logo
Экономика образования

Тема 2. Организация работы по обучению персонала.

Принципы построения эффективной системы обучения персонала. Место обучения в общей системе управления персоналом. Основные обязанности специалистов, занимающихся работой по обучению персонала. Направления работы по организации обучения персонала: постановка целей; определение потребностей; определение содержания, форм и методов; выбор или подготовка преподавателей; подготовительные мероприятия; проведение обучения; оценка эффективности.

Тема 3. Выявление потребности в обучении.

Методы выявления потребности в обучении: анализ результатов оценки кандидата при приеме на работу; анализ результатов деятельности сотрудников в период адаптации; анкетирование руководителей и сотрудников; интервьюирование; кейсы; «360 градусов», ассесмент – центр и т. д.

Тема 4. Принципы и методы внутрифирменного обучения.

Основные принципы построения эффективной системы обучения. Психологические основы эффективного обучения. Методы приобретения знаний. Методы внутрифирменного обучения: традиционные, методы активного обучения, методы обучения на рабочем месте.

Тема 5. Тренинги.

Стили обучения. Разработка программы тренинга в соответствии с целями бизнеса. Методы проведения тренинга. Ко-тренерство. Работа с неожиданными событиями. Оценка тренингов. Тренинг как бизнес.

Тема 6. Электронное обучение.

Способы электронного обучения. Виртуальные команды, обучающие порталы. Правила разработки материалов для электронного обучения. Пути повышения эффективности электронного обучения.

Тема 7. Программы и бюджет обучения.

Политика в области обучения. Программа обучения. Требования, предъявляемые к процессу обучения персонала Международной организацией стандартизации ISO. План обучения сотрудников. Бюджет обучения. Прямые, сопутствующие, косвенные затраты учебного мероприятия. Варианты экономии.

Тема 8. Оценка персонала по итогам обучения.

Принципы оценки персонала. Оценка подразделения обучения и развития персонала. Оценка программ обучения. Использования результатов проведенной оценки при развитии внутрифирменного обучения.

Тема 9. Методы оценки окупаемости программ внутрифирменного обучения.

Показатели, применяемые для оценки человеческого капитала на уровне предприятия. Коэффициент окупаемости инвестиций в ЧК. Рыночная стоимость человеческого капитала. Показатели «возврат от инвестиций» и «возврат от ожиданий».

Тема 10. Аутсорсинг и бенчмаркинг в рамках управления развитием человеческих ресурсов компании.

Направления аутсорсинга. Аутсорсинг человеческих ресурсов. Направления использования бенчмаркинга. Этапы бенчмаркинга. Международный, внешний, внутренний бенчмаркинг.

Тема 11. Программы внутрифирменного обучения, применяемые в западных и отечественных компаниях.

Системы внутрифирменного обучения, применяемые на предприятиях Японии, США, Великобритании, Германии, Франции. Этапы развития внутрифирменного обучения на российских предприятиях. Опыт советского периода. Корпоративные университеты.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе

Участие предприятий в формировании человеческого капитала

Способы получения новых знаний

Построение системы непрерывного образования

Преимущества электронного обучения

Сообщества практиков в структуре управления современного предприятия

Управление знаниями в стратегических альянсах

Сторителлинг как способ передачи знаний

Основные принципы осуществления инвестиций в персонал фирмы.

Развитие внутрифирменного обучения в направлении расширения социальной ответственности российского бизнеса.

Тренинги – плюсы и минусы проведения.

Факторы, сдерживающие развитие внутрифирменного обучения.

Соблюдение принципов андрагогики при построении программ внутрифирменного обучения.

Изменение системы социального взаимодействия работников и работодателей в рамках обучающейся организации.

Технологии внутрифирменного обучения в традициях японского менеджмента.

Государственное стимулирование внутрифирменного обучения.

Западный опыт построения систем внутрифирменного обучения.

Примерные тестовые задания

1. К основным обязанностям специалистов, занимающихся работой по обучению персонала, не относится:

1) определение наиболее подходящих форм обучения;

2) утверждение целей обучения персонала;

3) выбор организации, которая будет предоставлять образовательные услуги;

4) оценка эффективности обучения.

2. К задачам, решаемым специалистами, отвечающим за организацию и проведение обучения, относятся:

1) исследовательские;

2) методические;

3) организационные;

4) все перечисленные выше.

3. При определении потребности в дорогостоящем обучении топ-менеджеров фирма может позволить себе такой метод выявления потребностей, как

1) анктерирование;

2) ассемент;

3) кейс;

4) анализ специальной внешней информации.

4. К традиционным методам обучения можно отнести:

1) лекции;

2) семинары;

3) тренинги;

4) учебные видеофильмы.

5. Суть данного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценки степени его усвоения - …

1) тренинг;

2) семинар;

3) программированное обучение;

4) деловая игра.

6. Метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающийся в практике работы руководителей:

1) case –study;

2) групповое обсуждение;

3) деловая игра;

4) баскет- метод.

7. Обучение руководителей обычно происходит на ранних ступенях карьеры руководителя или иногда предшествует руководящей карьере в следующей модели обучения:

1) европейская;

2) американская;

3) прогрессивная;

4) регрессивная.

8. К критериям, используемым при оценке эффективности обучения, не относится:

1) мнение обучающихся;

2) поведенческое изменение;

3) мнение клиентов;

4) рабочие результаты.

9. К группе подходов, необходимых для полного использования результатов обучения в профессиональной деятельности, не относится следующий:

1) повышение затрат на обучение;

2) структурная реорганизация работы;

3) содержательное насыщение работы;

4) сбор информации об опыте других организаций.

10. В качестве основного ориентира при построении корпоративного обучения может быть использован стандарт ISO

1) 2200

2) 10015

3) 3103

4) 14000

11. Одним из самых распространенных на сегодняшний день методов оценки эффективности обучения по финансовым показателям является

1) BV

2) HCMV

3) EBIT

4) ROI

12. Передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - …

1) бенчмаркинг;

2) аутсорсинг;

3) лизинг;

4) тренинг.

13.Показатель HCROI -

1) коэффициент добавленной стоимости ЧК;

2) коэффициент привлекательности;

3) коэффициент окупаемости инвестиций в ЧК

4) коэффициент дисконта.

14. Обучение направленное на конкретного ученика и уде­ляющее особое внимание взаимодействию пользователя с обучающими технологиями локальной сети или сети Интернет-

1) программированное обучение;

2) виртуальное обучение;

3) инновационное обучение;

4) электронное обучение.

15. К сопутствующим затратам на обучение можно отнести:

1) затраты на разработку учебных материалов;

2) стоимость расходных материалов;

3) выплаты тренеру;

4) расходы на питание обучаемых.

Список литературы по темам дисциплины.

  1. Аверин А. Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

  2. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. –М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003.

  3. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению. СПб.: Речь, 2008.

  4. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. М.: Эксмо, 2006.

  5. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999 .

  6. Дресвянников В. А. Построение системы управления знаниями на предприятии. –М.: КНОРУС, 2006.

  7. Друкер, Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

  8. Друкер, Питер, Ф. Эпоха разрывав: ориентиры для нашего меняющегося общества. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

  9. Интеллектуальный капитал/Уч. Пособие под ред. Гапоненко А. Л, Орловой Т. М. –М.: ИД «Социальные отношения», 2003.

  10. Как превратить знания в стоимость./Составители: Эрик Лессер, Лоренс Прусак. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  11. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

  12. Милнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  13. Молнар Я. Ф. Управление бизнес-образованием по заказам предприятий –Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2003.

  14. Роденкова Т. Н., Слепов В. А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. –М.: ИНФРА-М, 2009.

  15. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  16. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в 21 веке -М.: КомКнига, 2006.

  17. Торн. К., Маккей Д. тренинг. Настольная книга тренера. – СПб., Питер, 2008.

  18. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал. М.: Вершина, 2009.

  19. Шаш Н. Н. Action Learning . Уникальный подход к развитию людей и организаций. – М.: ГроссМедиа, 2004.

Примерные темы для учебных дебатов:

Внутрифирменное обучение только за счет собственных ресурсов компании.

Сегодня предприятиям нет необходимости в проведении инвестиций в обучение сотрудников.

Самообразование – альтернатива внутрифирменному обучению.

Будущее за электронным обучением.

Государство не должно вмешиваться в систему внутрифирменного обучения.

Коучинг - перспективная форма обучения сотрудников.

Эффективность программ обучения оценивается только персонально.

Внутрифирменное обучение развивает социальную ответственность бизнеса.

Российские компании должны перенять западный опыт в развитие систем внутрифирменного обучения.

Будущее за корпоративными университетами.

Методические материалы