logo
Аналитический доклад

Кинопроизводство

Процесс создания фильмов в России децентрализован: в сегменте производства присутствует большое количество продюсерских центров и кинокомпаний, ряд киностудий и независимых павильонов, много сервисных компаний. Рынок плохо структурирован, сложно выделить крупные кинокомпании – ни одна из существующих пока не приблизилась к западному пониманию крупной киностудии. Продюсерские компании не достигают необходимых размеров по штату и объему производства, тогда как крупные киностудии (кинофабрики) не являются творческими единицами, а занимаются предоставлением павильонов и оборудования для производства фильмов.

Кинопроизводство в России на настоящий момент сложно назвать бизнесом, так как получение прибыли в этом сегменте киноотрасли является редким исключением. За 2007 и 2009 год вышло всего 9 проектов, кассовые сборы которых покрыли издержки на их производство (согласно применяемой методике в расчетах нами не используются данные о рекламных бюджетах, господдержке, доходах от рекламы и иных доходах помимо кассовых сборов).

Таблица 2. Успешные фильмы 2007-2009

Многие кинопроекты финансируются на невозвратной основе, в том числе на средства государственной поддержки. Если перед продюсером все же встает вопрос о возврате вложенных средств, то существует несколько подходов.

Некоторые продюсеры организуют недорогой проект и снимают не очень качественный фильм, привлекают для его создания какой-либо дополнительный ресурс, например, медийный, благополучно зарабатывают деньги на прокате и остаются удовлетворенным полученным результатом, не обращая внимания на тон отзывов и долгосрочные последствия в виде снижения имиджа российского кино у зрителей. В данную категорию фильмов преимущественно попадают так называемые «молодежные комедии», которые не являются сложнопостановочными проектами и могут быть сделаны при относительно небольшом производственном бюджете.

Другой подход – наоборот, потратить солидные суммы денег на зрелищный фильм, с дорогими декорациями, костюмами, спецэффектами и т.д., собрать больше, чем многие другие фильмы в прокате, но все равно не достичь желаемой планки, необходимой для покрытия расходов. К этой категории относятся преимущественно исторические фильмы и фантастика. Естественно, что существуют и другие, промежуточные варианты, так как эти два подхода представляют собой две крайности.

В отношении дорогих сложнопостановочных фильмов очевиден тот факт, что при существующем количестве киноэкранов речи об их окупаемости идти не может. Это повлияло на выбор жанров для фильмов нынешнего года, и, вероятно, тенденция будет сохраняться еще некоторое время в период существующего спада производства в киноотрасли.

Одним из позитивных последствий кризиса является тот факт, что некоторые производственные компании начали уделять больше внимания самой начальной стадии – девелопменту, т.е. детальной проработке проекта до стадии его запуска. В частности продюсеры стараются упорядочить процесс поиска сценариев и разработки концепции фильма, проводят более тщательный анализ потенциала различных сценариев с точки зрения проката. Решения о запуске фильмов в производство постепенно становятся более взвешенными. Практически все кинокомпании стараются выработать для себя свой собственный алгоритм действий по отбору сценариев и концепций.

Однако реально оценить результат подобных изменений и определить, в какой мере данные процессы повлияют на качество фильмов, мы сможем не ранее чем через 1-2 года, когда разрабатываемые в настоящее время проекты будут выходить на экраны кинотеатров. Хотя необходимо отметить, что доля продюсеров, которые задумываются о возможностях проката или продажи прав на ТВ только после завершения съемок, в общей массе остается достаточно большой.

Многие эксперты сходятся во мнении, что кризисные явления в киноотрасли помогут избавиться от непрофессионалов – от тех, кто на «шальные» деньги создавал некачественные кинофильмы, подрывая доверие к отечественному кино в течение нескольких лет. Ситуация с производством фильмов, по мнению большинства экспертов, участвовавших в опросе, обстоит таким образом, что на данный момент относительно легко найти деньги на потенциально успешный, хороший проект, и практически не возможно на плохой или средний.

И если невозможность снимать плохие фильмы может рассматриваться как исключительно позитивный факт, то вытеснение с рынка «среднего кино», по мнению экспертов, значительно сокращает общее поле для творчества и не создает основы для роста и отбора новых профессиональных кадров. Также как и развитие профессионального спорта не возможно без широкого распространения любительского и дворового спорта, так и создание шедевров и кассовых картин значительно затруднено при отсутствии слоя средних картин. Среднее кино необходимо для поддержания стабильного зрительского интереса к кино как к сфере досуга – у зрителя всегда должна быть возможность посмотреть интересный, качественный, но не претендующий на охват всей аудитории, фильм. К числу таких фильмов можно отнести семейные фильмы, мелодрамы, комедии – т.е. фильмы, не требующие существенных затрат на производство, не занимающие верхние строчки по кассовым сборам, однако востребованные зрителем и приносящие относительно гарантированный доход создателю от проката и продажи прав на ТВ и DVD.

Российские кинопроекты – потенциальные лидеры 2010 года уже частично заявлены. Многие из них являются продолжениями – «Утомленные солнцем 2» (две части), «Любовь-морковь 3», «Любовь в большом городе 2», «Мы из будущего 2». Новыми историями станут «Черная молния» (релиз в конце 2009 года) и «Колотилов», продюсером которых выступил Тимур Бекмамбетов. С сегментом среднего кино ситуация не столь прозрачна и понятна. Однако уже сейчас можно сделать прогноз, что доля в общих кассовых сборах 10-ти лидеров отечественного проката будет на 10-20% больше, чем в предыдущие годы, т.е. концентрация сборов на отечественных фильмах-лидерах усилится.

Одной из нерешенных проблем является оплата труда участников съемочного процесса. Затраты на оплату труда не соответствуют финальному бизнес-результату производства кино, т.е. оплата труда не соотносится с прибыльностью проектов, и зачастую оказывается завышенной.

В США данные вопросы регламентируются, в том числе при помощи профессиональных сообществ (профсоюзов), в России же система гильдий и профсоюзных организаций в некоторых секторах не существует в целом, в некоторых – существует, но работает недостаточно эффективно. За последний год некоторыми производственными компаниями предпринимались попытки разработать прозрачную и понятную схему оплаты труда актеров и внедрить ее в практику, однако до сих пор не найдена возможность создания официальной системы тарифов.

Вопрос оплаты труда актеров связан еще и с тем, что участие известных актеров не гарантирует увеличение посещаемости фильма. В единичных случаях участие отечественного актера может привлечь небольшую дополнительную аудиторию на фильм, однако социальный институт «кинозвезды» в России не сформировался. Кассовые результаты различных картин с участием одного и того же актера очень сильно различаются, актер не выступает гарантом качества фильма для зрителей.

По результатам опросов, регулярно проводимых компанией Movie Research, было выявлено, что на статус звезды в наибольшей степени в России могут претендовать Константин Хабенский и Сергей Безруков.

Ситуация с качественным и количественным составом киностудий за последний год не изменилась. В настоящее время в России действует семь основных производственных комплексов, размещенных на территории более 100 га, в которых действуют более 50 павильонов общей площадью около 30 тыс. кв.м., а также частные павильоны, расположенные, преимущественно, на территориях бывших заводов и фабрик. Однако кризис значительно повлиял на загрузку киностудий, так как сократилось производство фильмов в целом. Помимо полнометражных фильмов, загрузку студий обеспечивали съемки телепроектов, которые также сократились: компании стали тратить меньше денег на рекламу, доходы каналов упали, каналы стали заказывать меньше контента и сократили расходы на его закупку. Вероятно, ситуация несколько улучшится в 2010 году, когда вновь войдет в оборот государственная поддержка кинопоизводства не только на завершение начатых проектов, но и на создание новых.

До сих пор не решен вопрос с государственным и частным участием в судьбе киностудий, который поднимался в прошлом году. Наиболее подготовленным для реализации схемы государственно-частного партнерства рассматривался тогда проект потенциального объединения киностудии «Ленфильм» и RWS (Русские всемирные студии). Однако до настоящего времени эта модель не была реализована ни юридически, ни в производственном плане.

До наступления кризиса в России было заявлено несколько масштабных проектов строительства новых киностудий – «российских голливудов», создаваемых по инициативе частного бизнеса. Судьба этих проектов вызывала сомнение экспертов уже в то время. Еще до сокращения объемов производства была очевидна экономическая нецелесообразность создания такого числа новых объектов. Достаточно было оценить общую доходность киностудий, на которую приходится не более 18-20% всех производственных бюджетов кинофильмов, снимаемых в течение года, и сравнить эту доходность с объемом инвестиций, которые необходимы для строительства и оборудования одной современной киностудии полного цикла.

Притом, что у продюсерских компаний действительно существует потребность в качественных производственных площадях и высококвалифицированном персонале киностудий, объемы кинопроизводства не позволили даже на докризисном подъеме реализовать эти планы. Сейчас, в условиях спада данная тема становится еще менее актуальной, и постепенно приходит понимание, что необходимо модернизировать существующие киностудии, повышая их конкурентоспособность для отечественных кинокомпаний по сравнению с зарубежными площадками.

Если говорить о развитии технологий производства, то необходимо отметить, что стоимость производства фильмов в 3D постепенно падает, и есть прогнозы о том, что в ближайшие годы она снизится настолько, что производство 3D фильмов станет возможным и в России. Отставание от Голливуда по созданию мультфильмов в 3D-графике отечественная кинематография пытается преодолеть до сих пор – на экраны вышла пока только одна анимационная лента в 3D-графике «Приключения Аленушки и Еремы», готовится к прокату в ближайшее время «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Наша Маша и волшебный орех». Оптимизм экспертов по данному вопросу весьма ограничен.

Необходимо отметить, что 3D в 2009 году окончательно перешло тот рубеж, который отделяет простой аттракцион от искусства. Как когда-то кино появилось как форма аттракциона и люди приходили смотреть на бессюжетный, но чрезвычайно впечатляющий ролик с прибывающим поездом, и только потом перешло в форму искусства, для которого важны как форма, так и содержание, так и 3D, которое вошло в обиход как аттракцион-демонстрация морских чудовищ или космических приключений, теперь постепенно выходит на содержательно и художественно иной уровень.