное познание. Уровни, формы и методы.
- (20)Особенности социокультурной эволюции и логики философии Востока. Основные направления философии Востока(Индии и Китая).
- (22)Общая характеристика китайской философии
- (23)Периодизация истории зап.Философии
- (24)Общая характеристика античной философии. (основные школы и представители)
- (25)Общая характеристика средневековой философии.(основные направления)
- (26)Общая характеристика философии эпохи Возрождения
- 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.
- (27)Философия нового времени: общая характеристика(основные направления)
- (28)Общая характеристика немецкой классической философии( основные направления и представители)
- (29)Западная философия науки 19-20 вв. – позитивизм (основные этапы развития, представители)
- (30)Философские концепции человека в западной философии: сверхчеловека(Ницше) в экзистенциализме и постмодернизме.
- (31)Особенности социокультурной эволюции России и характерные черты русской философии(основные направления и представители,характеристика философской системы)
- (32)Концепция Всеединства, богочеловека и богочеловечества в.Соловьёва
- (33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
- (34)Человек в философии
- (37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку
- (38)Философская антропология
- (39)Эстетическое и этическое в человеке.
- (40)Аксиология как философское учение о ценностях. Виды ценностей и их роль в жизни человека. Потребности, интересы, ценности, смысл жизни, счастье человека.
- (41)Место, функции и роль религии в обществе
- (42)Культура
- (43)Социогенез.Соц.Эволюция и революция
- (44)Формационный, и цивилизационный и системный подходы к анализу исторического процесса. Анализ социально-классовой структуры общества.
- (45)Культура и цивилизация
- (46)Геополитика
- (47)Глобальные проблемы человечества: экономические, политические, войны и мира, демографические, экологические.
- (48)Россия