logo
Аналитический доклад

Пиратство

Пиратство можно рассматривать как один из нелегальных видов дистрибуции фильмов.

В 2009 году пиратство в России приобрело практически катастрофический масштаб. На слуху у всей кинематографической общественности были случаи с фильмом «Люди Х: начало», появившимся во всемирной паутине задолго до релиза, с фильмом «Каникулы строгого режима», размещенного на торрентах за день до премьеры, и фильмом «Книга мастеров», появившимся в отличном качестве за неделю до проката.

Меры по борьбе с пиратством в аудио-визуальной сфере напоминают затыкание дыр на тонущем корабле с огромной пробоиной. Если смотреть на ситуацию шире, то становится совершенно очевидным, что современный технологический уровень развития высоких технологий не соответствует сложившейся, в том числе и экономической, системе взаимоотношений между производителями, распространителями и потребителями. В советский период согласно К. Марксу про эту ситуацию сказали бы, что производственные отношения отстают от развития производственных сил, что неминуемо приведет к смене формации и созданию адекватных производственным силам социальных и экономических отношений.

C пиратством стало практически бесполезно бороться закрыванием сайтов и устранением отдельных торговых точек с нелицензионными DVD. Объекты, охраняемые авторским правом, становятся достоянием общественности, несмотря на все попытки пресечь данный процесс: закрытые ссылки обновляются, пиратские торговые точки появляются в 100 метрах от закрытой точки и т.д.

Необходимо перейти к новой системе общественных и товарно-денежных отношений, которая позволила бы получать доход от просмотра фильмов и прослушивания музыки вне зависимости от того, каким образом распространена информация. Конкретное выражение такой системы пока не придумано, но вектор борьбы с пиратством должен быть направлен не на карательные меры в отношении распространителей и потребителей нелегального контента, а на создание принципиально новой системы его распространения, в которой бы возврат средств не был бы связан со способом просмотра и использования интеллектуальной собственности и объектов авторского права.

Экспертам пока не ясно, как эта система должна выглядеть – то ли стоимость контента, находящегося в Интернете, должна быть внесена в стоимость доступа к нему, и далее должна быть выработана система перераспределения средств в пользу авторов контента, то ли в экономике в целом произойдут какие-либо глобальные изменения, позволяющие регулировать и этот аспект в том числе – сейчас предсказать невозможно.

А пока такая система не придумана, необходимо максимально снижать негативные последствия, которые ощущает на себе киноотрасль от действий пиратов. Так как если вообще отказаться от мер по борьбе с пиратством, то процесс приобретет неконтролируемый характер и партия будет заведомо проиграна.

Возможны различные меры. Например, экспертами предлагается разработать законопроект, обязывающий интернет-провайдеров устанавливать программное обеспечение, отслеживающее скачивание нелегального контента, и принимать меры в отношении тех пользователей, которые скачивают пиратские фильмы и иные объекты, охраняемые авторским правом. В том числе, обязать провайдеров отключать пользователей от сети Интернет, или же установить программное обеспечение (оно уже разработано), которое распознавало бы скачивание нелегального контента и значительно замедляло бы скорость этого скачивания.

Другое предложение, внесенное на рассмотрение Правительства РФ рядом депутатов Госдумы РФ, заключалось в том, чтоб ввести отчисления от чистых компакт-дисков в пользу Союза кинематографистов РФ. Данные отчисления предполагается направлять на развитие отечественного кинематографа и, в частности, на поддержку кинопроизводства.

При разработке решений по борьбе с пиратством необходимо учитывать социальные предпосылки, психологические особенности и мотивы пиратства у киноаудитории России, так и объективные факторы, влияющие на принятие решения зрителем в пользу просмотра фильма на пиратской копии. Обратим внимание на некоторые из них.

Исторически для России характерен низкий уровень уважения к вопросам частной собственности, а в отношении интеллектуальной собственности наблюдается полный нигилизм. Мало кто в зрительской аудитории задумывается, что если скачать хороший отечественный фильм из Интернета и не пойти в кинотеатр, особенно в условиях кризиса, то ждать хорошего отечественного кино в будущем не стоит. На уровне бытового сознания скачивание фильма не воспринимается зрителями как воровство, так как объект остается целым, он не переходит в личное пользование, как в случае с материальными ценностями. Когда смотришь пиратскую копию фильма, ты не начинаешь ей «владеть и распоряжаться».

Интернет-пиратство выглядит еще менее уязвимым по сравнению с DVD-пиратством, потому что у него нет явного выгодоприобретателя, того, кто получал бы прибыль. По некоторым представлениям, интернет-пират – это Робин Гуд 21 века, который ничего не берет себе и все раздает народу. При этом, благодаря тому, что сферу кино часто освещают в СМИ в фокусе гламура, достатка и благополучия, архетипический образ Робин Гуда воспроизводится в полной мере: раздача средств бедным дополняется мыслью о том, что грабят именно богатых. Все как в легенде. Как известно, образ Робин Гуда всегда был популярен в народе, и потому бороться с ним еще сложнее.

Две указанных выше проблемы с пиратством в России говорят о том, что просто запретительных мер не хватит. Необходимо изменять отношение общества к пиратству, сформировать у зрительской аудитории устойчивую ассоциативную связь между использованием пиратской копии и возможностью смотреть новые фильмы в будущем. Как первый, самый очевидный и простой шаг – необходимо создать социальную рекламу против пиратства.

Еще одной особенностью ситуации с пиратством, которая значима преимущественно в отношении отечественного кино, является то, что люди не уверены в качестве фильмов и скачивают их в Интернете, чтобы не тратить деньги на билет в кинотеатр на фильм, который потенциально может их разочаровать в очередной раз. При этом есть категория зрителей, в целом небольшая, которая знакомится с пиратской версией в Интернете, и если фильм им кажется интересным, то идет смотреть его в кинотеатр. Такое поведение нетипично. Доля зрителей, которая поступила таким образом, по результатам исследований составляет не более 3-5% от аудитории второго и последующих уик-эндов в зависимости от фильма.

Для части зрителей стоимость лицензионного диска и похода в кинотеатр является чрезмерной, даже при условии, что кино остается одним из самых дешевых видов досуга. Поход в кинотеатр семьи с одним ребенком в выходной день в Москве обойдется не менее чем в 1 тысячу рублей, в регионах 500-600 рублей.

В отношении авторского кино фактором пиратства является крайне низкая доступность фестивального кино в кинотеатрах. Особенно эта проблема ощущается в региональных городах, где такое кино показывается только в одном кинотеатре города, зачастую в многозальном кинотеатре в торговом центре на окраине. Просмотр фильма, который не относится к мейнстриму, связан с рядом внешних по отношению к кино издержек для зрителей – доехать до далеко расположенного кинотеатра, найти удобный по времени сеанс и т.д. То есть просмотр фестивальных и авторских фильмов в кинотеатре во многом связан с большими потерями времени и организационными сложностями. В этом случае зрители чаще предпочитают посмотреть фильм дома, скачав его из Интернета. Один из авторов данного доклада потратил 1,5 часа в одном из городов-миллионников для того, чтобы доехать до единственного места в городе, где показывали фильм «Пророк».