Общее состояние киноотрасли России
Киноиндустрия России, несмотря на то, что кино пришло в нашу страну более 100 лет назад, является молодой, еще не сформировавшейся окончательно отраслью, которая продолжает свое развитие, вопреки внешним относительно неблагоприятным для нее условиям.
Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла всего за 13 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 млрд. рублей в 2008 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.
Оптимисты считают, что на метафорическом уровне отечественную киноиндустрию правильнее сравнивать с птицей Феникс, которая возрождается из пепла, нежели чем с человеком, пережившим инсульт, заново научившимся после этого ходить и говорить, но который обречен на смерть от старости в относительно недалекой перспективе. Вера в таланты отечественных кинематографистов, поддержание кинопроцесса на высоком профессиональном уровне, развитие новых цифровых и 3D технологий оставляют надежду на первое сравнение.
Несмотря на то, что общая экономическая ситуация в стране является относительно неблагоприятной и неопределенной – ни финансовые аналитики, ни правительство не могут дать ответ, находимся ли мы сегодня на дне экономического цикла или же нас ожидает новое, более глубокое падение – киноотрасль показывает рост, пусть и не столь значительный, как в предыдущие годы.
Число посещений кинотеатров за девять месяцев 2009 года достигло 106,3 млн. человек и уже превысило показатель прошло года на 15 млн. Относительный прирост составил 16%.
Кино осталось относительно доступным типом досуга для населения, и прогноз, построенный по аналогии с Великой депрессией в США, который давали все аналитики в начале кризиса, о том, что кино не потеряет свои позиции с точки зрения сборов, оправдался. С точки зрения доходной части, ситуация в отрасли продолжает развиваться, несмотря на некоторое падение закупочной стоимости фильмов телеканалами и усиливающееся давление на рынок со стороны видеопиратов.
Однако на общую картину влияет тот факт, что киноотрасль так и не приблизилась к точке окупаемости фильмов, создаваемых для массового зрителя, и потому остается крайне зависимой от невозвратных инвестиций. Кризис пришел в Россию до того, как количество кинозалов достигло целевого показателя хотя бы в 3 тыс., и до того, как кассовые сборы и продажа иных прав стала бы позволять части продюсеров возвращать вложенные средства.
Диаграмма 1. Кассовые сборы и производственные бюджеты отечественных фильмов в 2002-2008 гг.
На диаграмме 1 хорошо видно, что суммарные производственные бюджеты всех вышедших в прокат фильмов стабильно выше их суммарных кассовых сборов, т.е. отрасль в целом убыточна. Следует сделать оговорку, что производственные бюджеты, публикуемые в открытых источниках информации, часто бывают завышены, продюсеры все еще склонны их завышать для придания большей «значимости» проекту, а данные о кассовых сборах часто бывают по разным причинам завышены или занижены, но в целом ситуация такова – отрасль тратит значительно больше, чем зарабатывает. Доля производителей в кассовых сборах при построении диаграммы указана в размере 42,5% от суммы кассовых сборов – именно столько в среднем составляет так называемый доход продюсеров в доходах от проката.
Таким образом, конкурентные возможности отечественного кино по сравнению с голливудским постоянно снижаются: в США киноиндустрия является самоокупаемым бизнесом, в значительно меньшей мере зависимым от внешних вложений (за исключением так называемого независимого кино, которое сейчас также переживает не лучшие времена), и при условии, что доходы от кинопроката не падают, ситуация с возвратом вложенных средств остается стабильной, тогда как возможности для производства отечественного кино, которое в меньшей степени зависит от кассовых сборов, падают.
Ситуация в отечественной киноотрасли вновь возвращается к абсолютной зависимости от государственного финансирования, которое по своей природе, как и любые доступные, невозвратные и бесконтрольные деньги не приводят к повышению качества кинопродукции. Фильмы в данном случае не являются исключением. Поэтому на государство сейчас возложена особая миссия по разработке такого механизма выделения средств, которое минимизировало бы указанный выше недостаток – будь то превращение средств государственной поддержки в дешевый и долгосрочный кредит, предполагающий ответственность по возврату средств и, как следствие, работу над качеством фильма, или же систему предоставления финансирования студиям (продюсерским компаниям) по результатам проката их предыдущих фильмов, предполагающую снижение объема финансирования и исключение из числа финансируемых в случае создания слабых, невостребованных зрителями фильмов.
В этих условиях на профессиональном сообществе киноотрасли лежит не меньшая ответственность – оно вправе определить и высказать государству свое профессиональное мнение – мнение людей, непосредственно включенных в процесс производства фильмов, и осознающих позитивные и негативные последствия тех или иных действий по регулированию этой сферы.
Возвращаясь к характеристике отечественной киноотрасли в целом, необходимо отметить, что ситуация в прокате следовала в последние годы за экономическим развитием страны. Кризис 90-х годов привел почти к полному разрушению системы кинотеатрального проката, из которого страна начала выбираться только со второй половины 90-х. Как видно на диаграмме 2, динамика роста общих кассовых сборов схожа с трендом роста номинального ВВП. Однако возрождение отечественного кино с точки зрения его прокатного потенциала не было реализовано в том же объеме: темп роста кассовых сборов отечественных фильмов значительно отстает от темпа роста ВВП. Данная тенденция косвенно свидетельствует о том, что отечественные фильмы не реализовали свой потенциал в полной мере. Зрители в России с каждым годом готовы тратить все больше денег на поход в кинотеатр, однако отечественное кино проигрывает голливудскому в конкурентной борьбе за зрителей.
Диаграмма 2. Динамика роста кассовых сборов и ВВП, 2002-2009
Предел развития рынка в России пока не достигнут. По количеству кинотеатров в нескольких крупных городах достигнут уровень насыщаемости рынка, который определяется по числу кинозалов на 100 тыс. жителей, но потенциал для строительства новых площадок не исчерпан, хотя, несомненно, открытие кинотеатров в малых и средних городах является не таким прибыльным бизнесом, как открытие мультиплексов в городах-миллионниках. Надо отметить, что даже в некоторых городах, приближающихся к миллионному рубежу, ощущается нехватка кинотеатров, например, в Саратове с населением более чем 800 тыс. человек, работает всего 4 современных кинотеатра, ни один из которых не является мультиплексом, и несколько не реконструированных. То есть в отношении количества кинотеатров и кинозалов возможности для роста остаются значительными.
По кассовым сборам, соответственно, возможности также имеются, как с точки зрения привлечения зрителей за счет расширения кинотеатральной сети, так и за счет привлечения старшей зрительской аудитории. Возможность увеличения кассовых сборов как минимум на треть за счет внутренних ресурсов (т.е. без выхода на международный рынок) может быть определена исходя из доли кассовых сборов в доходах страны. Доля кассовых сборов в ВВП в России на данный момент составляет 0,06% от ВВП. Она постепенно приближается к уровню США, где доходы от кинопроката составляют 0,08% ВВП.
Таблица 1. Доля кассовых сборов в ВВП России и США
Показатель, по которому рост в киноиндустрии уже практически не возможен – это количество фильмов. Перепроизводство фильмов, релизы которых теперь не умещаются на ограниченном количестве уик-эндов в году – тенденция, характерная для всего мира, в том числе и для США. В отношении производства фильмов возможен скорее только качественный рост с точки зрения внедрения новых технологий 3D и повышения общего уровня качества российского кино, которое вызывает много вопросов.
- Оглавление
- Введение
- Общее состояние киноотрасли России
- Кинопроизводство
- Кинотеатры
- Дистрибуция
- Пиратство
- Реклама кинофильмов
- Зрительская аудитория
- Фильмы. Сборы. Качество. Ценности
- Государственная поддержка киноотрасли
- Общественные организации
- Заключение
- Приложения Состав экспертов
- Авторы доклада
- Исследовательская группа