Заключение
Итак, напомним читателю, что культурно-досуговая деятельность как система состоит из взаимосвязанных элементов: функционального, показывающего, какие функции выполняет система и образующие ее элементы; содержательного; структурного, раскрывающего внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее элементов; интергативного, указывающего источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы; коммуникационного, отражающего взаимосвязь данной системы с другими как по "горизонтали", так и по "вертикали"; исторического, рассматривающего в динамике этапы возникновения, становления и дальнейшего развития системы.
Сегодня основная задача учреждений культуры состоит в приобщении к культуре всех слоев населения через участие в различных видах предметной деятельности; выявление художественно одаренных личностей, их учет, оказание им различной материальной и моральной помощи; реализацию продукции любителей с целью оживления художественных и товарных процессов и "эстетизации" окружающей среды и быта населения. Изменение условий и форм взаимодействия людей в сферах производства и досуга неизбежно вызывает изменение установок, ценностей, стереотипов и норм, определяющих социальное поведение, отношение людей друг к другу. Изменение же самих форм социального взаимодействия обусловливается, в свою очередь, в конечном счете развитием рыночной экономики.
В этих условиях инициативное, любительское движение взяло на себя роль стимулятора различных культурных процессов. Оно показало, что культурно-досуговая деятельность, развивающаяся по своим законам, во многом зависит от свободного социального заказа.
Ориентированность кульгурно-досуговой деятельности на формирование общественного сознания осуществляется через формирование потребностей, установок, позиций, целостных устремлений, идеалов и эстетического вкуса. Поэтому технология культурно-досуговой деятельности сочетает в себе сложный конгломерат определенных алгоритмов действия, психолого-педагогических приемов, организационно-методических сочетаний, профессионального мастерства работников
283
культуры, состояния материально-технической базы и финансового обеспечения.
Создание нового хозяйственного механизма в культурно-досуго-вой деятельности позволяет опираться на рыночные механизмы, на осуществление многоукладной экономической деятельности: бюджетные, кооперативные начала, индивидуальная трудовая деятельности и арендный подряд.
Совершенствование технологии кулътурно-досуговой деятельности предусматривает разработку и принятие эффективных мер по следующим направлениям:
соединение содержания с реальной действительностью, прав дивый ее показ в информационно-просветительной, художественно- публицистической, образно-наглядной и культурно-развлекательной программах;
четкое осознание специфики этих направлений культурно- досуговой деятельности, поиск новаторских, активных форм и мето дов должен происходить в соответствии с ценностями нового исто рического периода;
концентрация в учреждениях культуры разнообразных видов предметной деятельности, в которых ставятся и реализуются цели в зависимости от социально значимых потребностей и интересов людей;
использование возможностей учреждения культуры для актив ного изучения, удовлетворения и формирования потребностей и ин тересов населения, обеспечение на этой основе условий для возник новения новых общественно полезных потребностей;
всестороннее развитие демократических начал в повседневной жизни учреждений культуры, поддержка всех позитивных проявле ний народной инициативы, развитие гласности, критики, самокритики;
координация усилий и поиски новых способов связи учрежде ний культуры с общественными организациями, общеобразователь ными школами, училищами культуры, высшими учебными заведе ниями, творческими союзами;
постоянное стремление к сотрудничеству на равноправной ос нове с неформальными молодежными объединениями и клубами по интересам, безвозмездное организационно-методическое обеспече ние их творческого развития, осуществление социальной поддержки со стороны учреждения культуры неформальным объединениям;
тесное взаимодействие Российского творческого союза работ ников культуры и других творческих союзов как равноправных партнеров, способных установить деловые контакты в целях совер шенствования деятельности учреждений культуры;
создание иерархии органов самоуправления, выбираемых на общих собраниях учреждений культуры и всех его структур, советов коллективов художественной самодеятельности, клубных объединений, советов, сгруппировавшихся по различным направлениям деятельности;
установление своевременной оплаты труда специалистам и со трудникам в зависимости от конечных результатов их деятельности;
осуществление современного планирования деятельности учреж дений культуры снизу доверху, от разработки планов отдельных подраз делений, их согласования друг с другом до разработки общих планов;
опора на открытый диалог с аудиторией, непосредственное участие посетителей в проводимой программе;
обеспечение условий учреждениям культуры для самостоя тельного развития материально-технической базы на современном уровне, активное внедрение в строительство объектов культуры ме тодом: народной стройки, семейного подряда, хозрасчета и самофи нансирования;
предусмотрение строительства типовых проектов новых зда ний учреждений культуры в соответствии со спецификой их деятель ности в современных условиях;
предоставление учреждениям культуры независимо от их ве домственной принадлежности статусной и нормативной документа ции в полном соответствии с концепцией рыночной экономики;
определение организационно-правового статуса учреждений культуры и включение их в новые структуры. Самостоятельный ор ганизационно-правовой статус необходим для выведения учрежде ний культуры из подчинения отраслевым и ведомственным структурам с целью выхода на самостоятельное формирование социального заказа.
Радикальный пересмотр положения о.различных типах учреждений культуры, и прежде всего о клубе, которое должны отвечать целям и задачам современного этапа развития нашего общества; четкое определение прав посетителей учреждений культуры;
— приведение в соответствие с новыми положениями системы учета и отчетности учреждений культуры.
284
285
Введение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел Ш
Характеристика основных компонентов механизма технологии
Глава 8. Полифоничносгь структур в технологии культурно-досуговой деятельности
Глава 9. Драматургия как компонент технологического процесса
Глава 10. Режиссура как компонент технологическогопроцесса
Глава П. Художественные методы как компонент технологии культурно-досуговой деятельности....
133 134 150 169 186
.. 82 . 83 . 100 .. 116
Технология культурно-оосуговой
деятельности как система 5
Глава 1. Технология культурно-досуговой
деятельности как феномен 15
Глава 2. Состояние научных взглядов
на технологию культурно-досуговой деятельности ... 35
Глава 3. Целеполагание в технологии культурно-досуговой деятельности 49
Глава 4. Хозяйственный механизм учреждения культуры —важнейший системообразующий элемент технологии культурно-досуговой деятельности ....:. 66
РазделП
Соипально-пеоагогпческпе условия Функционирования технологии культурно-аосуговой деятельности ..
Глава 5. Влияние объективных условий
на технологию культурно-досуговой деятельности
Глава 6. Влияние субъективных факторов
на технологию культурно-досуговой деятельности
Глава 7. Общение — основа технологического процесса
286
Раздел IV
Выразительные средства в технологии
культурно-аосуговой деятельности .... 201
Глава 12. Художественно-образное и символико- аллегорическое воздействие на аудиторию 201
Глава 13. Методическое обеспечение как выразительное средство в технологии культурно- досуговой деятельности 213
РазделУ
Взаимодействие субъекта и объекта
в технологии культурно-досуговой
деятельности 227
Глава 14. Социально-психологические основы механизма функционирования технологии культурно- досуговой деятельности 227
Глава 15. Регулирование социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры 242
Глава 16. Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности 253
Глава 17. Влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности 269
283
Заключение
287
- Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
- 30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
- Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
- Раздел V
- Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
- Глава 16. Механизм восприятия в технологии
- Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
- Заключение