Тема 12. Проблемы финансирования образовательных учреждений.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
-
Раскройте структуру и источники финансирования системы образования в РФ.
-
Охарактеризуйте основные количественные и качественные изменения в области финансирования образования за последнее пятилетие.
-
В чем состоит основное отличие программно-целевого бюджетного планирования от сметного планирования?
-
Раскройте принцип выделения средств в зависимости от получаемых результатов применительно к образованию.
-
Назовите основные источники внебюджетных средств государственного вуза.
-
При каких условиях образовательное учреждение может оказывать платные образовательные услуги?
-
Назовите условия предоставления образовательных кредитов.
Темы для докладов.
-
Структура и источники финансирования образования.
-
Применение программно-целевых методов в финансовом обеспечении образования.
-
Нормативы бюджетного финансирования основных образовательных программ.
-
Проблемы развития образовательного фандрайзинга.
Упражнение 1. «Возможности кредитования на образовательные цели».
Ознакомьтесь со следующим текстом и дайте ответы на вопросы:
-
В чем преимущества американской системы образовательного кредитования?
-
Что сдерживает развитие кредитование на образовательные цели в России?
-
Видите ли вы за подобным кредитованием будущее?
Сегодня программы образовательных кредитов существуют примерно в 60 странах, при этом они часто оказываются доступными лишь небольшой части нуждающихся в них студентов. Практика свидетельствует, что реализация соответствующих программ далеко не всегда оказывается успешной. В некоторых странах предоставление кредитов студентам осуществляется так неэффективно, что административные расходы покрывали четверть средств, отпущенных на кредиты. В других странах только небольшая часть сумм, предоставленных студентам в виде кредитов была возвращена. Это было связано либо с тем, что лишь немногие выпускники выплачивали задолженность, либо с тем, что были установлены слишком низкие процентные ставки по кредитам. В среднем уровень возврата кредитных средств по разным странам колеблется в пределах от 20 до 70%.В отличие от обычных кредитов, для получения студенческих не требуется ни залог, ни поручатель, поэтому перспективы возврата кредита целиком зависят от честности заемщиков и их финансовой возможности по выплате задолженности.
Трудности в реализации целей программ кредитования студентов отмечаются даже в США и Канаде, где подобные процедуры детально отработаны и кредитование осуществляется с 1958 и 1964 г. соответственно. В США существуют три основных типа образовательного кредита: студенческий заем (student loan), родительский заем (parent loan) и частный заем (private loan). Кроме того, имеется четвертый тип - объединенный заем (consolidation loan), который позволяет заемщику объединить все свои займы в один заем для упрощения выплаты. Все описанные программы кредитования предполагают совместное участие рыночных структур (банков, кредитных союзов) и государства. Рассмотрим подробнее студенческие займы.
Студенческие займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения. Федеральный заем для студентов называется кредитами Стаффорда и имеет две разновидности:
•Federal Family Education Loan Program (FFELP). Эти займы предоставляются частными кредиторами, такими как банки, кредитные союзы, ссудосберегательные ассоциации. Возврат этих кредитов обеспечивает федеральное правительство.
•Federal Direct Student Loan Program (FDSLP). Эти кредиты предоставляются правительством напрямую студентам и их родителям.
Кредиты Стаффорда могут быть субсидиарные и не субсидиарные. В первом случае проценты по кредиту во время обучения оплачиваются правительством, во втором, студент сам платит проценты, хотя имеется возможность отсрочить выплаты до окончания обучения. Для получения субсидированной формы, нужно продемонстрировать финансовую необходимость в ней. Не субсидированную форму кредита может получить любой студент, вне зависимости от финансового положения.
Студенты, находящиеся на иждивении могут заимствовать до $2625 на первом курсе, $3500 на втором курсе и $5500 на каждом последующем курсе. Студенты, имеющие самостоятельный доход могут заимствовать дополнительно $4000 на первых двух курсах и $5000 на последующих.
Кредиты имеют переменную процентную ставку (базирующуюся на 91 дневной ставке доходности по казначейским векселям, T-bill rate, + 1.7% во время обучения и увеличивающуюся на 0.6% после окончания учебного заведения), лежащую в пределах 8.25%, и которая устанавливается ежегодно. Процентная ставка одинакова у всех кредиторов, хотя некоторые предоставляют скидки на рассрочку и на выплаты по электронным системам.
Для студентов и аспирантов с особыми финансовыми трудностями существует кредит Перкинса (Perkins Loan). В качестве кредитора выступает учебное заведение, оперирующее средствами, которые ограниченно выделяются федеральным правительством. Данный кредит является субсидированным, процент выплачивается федеральным правительством во время обучения, имеется 9 месячная отсрочка по выплате, общий срок выплаты 10 лет, процентная ставка 5%.
Сумма кредита определяется отделом финансовой помощи учебного заведения. Ограничение составляет $3000 на курс для студентов и $5000 для аспирантов, общее ограничение составляет $15000 для студентов и $30000 для студентов и аспирантов. Организации, состоящие в программе расширенного кредитования (Expanded Lending Option - ELO) могут повышать ограничение по кредиту. Годовой заем увеличивается на $1000, а суммарный лимит на $5000 и $10000 соответственно. Кроме того, по кредиту Перкинса имеются более удобные условия аннулирования, чем для кредитов Стаффорда.
Условия для кредитования удобны потенциальным клиентам: как самим студентам, так и их родителям, но не устраивают кредиторов. Сегодня некоторые представители коммерческих банков открыто заявляют, что не будут кредитовать студентов, поскольку после завершения учебы выпускники сталкиваются с большими трудностями при трудоустройстве, что делает возврат задолженности проблематичным.
Альтернативой предоставления банковских ссуд на образовательные цели сегодня выступают средства кредитных союзов. Кредитный союз – финансовый институт, учреждаемый для собственных нужд членами какой либо группы граждан, например, государственными служащими или членами профсоюза. Кредитные союзы предоставляют кредиты людям, которые не имеют обеспечения по займам; строятся на доверии. Активы этих организаций – это то, что принадлежит создателям союзов. При этом каждому члену объединения принадлежит только один голос, независимо от его финансовой доли. Деятельность кредитных союзов в США регулирует Федеральный Резервный Банк.
В своей деятельности кредитные союзы соперничают с коммерческими банками в следующих областях: сберегательные счета, дебетовые карточки, чеки, ипотечные кредиты, потребительские кредиты. При обслуживании кредитов действуют два ключевых правила – кредит должен быть прибыльным, как для члена союза, так и для самого союза.
Данные организации стали возникать в сороковых годах, но бурное развитие получили в пятидесятых годах прошлого века. За 50 лет существования совокупные активы кредитных союзов выросли в 440 раз, а сбережения среднего пайщика – с 186 до 4800 долларов (почти в 26 раз). Средний заем, получаемый пайщиком возрос со 147 до 3790 долл. сегодня численность кредитных союзов составляет 10809. Средний кредитный союз сегодня обслуживает более 7330 пайщиков, и уже 28% американцев являются членами кредитных союзов.
Предоставление гарантированных студенческих займов и иных займов на обучение в настоящий момент проводится 35% всех кредитных союзов. Но преимущественно эти кредиты выдаются крупными союзами, размеры активов которых составляют более 500 млн. долл. (52-58 % от общего числа кредитных союзов с данным размером активов).
Рассмотрим в качестве примера условия предоставления студенческих займов в одном из старейших кредитных союзов США – Федеральном Кредитном Союзе Пентагона: Education Loan Rate Sale (заем на образование с пониженной ставкой) – можно взять в кредит 500-25.000 долларов с фиксированной ставкой процента (10-12%) сроком до 120 месяцев. Этот кредит можно использовать для оплаты таких расходов на образование как: обучение, проживание и питание, лабораторные услуги. Кредит оформляется на самого студента, аспиранта или на его родителей.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Упражнение 2. «Накопительное страхование на образовательные цели».
Ознакомьтесь со следующим текстом и дайте ответы на вопросы:
-
Чем накопительное страхование отличается от прочих страховых механизмов?
-
Вы бы воспользовались накопительным страхованием на образование своих детей?
-
Можно ли назвать данный механизм действенным для стимулирования платежеспособного спроса на образовательные услуги?
При отсутствии у большинства населения России свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для оплаты услуг высшего профессионального образования, при затруднении получения кредита, существует возможность применения накопительного страхования на образование, своеобразного механизма аккумуляции сбережений. Постараемся оценить перспективы развития данного инструмента формирования платежеспособного спроса на образовательные услуги.
Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой практически не существует личных и имущественных интересов, не защищенных страхованием. До начала 90-х годов прошлого века в России такие виды страхования жизни, как страхование детей к совершеннолетию, бракосочетанию были распространенными и пользующимися популярностью у населения. Однако резкое обесценение сбережений по действующим договорам страхования, высокие темпы инфляции сделали эти виды страхования невыгодными как для страхователей, так и для страховых организаций. Сегодня рядом страховых компаний предлагается программа накопительного страхования для получения высшего образования, которая учитывает интересы всех ее участников, позволяет решать многие актуальные проблемы системы высшего образования.
Главные преимущества общего накопительного страхования можно определить следующим образом. При страховании дома, дачи, автомобиля человек ежегодно уплачивает компании определенную денежную сумму - страховую премию - за то, что, если с имуществом застрахованного что-нибудь произойдет, то страховая компания оплатит ему убытки. Если с застрахованным имуществом ничего не происходит, то уплаченная премия остается страховой компании. В накопительном страховании все по-другому: деньги работают дважды. Если с застрахованным произошло какое-либо несчастье, например, сломал руку или заболел, то он тут же получаете компенсацию. Если ничего плохого не происходит, то по истечении срока договора с компанией застрахованному возвращают ваш взнос с процентами. То есть деньги работают, с одной стороны, как резерв на случай непредвиденных обстоятельств, с другой стороны, как инвестиционный ресурс, накопление. Но это общая схема, которая на практике приспосабливается к различным жизненным ситуациям: накоплению на случай старости - пенсионное страхование, накопление к совершеннолетию ребенка, на оплату образования и т.д. В жизни любого человека случаются события, готовиться к которым дешевле заранее. Если речь идет об образовании, то качественное образование стоит приличных денег, собрать которые даже семьям с приличным доходом непросто. Особенно когда в семье не один ребенок. Вот тут и приходят на помощь страховые накопительные программы.
Заключение договора страхования на цели образования предусматривает, что субъекты страхования – родители (родственники, попечители) потенциальных студентов заключают договоры страхования жизни (смешанного страхования жизни) с условием назначения своего ребенка выгодоприобретателем по договору. Возможно заключение договоров страхования с самими потенциальными студентами, однако, в этом случае для них теряются многие привлекательные условия такого страхования и необходимость прибегать к услугам страховых компаний. При наличие необходимой суммы за оплату обучения к сроку или в случае отсрочки поступления в вуз в этом случае более выгодно размещение средств на сберегательном вкладе в банке. Договор заключается на условиях, общих для договора страхования на дожитие страхователем до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста (как правило, это 16 лет – возраст после окончания школы). Возможно также дополнительное включение в ответственность страховщика рисковых видов, таких, как страхование от несчастных случаев, на случай смерти, страхование от безработицы выпускника вуза.
Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью (в случае включения в ответственность страховщика рисковых видов страхования) страхователя или застрахованного.
Страховыми случаями будут выступать следующие события: основные – дожитие до окончания определенного договором срока; дополнительные – нетрудоустройство после окончания вуза, наступление несчастного случая, смерть застрахованного. В качестве базы для страховых тарифов могут применяться стандартные тарифные ставки по страхованию жизни на дожитие. Норма доходности, нагрузка и другие элементы тарифа (процент расходов на предупредительные мероприятия) будут зависеть от эффективности инвестиционной деятельности, тарифной политики компании. Страховые тарифы на страхование безработицы устанавливаются на основе актуарных расчетов по следующим показателям: количество выпускников вузов по специальностям; число выпускников по специальностям, обращающихся в службы занятости; число выпускников по специальностям, признанных безработными. Страховые тарифы должны быть дифференцированы по половозрастному составу, сельскому и городскому населению. В первую очередь для расчета страховых тарифов необходима соответствующая статистика и динамика изменений указанных показателей.
Сумма страхования устанавливается по согласованию между страховщиком и страхователем, ориентируется на стоимость оплаты за обучение в вузе (для этого необходима информация по текущей и прогнозируемой стоимости обучения в отдельном вузе по конкретной специальности). Порядок и условия выплаты страхового обеспечения, помимо общих для стандартных договоров страхования жизни, должны включать следующие условия: выплату страхового обеспечения путем перечисления на расчетный счет вуза, периодические выплаты в связи с годовой оплатой за обучение застрахованного (по курсам обучения).
Можно определить ряд дополнительных условий страхования жизни на получение образования, способствующих решению проблем частных инвестиций в высшее образование:
-
Расходы на образование выгодоприобретателя будут полностью оплачены в пределах страховых сумм независимо от дожития (смерти) страхователя до окончания срока действия договора.
-
Включение в ответственность страховщика дополнительных рисковых видов.
-
Помощь в составлении и заключении договора между вузом и будущим студентом, в котором, помимо прочего, оговаривается качество (объем, уровень) получаемых знаний, а также контроль и регулирование исполнения его положений.
-
Помощь в профориентации, выборе профессии при проведении мониторинга рынка образовательных услуг по таким параметрам как спрос и предложение (текущие и перспективные) рынка труда на отдельные специальности; оценка привлекательности получения образования в конкретном вузе с характеристикой вузов по котируемости дипломов, стоимости обучения, льгот.
-
Прохождение дополнительного переобучения, проведение дополнительных занятий, практика, стажировка на последних курсах.
-
Дополнительная стипендия с учетом повышающихся коэффициентов (при инфляции, потере родителей и т. д.)
Представим выгоды от применения механизма накопительного страхования, которые приобретают основные участники – студенты и вузы, в таблице:
Таблица 4-8.Выгоды механизма накопительного страхования.
Выгоды для потенциального студента | Выгоды для вузов |
Гарантия качества подготовки посредством создания рыночного механизма контроля качества уровня знаний и профессиональной подготовки. | В профессиональном использовании финансовых средств, направляемых на оплату образования с точки зрения инвестиционных возможностей и распоряжения ими. |
Полная информация о реальном рынке труда и структуре спроса на профессии, следовательно расширение профессионального выбора. | В возможности прогнозировать количество поступающих в вузы и размеры средств ожидаемых поступлений оплаты обучения. |
Экономия расходов на оплату обучения в вузе при их оптимизации с точки зрения инвестиционных преимуществ. | В предварительной ориентировке страховыми компаниями по структуре имеющихся специальностей, открытии новых специальностей, а также ожидаемом конкурсе по специальностям. |
Гарантии трудоустройства, так как подготовка студента ориентирована на потребности регионального рынка труда. | Дополнительное внебюджетное финансирование высшей школы. |
Расширение возможностей поступления в вуз посредством стимулирования к хорошей учебе и последующего поступления в рамках социально-ориентированного механизма. |
Представленные выгоды позволяют оценить накопительное страхование, как перспективное направление стимулирования платежеспособного спроса на услуги высшего образования. Но возникает вопрос: какая часть населения России может им воспользоваться, могут ли, например, малообеспеченные, оплачивая длительное время страховые взносы, накопить средства на обучение в вузах? Для ответа на этот вопрос, проанализируем данные о потребителях страховых услуг и о размерах страховых взносов.
Выбор целевой аудитории потенциальных клиентов страховых компаний осуществляется на базе следующих показателей:
-
Чувствительность к рискам – опасение за свое имущество, жизнь и здоровье;
-
Наличие специальных знаний, необходимых для пользования таким достаточно сложным инструментом, как страхование;
-
Доверие к страховым компаниям;
-
Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода.
Перечисленные факторы, определяющие склонность потребителей к страхованию, имеют не одинаковый вес. Основным фактором выступает уровень дохода потребителей. Прочие из них тесно связаны с уровнем дохода и в значительной степени им определяются.
Упражнение 3.
Внимательно ознакомьтесь с представленным текстом, дайте ответы на следующие вопросы:
-
Можно ли говорить о популярности таких налоговых льгот?
-
В чем особенности получения вычета по собственному обучению?
-
Могут ли подобные льготы существенно стимулировать спрос на рынке образовательных услуг?
Налоговые вычеты.
В соответствии с пп. 2 п. 1 статьи 219 Налогового кодекса (НК) при оплате обучения детей родитель может уменьшить свой налогооблагаемый годовой доход на фактически понесенные им расходы в сумме, не превышающей 50 тыс. руб. на каждого ребенка. Поскольку вычет уменьшает только сумму полученного дохода, то родитель, не имеющий дохода в том году, в котором он оплатил обучение своего ребенка, права на вычет не имеет.
Воспользоваться данным вычетом можно не только неся затраты на обучение детей в школе либо вузе, но и оплачивая их занятия в спортивных секциях, развивающих кружках, в детском саду.
Согласно Закону РФ от 10.07.92 №3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся не только школы, учреждения профессионального образования, вузы, но и дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования взрослых и детей. Их перечень является открытым, они могут быть не только государственными, но и муниципальными, частными, принадлежать общественным и религиозным организациям. Поэтому оплата обучения детей в любом из таких учреждений, если оно имеет соответствующую лицензию на образовательные услуги и обучение, проводит обучение по очной форме, дает право на получение родителем социального вычета.
Вычет на обучение ребенка можно получать только до достижения им возраста 24 лет.
При предоставлении вычета учитываются только расходы, направленные непосредственно на обучение ребенка. Расходы на питание, проживание детей, на культурные мероприятия и т.д. не учитываются.
Социальным вычетом не могут воспользоваться родители, оплатившее обучение своего ребенка на вечернем отделении, поскольку право на вычет предоставляется только при оплате обучения по очной форме.
Возможна ситуация, при которой оплачивает обучение родитель, но деньги за него перечисляет работодатель, к примеру, если заключен договор займа, предусматривающий возмещение работником денежных средств, ранее перечисленных за обучение его детей работодателем. В этом случае у родителя также имеется право на социальный налоговый вычет.
Получая заем на оплату обучения детей, следует учитывать, что в случае, если он является беспроцентным либо процент по нему ниже 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ, родитель обязан будет уплатить НДФЛ с материальной выгоды по ставке 35% (пп. 6 п. 2 статьи 224 НК).
Вычет на собственное обучение
Если налогоплательщик сам оплачивает свое обучение, он также может воспользоваться социальным налоговым вычетом. При этом условия его получения будут иными.
Форма обучения в этом случае значения не имеет, вычет предоставляется при получении первого и второго образования, дополнительного образования, при повышении квалификации. Форма обучения (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) также не влияет на возможность получения вычета (пп. 2 п. 1 статьи 219 НК).
Чтобы получить вычет, необходимо подтвердить факт несения затрат на собственное обучение: представить копию договора, заключенного с вузом, копию платежного документа. Эти документы прикладываются к декларации и заявлению на предоставление социального налогового вычета.
При оплате собственного обучения социальный вычет может достигать 100000 рублей. Однако 100000 рублей - сумма, на которую может быть уменьшен доход в случае несения расходов не только на обучение, но и на лечение, на пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения. Оснований для вычета три, но сумма вычета - 100000 рублей для всех трех оснований в совокупности. Поэтому если налогоплательщик за налоговый период (календарный год) понес затраты и на лечение, и на негосударственное пенсионное страхование, и на обучение и их сумма превысила 100000 рублей, то он должен выбрать, по каким конкретно основаниям он будет заявлять социальный вычет.
С 01.01.2009 размер налогового вычета на собственное обучение, лечение и негосударственное пенсионное страхование составляет 120 тыс. рублей.
- Тема 1. Основные направления развития экономики образования
- Тема 2. Общемировые проблемы образования
- Тема 3. Инновационное развитие образования.
- Тема 4. Образование за рубежом
- Тема 5. Правовое и административное регулирование деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации
- Тема 6. Статистические е характеристики системы образования
- Тема 7. Основные образовательные программы и стандарты.
- С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
- Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
- Тема 8. Структура управления в системе образования.
- Тема 9. Организационно-кономический механизм сферы образования
- Тема 10. Финансовые ресурсы образовательного учреждения
- Тема 11. Трудовые отношения в системе образования
- Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в России
- Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг
- Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды
- Тема 15. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг.
- Тема 16. Информационные технологии в образовании
- Тема 17. Теория и практика определения эффективности образования. Квалиметрия и ее использование в образовании
- Тема 1. Основные направления развития экономики образовательного сектора.
- 1.Образование как сложный социально-экономический организм одновременно выступает в виде единства четырех его качеств:
- Тема 2. Общемировые проблемы образования.
- Тема 3. Инновационное развитие образования.
- Тема 4. Образование за рубежом.
- Тема 5. Правовое и административное регулирование деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации.
- Тема 6. Количественные характеристики системы образования.
- Тема 7. Образовательные программы и стандарты.
- Тема 8. Структура управления в системе образования.
- Тема 9. Экономический механизм сферы образования.
- Тема 10. Финансовые ресурсы образовательного учреждения.
- Тема 11. Трудовые отношения в системе образования.
- Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в Российской Федерации.
- 1.В соответствии с каким подходом равновесие на рынке труда поддерживается автоматически:
- Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг.
- Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды.
- Тема 15. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг
- Тема 16. Информационные технологии в образовании
- Тема 17. Теория и практика определения эффективности образования. Квалиметрия и ее использование в образовании
- Тема 6.Новая система оплаты труда, ориентированная на повышение эффективности педагогического труда.
- Тема 7.Проблемы разработки системы индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
- Тема 1.Основные этапы и направления реформирования образовательной системы рф.
- Тема 2.Модели образования в условиях инновационной экономики.
- Тема 3.Направления реформирования школьного образования. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
- Тема 4.Новые формы финансирования образовательных учреждений.
- Тема 5.Инновационная деятельность вузов.
- Тема 6.Новая система оплаты труда, ориентированная на повышение эффективности педагогического труда.
- Тема 7.Проблемы разработки системы индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
- Тема 1.Характеристика экономики знаний.
- Тема 2.Формирование человеческого капитала.
- Тема 3.Интеллектуальный капитал и нематериальные активы.
- Тема 4.Роль знаний в развитии организации.
- Тема 5.Стратегии управления знаниями.
- Тема 6Принципы построения программ внутрифирменного обучения в западных и отечественных компаниях.
- Тема 7 Интеллектуальная собственность.
- Тема 8 Управление инновациями.
- Тема 9 Роль образовательных учреждений в развитии экономики знаний.
- Тема 10 Статистика экономики знаний.
- Тема 1. Концептуальные основы управления развитием персонала.
- Тема 2. Организация работы по обучению персонала.
- Тема 1.Концептуальные основы управления развитием персонала.
- Тема 2.Организация работы по обучению персонала.
- Тема 3.: Выявление потребности в обучении.
- Тема 4. Принципы и методы внутрифирменного обучения.
- Тема 9.: Методы оценки окупаемости программ внутрифирменного обучения.
- Тема 10. Аутсорсинг и бенчмаркинг в рамках управления развитием человеческих ресурсов компании.
- Тема 11. Программы внутрифирменного обучения, применяемые в западных и отечественных компаниях.
- Тема 1: «Предмет и организация статистики»
- Тема 2: «Методология статистического исследования»
- Тема 3: «Описательная статистика»
- Тема 4: Понятие, свойства вероятности, критерии проверки статистических гипотез
- Тема 5: «Методы измерения корреляционных связей»
- Тема 6: «Выборочное наблюдение»
- Тема 7: «Основы динамического анализа»
- Тема 8: «Основы статистики населения»
- Тема 9: «Статистика уровня жизни и социальных рисков»
- Тема 10: «Экономическая система показателей организации»
- Тема 11: «Система национального счетоводства и макроэкономических показателей»
- Тема 12: «Предмет и организация статистики образования»
- Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
- Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
- Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
- Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
- Тема 17: «Подходы и методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
- Тема 1: «Предмет и организация статистики»
- Тема 2: «Методология статистического исследования»
- Тема 8: Основы статистики населения
- Тема 9: Статистика уровня жизни и социальных рисков
- Тема 10: «Экономическая система показателей организации»
- Тема 11. Система национальных счетов и макроэкономических показателей
- Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
- Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
- Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
- Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
- Тема 17: «Методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
- Тема 1: Предмет, организация и методология социальной статистики
- Тема 2: Источники данных и статистические методы изучения дифференциации платежеспособного спроса
- Тема 3: Источники данных, методы изучения и моделирования потребления населения
- Раздел 1.Основы экономики.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию.
- Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.
- Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию.
- Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.
- Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.
- Тема 4. Теория производства. Формы предпринимательства.
- Тема 5. Функции государства в экономике.
- Тема 6. Макроэкономические показатели. Экономический рост и цикличность экономического развития.
- Тема 7. Мировое хозяйство: становление и направления развития.
- Раздел 2.
- Тема 8. Предмет и метод экономики образования.
- Тема 9. Характеристика экономики знаний.
- Тема 10. Направления развития образовательной системы России.
- Тема 11. Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание.
- Тема 12. Проблемы финансирования образовательных учреждений.
- Тема 13. Трудовые отношения в системе образования.
- Тема 14. Маркетинг в образовании. Рынок образовательных услуг и их продвижение.
- Тема 17.Теория и практика определения эффективности образования.
- Тема 7. Мировое хозяйство: становление и направления развития.
- Тема 15. Теория и методика определения эффективности образования.