logo search
Экономика образования

Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды.

Любая организация должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти и каким образом добраться до цели. Чтобы моделировать собственное будущее, организация использует систему стратегического планирования. По материалам данной темы вы определите взаимодействие стратегического планирования и маркетинга в рамках образовательного учреждения. При разработке любых маркетинговых программ необходимо проводить анализ маркетинговой среды. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Анализу факторов микросреды и макросреды следует уделить особое внимание.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

  1. Для чего разрабатывается миссия образовательного учреждения?

  2. Какие этапы выделяются при разработке миссии?

  3. Приведите примеры внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на миссию образовательного учреждения.

  4. Приведите примеры стратегических, тактических и оперативных целей образовательного учреждения.

  5. Разработайте основные положения миссии общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, вуза. Какие в этих разработках встречаются общие моменты? Что существенно различается?

  6. Приведите примеры трех основных разновидностей стратегии интенсивного роста для вуза.

  7. Какие существуют основополагающие принципы маркетинга образовательных услуг?

  8. Как можно определить макросреду образовательного учреждения?

  9. Приведите примеры поставщиков и маркетинговых посредников для образовательного учреждения.

  10. Как вы можете оценить влияние контактных аудиторий на деятельность образовательного учреждения?

  11. Какие влияния агентов макросреды на деятельность образовательного учреждения мы можем оценить как положительное/отрицательное?

Темы для докладов.

    1. Необходимость разработки миссии образовательного учреждения.

    2. Интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост образовательного учреждения.

    3. Основные характеристики микросреды образовательного учреждения.

    4. Примеры различных типов конкурентов для среднего специального образовательного учреждения.

Рекомендуемая литература.

  1. Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993 – 736 с.

  2. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200 с.

  3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 2006 – 219 с.

  4. Глухов. В. В., Федоров М. П. Экономическое управление в вузе. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997 – 132 с.

  5. Технологии мотивирования персонала в организации: Учебно-методи­ческий комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 139 с.

  6. Технологии управления образовательными системами: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 301 с.

Упражнение.

Заполните таблицу1-13 до конца, рассчитав ряд показателей. На основе данных, представленных в таблице, проанализируйте развитие рынка платных образовательных услуг.

Табл.1-13.Платные услуги населению

2000, млн. руб.

% к итогу

2005 млн. руб.

% к итогу

2006 млн. руб.

% к итогу

Всего

602755.4

100

2271732.7

100

2798773.8

100

Жилищно-коммунальные услуги

122383.1

536607.7

660653.8

Бытовые услуги

87889.4

228679

277873.4

Жилищные услуги

36524.8

120272.5

155606.1

Коммунальные услуги

85858.3

416335.2

505047.7

Услуги учреждений культуры

9974.7

53231.8

62333.8

Туристские услуги

10639.3

33848.8

45227.6

Физической культуры и спорта

2251.3

14861.6

15734.7

Медицинские

27448.2

109755.6

136672.1

Ветеринарные

2012.7

4770.8

5590.5

Правового характера

31636.3

52275.3

69468.5

Системы образования

41530.2

152669.9

192716.5

Прочие виды платных услуг

26858.9

81053.2

102119.6

Транспортные услуги

155775

487521.4

593255.4

Услуги связи

67516.5

420277.1

519651.3

Санаторно-оздоровительные

16839.9

36082.4

42765.6

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

 

60098.1

74711.1