(14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
"Гносеология" - сугубо философская категория. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний, в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами,которые в этих знаниях отражаются. На личном и общественном опыте мы явно ощущаем наличие сознания. И в то же время само сознание является неуловимым. Задача гносеологии заключается в том, чтобы уловить это ускользающее сознание, рассмотреть его во взаимосвязи с миром материальных вещей, предметов и явлений, сделать его предметом своего рассмотрения и изучения. Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии» (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа. Агностицизм (от греческого ágnōstos - недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Позиция Агностицизм разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, - и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии. Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления, Сантаяна, утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое, на что можно надеяться, - это окружить объект подходящей символикой. Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в свойственной человеку животной вере. доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики.
Пропедевтическая Теория Знания- одно из важнейших произв. Н. О. Лосского. в нем Лосский выступил с широким изложением своей гносеологической доктрины. Автор ставит своей целью вывести философскую мысль из тупика солипсизма и возродить тот высший, но преданный забвению современной цивилизацией "идеал знания", к-рый кратчайшим путем ведет к проникновению "в сущность вещей", к объективному и непосредственному постижению окружающей жизни такой, "какой она существует независимо от свойств нашего "я". Для этого, полагает он, в первую очередь следует очистить философию от многовековых наслоений субъективизма, скептицизма и агностицизма. Логический вывод из этих предпосылок - признание ощущений, трактуемых в виде вторичных, "моих" откликов на воздействия внешнего мира, единственным источником познания. По убеждению Лосского, всякий, кто строит знание о внешнем мире из субъективных образов, символов или даже совершенных копий с окружающих предметов, не может реально познать ни одного их свойства, т. к., не имея самого оригинала - предметов в их "подлинном виде", - невозможно доказать соответствия между копией и оригиналом_______________________________
- (1)Предмет философии и её роль в жизни человека и общества
- (2)Основные направления и дисциплины современного философского знания
- (4)Основной вопрос философии и две его стороны
- (7)Проблема метода в философии
- (9)Историческое развитие понятия "материя"
- (10) 10-1.Проблема идеального
- (11)Время и пространство в философии и науке
- (12)Проблема сознания в философии и науке.
- (13)Душа.Сознание и бессознательное.Идеи психоанализа.Проблема сущ-ядуши без тела
- (14)Гносеология и агностицизм. Теория познания.
- (15)Чувственное познание и его формы:ошушение, восприятие,представление,воображение
- (16)Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Гипотеза. Теория
- (17)Интуиция,её роль в познании.Рациональное и внерациональное в человеке и познании
- (18)Проблема истины в познании Виды истин Критерии истины
- (19)Научное познание. Уровни, формы и методы.
- (20)Особенности социокультурной эволюции и логики философии Востока. Основные направления философии Востока(Индии и Китая).
- (22)Общая характеристика китайской философии
- (23)Периодизация истории зап.Философии
- (24)Общая характеристика античной философии. (основные школы и представители)
- (25)Общая характеристика средневековой философии.(основные направления)
- (26)Общая характеристика философии эпохи Возрождения
- 2) Земля вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.
- (27)Философия нового времени: общая характеристика(основные направления)
- (28)Общая характеристика немецкой классической философии( основные направления и представители)
- (29)Западная философия науки 19-20 вв. – позитивизм (основные этапы развития, представители)
- (30)Философские концепции человека в западной философии: сверхчеловека(Ницше) в экзистенциализме и постмодернизме.
- (31)Особенности социокультурной эволюции России и характерные черты русской философии(основные направления и представители,характеристика философской системы)
- (32)Концепция Всеединства, богочеловека и богочеловечества в.Соловьёва
- (33)Русский космизм,его основные направления, идеи и представители (к.Циолковский, в.Вернадский,н.Федоров,п.Флоренский)
- (34)Человек в философии
- (37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку
- (38)Философская антропология
- (39)Эстетическое и этическое в человеке.
- (40)Аксиология как философское учение о ценностях. Виды ценностей и их роль в жизни человека. Потребности, интересы, ценности, смысл жизни, счастье человека.
- (41)Место, функции и роль религии в обществе
- (42)Культура
- (43)Социогенез.Соц.Эволюция и революция
- (44)Формационный, и цивилизационный и системный подходы к анализу исторического процесса. Анализ социально-классовой структуры общества.
- (45)Культура и цивилизация
- (46)Геополитика
- (47)Глобальные проблемы человечества: экономические, политические, войны и мира, демографические, экологические.
- (48)Россия