Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды.
Любая организация должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти и каким образом добраться до цели. Чтобы моделировать собственное будущее, организация использует систему стратегического планирования. По материалам данной темы вы определите взаимодействие стратегического планирования и маркетинга в рамках образовательного учреждения. При разработке любых маркетинговых программ необходимо проводить анализ маркетинговой среды. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Анализу факторов микросреды и макросреды следует уделить особое внимание.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
-
Для чего разрабатывается миссия образовательного учреждения?
-
Какие этапы выделяются при разработке миссии?
-
Приведите примеры внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на миссию образовательного учреждения.
-
Приведите примеры стратегических, тактических и оперативных целей образовательного учреждения.
-
Разработайте основные положения миссии общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, вуза. Какие в этих разработках встречаются общие моменты? Что существенно различается?
-
Приведите примеры трех основных разновидностей стратегии интенсивного роста для вуза.
-
Какие существуют основополагающие принципы маркетинга образовательных услуг?
-
Как можно определить макросреду образовательного учреждения?
-
Приведите примеры поставщиков и маркетинговых посредников для образовательного учреждения.
-
Как вы можете оценить влияние контактных аудиторий на деятельность образовательного учреждения?
-
Какие влияния агентов макросреды на деятельность образовательного учреждения мы можем оценить как положительное/отрицательное?
Темы для докладов.
-
Необходимость разработки миссии образовательного учреждения.
-
Интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост образовательного учреждения.
-
Основные характеристики микросреды образовательного учреждения.
-
Примеры различных типов конкурентов для среднего специального образовательного учреждения.
Рекомендуемая литература.
-
Филипп Котлер. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993 – 736 с.
-
Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. – Кострома: Изд-во КГПУ им.Н.А.Некрасова, 1996, ч.I. – 200 с.
-
Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 2006 – 219 с.
-
Глухов. В. В., Федоров М. П. Экономическое управление в вузе. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1997 – 132 с.
-
Технологии мотивирования персонала в организации: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 139 с.
-
Технологии управления образовательными системами: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 301 с.
Упражнение.
Заполните таблицу1-13 до конца, рассчитав ряд показателей. На основе данных, представленных в таблице, проанализируйте развитие рынка платных образовательных услуг.
Табл.1-13.Платные услуги населению
| 2000, млн. руб. | % к итогу | 2005 млн. руб. | % к итогу | 2006 млн. руб. | % к итогу |
Всего | 602755.4 | 100 | 2271732.7 | 100 | 2798773.8 | 100 |
Жилищно-коммунальные услуги | 122383.1 |
| 536607.7 |
| 660653.8 |
|
Бытовые услуги | 87889.4 |
| 228679 |
| 277873.4 |
|
Жилищные услуги | 36524.8 |
| 120272.5 |
| 155606.1 |
|
Коммунальные услуги | 85858.3 |
| 416335.2 |
| 505047.7 |
|
Услуги учреждений культуры | 9974.7 |
| 53231.8 |
| 62333.8 |
|
Туристские услуги | 10639.3 |
| 33848.8 |
| 45227.6 |
|
Физической культуры и спорта | 2251.3 |
| 14861.6 |
| 15734.7 |
|
Медицинские | 27448.2 |
| 109755.6 |
| 136672.1 |
|
Ветеринарные | 2012.7 |
| 4770.8 |
| 5590.5 |
|
Правового характера | 31636.3 |
| 52275.3 |
| 69468.5 |
|
Системы образования | 41530.2 |
| 152669.9 |
| 192716.5 |
|
Прочие виды платных услуг | 26858.9 |
| 81053.2 |
| 102119.6 |
|
Транспортные услуги | 155775 |
| 487521.4 |
| 593255.4 |
|
Услуги связи | 67516.5 |
| 420277.1 |
| 519651.3 |
|
Санаторно-оздоровительные | 16839.9 |
| 36082.4 |
| 42765.6 |
|
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения |
|
| 60098.1 |
| 74711.1 |
|
- Тема 1. Основные направления развития экономики образования
- Тема 2. Общемировые проблемы образования
- Тема 3. Инновационное развитие образования.
- Тема 4. Образование за рубежом
- Тема 5. Правовое и административное регулирование деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации
- Тема 6. Статистические е характеристики системы образования
- Тема 7. Основные образовательные программы и стандарты.
- С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
- Таким образом, как подчеркивают разработчики этого закона, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
- Тема 8. Структура управления в системе образования.
- Тема 9. Организационно-кономический механизм сферы образования
- Тема 10. Финансовые ресурсы образовательного учреждения
- Тема 11. Трудовые отношения в системе образования
- Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в России
- Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг
- Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды
- Тема 15. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг.
- Тема 16. Информационные технологии в образовании
- Тема 17. Теория и практика определения эффективности образования. Квалиметрия и ее использование в образовании
- Тема 1. Основные направления развития экономики образовательного сектора.
- 1.Образование как сложный социально-экономический организм одновременно выступает в виде единства четырех его качеств:
- Тема 2. Общемировые проблемы образования.
- Тема 3. Инновационное развитие образования.
- Тема 4. Образование за рубежом.
- Тема 5. Правовое и административное регулирование деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации.
- Тема 6. Количественные характеристики системы образования.
- Тема 7. Образовательные программы и стандарты.
- Тема 8. Структура управления в системе образования.
- Тема 9. Экономический механизм сферы образования.
- Тема 10. Финансовые ресурсы образовательного учреждения.
- Тема 11. Трудовые отношения в системе образования.
- Тема 12. Высшее образование и рынок труда специалистов в Российской Федерации.
- 1.В соответствии с каким подходом равновесие на рынке труда поддерживается автоматически:
- Тема 13. Субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг.
- Тема 14. Стратегическое планирование и маркетинг. Анализ маркетинговой среды.
- Тема 15. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг. Продвижение образовательных услуг
- Тема 16. Информационные технологии в образовании
- Тема 17. Теория и практика определения эффективности образования. Квалиметрия и ее использование в образовании
- Тема 6.Новая система оплаты труда, ориентированная на повышение эффективности педагогического труда.
- Тема 7.Проблемы разработки системы индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
- Тема 1.Основные этапы и направления реформирования образовательной системы рф.
- Тема 2.Модели образования в условиях инновационной экономики.
- Тема 3.Направления реформирования школьного образования. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
- Тема 4.Новые формы финансирования образовательных учреждений.
- Тема 5.Инновационная деятельность вузов.
- Тема 6.Новая система оплаты труда, ориентированная на повышение эффективности педагогического труда.
- Тема 7.Проблемы разработки системы индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования.
- Тема 1.Характеристика экономики знаний.
- Тема 2.Формирование человеческого капитала.
- Тема 3.Интеллектуальный капитал и нематериальные активы.
- Тема 4.Роль знаний в развитии организации.
- Тема 5.Стратегии управления знаниями.
- Тема 6Принципы построения программ внутрифирменного обучения в западных и отечественных компаниях.
- Тема 7 Интеллектуальная собственность.
- Тема 8 Управление инновациями.
- Тема 9 Роль образовательных учреждений в развитии экономики знаний.
- Тема 10 Статистика экономики знаний.
- Тема 1. Концептуальные основы управления развитием персонала.
- Тема 2. Организация работы по обучению персонала.
- Тема 1.Концептуальные основы управления развитием персонала.
- Тема 2.Организация работы по обучению персонала.
- Тема 3.: Выявление потребности в обучении.
- Тема 4. Принципы и методы внутрифирменного обучения.
- Тема 9.: Методы оценки окупаемости программ внутрифирменного обучения.
- Тема 10. Аутсорсинг и бенчмаркинг в рамках управления развитием человеческих ресурсов компании.
- Тема 11. Программы внутрифирменного обучения, применяемые в западных и отечественных компаниях.
- Тема 1: «Предмет и организация статистики»
- Тема 2: «Методология статистического исследования»
- Тема 3: «Описательная статистика»
- Тема 4: Понятие, свойства вероятности, критерии проверки статистических гипотез
- Тема 5: «Методы измерения корреляционных связей»
- Тема 6: «Выборочное наблюдение»
- Тема 7: «Основы динамического анализа»
- Тема 8: «Основы статистики населения»
- Тема 9: «Статистика уровня жизни и социальных рисков»
- Тема 10: «Экономическая система показателей организации»
- Тема 11: «Система национального счетоводства и макроэкономических показателей»
- Тема 12: «Предмет и организация статистики образования»
- Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
- Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
- Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
- Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
- Тема 17: «Подходы и методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
- Тема 1: «Предмет и организация статистики»
- Тема 2: «Методология статистического исследования»
- Тема 8: Основы статистики населения
- Тема 9: Статистика уровня жизни и социальных рисков
- Тема 10: «Экономическая система показателей организации»
- Тема 11. Система национальных счетов и макроэкономических показателей
- Тема 13: «Источники данных и методы исследования уровня образования населения»
- Тема 14: «Статистика образовательного учреждения»
- Тема 15: «Макроэкономические показатели сферы образования»
- Тема 16: «Международные и межрегиональные сопоставления в сфере образования»
- Тема 17: «Методы моделирования и прогнозирования развития сферы образования»
- Тема 1: Предмет, организация и методология социальной статистики
- Тема 2: Источники данных и статистические методы изучения дифференциации платежеспособного спроса
- Тема 3: Источники данных, методы изучения и моделирования потребления населения
- Раздел 1.Основы экономики.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию.
- Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.
- Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.
- Раздел 1.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию.
- Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.
- Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.
- Тема 4. Теория производства. Формы предпринимательства.
- Тема 5. Функции государства в экономике.
- Тема 6. Макроэкономические показатели. Экономический рост и цикличность экономического развития.
- Тема 7. Мировое хозяйство: становление и направления развития.
- Раздел 2.
- Тема 8. Предмет и метод экономики образования.
- Тема 9. Характеристика экономики знаний.
- Тема 10. Направления развития образовательной системы России.
- Тема 11. Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание.
- Тема 12. Проблемы финансирования образовательных учреждений.
- Тема 13. Трудовые отношения в системе образования.
- Тема 14. Маркетинг в образовании. Рынок образовательных услуг и их продвижение.
- Тема 17.Теория и практика определения эффективности образования.
- Тема 7. Мировое хозяйство: становление и направления развития.
- Тема 15. Теория и методика определения эффективности образования.