logo search
культурология (лекции)

I. Российская эмиграция в XX веке

Российская эмиграция своими корнями уходит в глубь веков. Первыми из широко известных эмигрантов был князь Курбский, наместник Ивана IV в г. Юрьеве (1564 г.). Объясняя мотивы эмиграции, он писал о том, что Иван Грозный “затворил русскую землю, сиречь естество человеческое, аки в адовы твердые“. В ХVII - ХIX вв. российская эмиграция приняла характер дворянской. Из страны уехали адмирал П. Чагов, декабристы Н. Тургенев и Я. Толстой, профессор В. Печерин, М. Бакунин, А. Герцен. По словам Н. Бердяева, В. Печерин был одним из первых русских эмигрантов, уехавших от гнева николаевской эпохи.

XX век значительно расширил причины эмиграции, наряду с политическими появились экономические, этнические, идеологические и другие причины. В истории эмиграции XX столетия можно выделить пять периодов, или “волн”, эмиграции, отражающих более или менее массовый выезд за рубеж в связи с теми или иными событиями. Внутри периодов четко прослеживаются “приливы” и “отливы”, т. е. увеличение или уменьшение потока. Хронологически эти этапы имеют следующие границы: I. Начало XX века - февраль 1917 г. 2. Февраль 1917 г. - 20-е г.г. 3. Конец 30-х - 40-е г.г. 4. 70-е - сер - 80-х. 5. Конец 80-х г.г. - настоящие время.

Первая волна эмиграции носила ярко выраженный экономический характер, в культуре следа не оставила, поэтому на ней останавливаться не будем.

Вторая волна эмиграции составила 1,5 - 2 млн. человек. Ее начало связано с февральской буржуазно-демократической революцией. В это время эмигрировали твердые сторонники монархии, которые не хотели иметь дело даже с правительством князя Львова. Массовая эмиграция началась в октябре 1917 г. К предыдущей группе присоединились представители торгово-промышленной и финансовой буржуазии, буржуазная интеллигенция, а также значительное количество людей, которых можно отнести скорее не к эмигрантам, а к беженцам, поскольку они покидали страну не по политическим мотивам, а в силу житейских неурядиц : солдаты, служащие, казаки, врачи, учителя. К этой же волне необходимо отнести высылку из страны в 1922 г. 160 выдающихся деятелей культуры (т.н. “философский пароход“). В эмиграции оказались лидеры всех политических партий Росси (кроме большевиков), поэтому в большинстве публикаций она характеризуется как белая эмиграция. В конце 20 гг. появились представители политической, но красной эмиграции - противники режима личной власти Сталина, активные участники Октябрьской революции: Б.Бажанов - один из секретарей Сталина (1928 г.), Л.Троцкий, высланный в 1929 г., Г. Беседовский - советник советского посольства во Франции (1929 г.), Ф. Раскольников, не вернувшийся с дипломатической работы в 1939 г. Эмиграция второй волны носила политический характер и хлынула главным образом в Европу.

Третий период связан со второй мировой войной. В это время в эмиграции оказались граждане, выполнявшие договорные обязательства СССР на территории Германии и интернированные, в частности моряки торгового флота, военнопленные, люди, насильственно вывезенные оккупантами для выполнения трудовых работ (иностранные рабочие). Еще одну группу эмигрантов составляли добровольные пособники фашистов (полицейские, каратели, власовцы, бандеровцы и др.). Всего за границей в этот период оказалось около 10 млн. человек. Многие из оставшихся на Западе, не вернулись из-за боязни попасть в сталинские лагеря. Для этой волны эмиграции характерно мировое рассеяние.

Четвертый период - 70-е - середина 80-х гг. Предшественниками этого периода были представители разных социальных групп, в основном интеллигенция. Их отъезд был вызван обострившимися противоречиями нашего общества во всех сферах жизни. Началом четвертого периода эмиграции, по некоторым источникам, считается февраль 1971 г., когда первые 24 человека, желающие воссоединится с родственниками в Израиле, получили официальное разрешение на выезд. Основными группами эмигрантов в этот период были люди, официально выезжающие для воссоединения семей (формально национальная, этническая, а реально - политическая эмиграция. Выезжали главным образом армяне, немцы, евреи. В 1989 г. эмиграция шла в Израиль - 44,7%, в ФРГ - 41,8%, в США - 6%); “диссиденты”, в основном представители творческой интеллигенции, которые выезжали добровольно (режиссеры А. Тарковский, Ю.Любимов,. писатель В.Аксенов) или были высланы (писатель А.Солженицин, философ А.Зиновьев и т.д.) - идеологическая эмиграция. Сравнивая эту волну эмиграции с предыдущими, можно привести слова А. Солженицина, который определил ее как “хвостик, отколок от израильской эмиграции”, и “ни по значению, ни по численности она не идет в сравнение с первыми русскими”.

Пятый период. С конца 80-х гг. следует вести отсчет новой крупной волны эмиграции, по характеру в основном экономической. Эмиграцию этой волны нельзя соединять с четвертой, поскольку изменились причины отъезда. По численности она сопоставима со второй волной.

Рассматривая жизнь послереволюционной эмиграции следует отметить, что при всей ее многоплановости, разобщенности в ней была логика. Она определялась не столько внутренней жизнью российского зарубежья, сколько постоянным соотношением с остальным Отечеством. При всей мозаичности эмиграции этой волны, унесшей в зарубежье “всю Россию”, при всем разнообразии путей и способов “спасения России”, у русских эмигрантов имелся идеал - великая, свободная Россия.

По своему профессиональному, сословному и материальному положению, по свой идеалам и политическим приверженностям эта эмиграция была разнородным явлением. Ее представляли все классы и слои российского общества, но большинство составляло дворянство, буржуазная интеллигенция, офицерство, меньше всего было рабочих и духовенства (за рубеж выехало 10% епископата и 0,5% священников). Русское рассеяние было высококультурным. Значительная часть его - с высшим и почти 3/4 - со средним образованием.

В политическом отношении в эмиграции были представлены все партии и оттенки мнений - от крайне правых до крайне левых, т. е. была воссоздана почти точная копия России.

В 20-е годы 80% русской эмиграции сосредоточились в Европе. В крупных эмигрантских центрах - в Берлине, Праге, Софии, Белграде, Париже зарождались первые белоэмигрантские союзы и объединения, направленные против новой власти в России. Причем, на первых порах господствовали реакционные организации, среди которых следует выделить Российский общевойсковой союз (РОВС) - откровенно монархическую военную организацию. Руководил союзом П. Врангель, после его смерти (1928г.), генерал Кутепов. РОВС не только пропагандировал свои взгляды, но и готовил кадры для похода против СССР в “подходящий момент” и восстановления монархии военным путем.

Разношерстная по социальному и политическому положению эмиграция и в материальном отношении была неоднородна. Бедствовали, оказавшись на чужбине, не только солдаты и казаки, но и бывшие министры и члены царской семьи (князь Шаховский 25 лет был поваром в ресторане, племянник Николая II Федор Александрович работал шофером у казачьего офицера Восняцкого, разбогатевшего на женитьбе и т. д.).

Первые годы над всеми настроениями эмиграции, и тех кто смирился со свой положением эмигранта, и кто не сомневался в возращении, господствовало одно - обида. Вот как вспоминает встречу с эмиграцией Н. Бердяев, высланный из страны в 1922 г.: «Эмиграция встретила группу высланных подозрительно и недоброжелательно. Были даже такие, которые позволяли говорить, что это не высланные, а подосланные для разложения эмиграции... Было что-то маниакальное в этой неспособности эмиграции говорить о чем-либо, кроме большевизма».

Колебания и расслоение эмиграции происходили под влиянием политических изменении в мире и СССР. Московские процессы над “врагами народа”, массовые репрессии приводят в восторг самые реакционные круги эмиграции. Испанские события стали еще одним катализатором дальнейшей поляризации эмиграции. “Низы” русской эмиграции выделили из своих рядов сотни интербригадовцев. Именно в это время во Франции эмигрантами создается “Союз возвращения на Родину”. И многие вернулись, в т.ч. композитор С.Прокофьев и мн. др. Писатель А.Толстой так объяснил свой поступок: “Я представляю из себя натуральный тип русского эмигранта, т.е. человека, проделавшего весь скорбный путь хождения по мукам. В эпоху великой битвы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих брата, расстреляно двое моих дядей, восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть.... Но интересы Родины выше...”.

Изменения в Европе, приход к власти Гитлера резко изменили настроения в среде эмигрантов. Многие из них понимали опасность германского фашизма и для борьбы с ним создают в Париже “Союз оборонцев” (издавал печатный орган “Голос Отечества”).В него пришли люди разные. Среди них племянник генерала Колчака, генерал Махров (начальник штаба П. Врангеля), адмирал Вердеревский (морской министр временного правительства), профессор Одинцов и др.

С началом второй мировой войны многие эмигранты выступили против фашизма с оружием в руках. Во французском Сопротивлении участвовали русские ученые В. Вильде и А. Левицкий, сын царского министра И. Кривошеин и многие другие. И поэтому Гитлер опасался русской эмиграции в случае войны с СССР. Уже 22 июля 1941 г. русская эмиграция во Франции была подвергнута превентивному заключению. Нападение Германии на Советский Союз окончательно размежевало эмиграцию. На сторону Гитлера перешли генерал П. Краснов, атаманы А. Шкуро, Султан - Гирей Клыч.

Большая часть эмиграции определилась сразу. А как только Красная Армия стала одерживать победы, колебания в эмиграции закончились. Подавляющее большинство эмигрантов успешно выдержало экзамен на верность Отечеству. Формы проявления патриотизма были самые разнообразные - от политических жестов до жертвенности. Так, император Всероссийский Владимир, сменивший на троне своего отца (1938г.), отказался благословить фашистское вторжение в Россию. Князь Юсупов не согласился служить Гитлеру. Генерал Деникин за свое нелояльное отношение к нацистам был вынужден ежедневно отмечаться в комендатуре. В 1944 г. он выступил с обращением, в котором говорилось: “Обстановка в международном масштабе в корне изменилась. Враг изгнан из пределов Отечества. Мы - и в этом неизбежный трагизм нашего положения - не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу Родину за последние годы. Мы могли лишь с глубокой скорбью наблюдать за страданиями нашего народа и с гордостью - за величие его подвига. Мы испытывали боль в дни поражения армии, хотя она и зовется “красной”, а не Российской, и радость - в дни ее победы. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победоносного завершения... Ибо судьбы России важнее судеб эмиграции”.

Проявлением подлинного патриотизма стал и сбор средств в помощь СССР. Князья Кутявин, Кудашев, Голенищев-Кутузов организовали в США несколько комитетов в помощь СССР. На земле Франции за честь Родины сражалась Анна Максимович (дочь царского генерала). Врач, она вступила в эмигрантскую организацию “оборонцев”, а затем в движение Сопротивления, погибла в концлагере. Ариадна Скрябина (дочь композитора) сражалась в партизанском отряде, погибла в 1944 г. Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева - философ, поэтесса, в прошлом член партии эсеров - 31 марта 1945 г. сожжена в крематории. И этот список можно продолжить.

Эмиграция второй мировой войны, основу которой составляли вчерашние власовцы и оуновцы, пособники гитлеровцев, прошла незаметно. Для этого периода характерно и то, что оккупационные власти США, Англии и Франции на территории Германии, в определенной мере препятствовали возвращению на Родину вынужденных переселенцев, предлагали первоначальную помощь. И что не отмечается в нашей литературе, немалая часть советских людей этим воспользовалось. Среди эмигрантов этой волны адаптация проще проходила у тех, кто заключал браки с иностранцами и растворился в местной среде.

Особенностью четвертой волны эмиграции является то, что она пришлась на мирный период развития общества и связана прежде всего с идеологическим давлением, стремлением всех выстроить в один ранжир. При Хрущеве первыми жертвами “охоты на интеллигентов” стали художники-абстракционисты, а затем литераторы, посмевшие отойти от официальной линии. При Брежневе изгнание приняло уже характер, по сравнением с периодам Хрущева, просто регулярный, хотя и не массовый, если не считать еврейской эмиграции. Но в ней в основном - добровольцы. Именно в этот период из страны были высланы выдающиеся творческие деятели - художник Глезер, писатели Солженицын, Некрасов, Аксенов, Войнович, поэты Бродский, Коржавин, Галич, скульптор Неизвестный, философы Зиновьев, Максимов и др.

Эта волна эмиграции является высокоинтеллектуальной. Так, в США среди этих эмигрантов 76% имели высшее образование, 6% - ученые степени, в основном это выходцы из крупных городов (61,3%). 60,3% заявили, что главной причиной, побудившей их покинуть Родину, явилось неприятие политической системы.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов и наличие других причин. Многие эмигранты выезжали к родственникам за рубеж, т.е. получали там материальную и моральную поддержку, что отличало их от предыдущей эмиграции. Другую немногочисленную часть оставляли квалифицированные специалисты, которые без особых хлопот решали проблемы трудоустройства.

С середины 80-х гг. поток эмиграции несколько уменьшился, что было связано с начавшейся в СССР перестройкой. Но спустя несколько лет он возрастает, особенно после распада СССР. В ходе пятой волны эмиграции в течение 90-х гг. из России на постоянное жительство в страны дальнего зарубежья ежегодно выезжает около 100 тыс. человек.

Относительная стабильность этой цифры говорит о том, что потенциал нынешней волны еще не исчерпан. Сложная социально-экономическая ситуация и кризис ценностных ориентаций в России продолжают стимулировать эмиграцию. Часто людей останавливает лишь боязнь, потеряв работу здесь, не найти ее за границей. Именно этот фактор (отсутствие работы) является сдерживающим для увеличения эмиграции. Для представителей большинства массовых профессий нет рабочих мест. Кроме этого, во всех странах-работадателях существуют жесткие законы, защищающие внутренний рынок труда от иностранной рабочей силы. Противоречиво идет и процесс вживания эмигрантов. Сказывается разница культур, привычек, вкусов. Только 40% “русских” хорошо себя чувствуют в американском обществе. И это несмотря на то, что многие из них пытаются растворится в этом обществе (60,3% читают американские книги, 71,4% знакомятся с англоязычными газетами, почти 80% смотрят американские фильмы). Особенно ярко это проявляется в детях: 30% детей школьного возраста говорят, читают и пишут по-русски, основная часть писать и читать по-русски уже не умеет, а 3% детей потеряли язык полностью.

Несмотря на трудности адаптации, прежде всего - психологической, многие эмигранты стремились и стремятся сохранить свои культурные корни и традиции. Мало того, без творчества российских ученых, философов, общественных деятелей, литераторов и художников, особенно принадлежащих к второй волне эмиграции, сегодня просто невозможно представить развитие мировой культуры.