logo
Философия заготовка под шпоры на экзамен

(37)Одномерные, двумерные и многомерные походы к человеку

ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч. — это в известном смысле все" (Шелер).

Психофизический аспект Основного . вопроса. ф. - проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект О. в. ф., ограничивая изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты: 1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме "материального" (материализм, физикализм); 2) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм);

Концепция "одномерного человека". В 1964 г. Г. Маркузе выпустил книгу "Одномерный человек", в которой доказывал, что индустриальное общество меняет классы буржуазного общества: делает пролетариат социально незначимой фигурой по сравнению с его ролью в XIX в., ибо "раб индустриальной цивилизации" - это уже не пролетарий, а потребитель. У человека индустриального общества, как "общества потребления", исчезает революционно-критическое измерение, которое указывало ему революционную перспективу. Он становится человеком одного измерения, которое задается ему "обществом потребления". Такой человек теряет все иные ориентации в обществе и ему чужда собственная политическая и идеологическая ориентация. Ведь его интересы как потребителя выражает само общество. Зачем ему свои партии, политические движения? С появлением одномерного человека они должны просто уйти с исторической сцены: ведь одномерный человек и класс, состоящий из таких людей, стали опорой существующего строя.

Согласно Маркузе у "одномерного человека" не только вырабатывается определенный тип экономического, социального, политического и идеологического поведения, но и формируется соответствующая психология. У такого человека, по мнению Маркузе, нет чувства "отчуждения": вся жизнь его наполнена реальным смыслом - желаниями, потребностями, влечениями, побуждениями, направленными тоже в русло одного измерения - потребления. Одномерный человек полностью поглощается "одномерным обществом" - таков вывод Г. Маркузе_____________________________