logo
Аналитический доклад

Кинотеатры

Диаграмма 3. Кинотеатры и кинозалы в России, 2002-2009

Одним из очевидных проявлений кризиса в 2009 году стало снижение темпов строительства новых кинотеатров, а также закрытие ряда кинотеатров, в том числе и крупными сетевыми операторами, из-за низкой рентабельности. По данным компании НеваФильм Research за первое полугодие 2009 года уже закрылось такое же количество залов и кинотеатров, как в среднем за год в период с 2004 по 2008 гг.

Темп роста числа кинотеатров достиг своего минимального значения за период возрождения отечественного кинопоказа в современном формате: количество кинотеатров увеличится к концу года всего на 5%, кинозалов – на 10%.

Диаграмма 4. Прирост кинотеатров и кинозалов РФ, 2002-2009

Зато увеличился темп роста числа цифровых залов. Согласно прогнозам, к концу 2009 года их число достигнет двух сотен. Тем не менее, можно сказать, что количество цифровых залов увеличивается недостаточно быстро по сравнению с потенциальным темпом роста. Осознание необходимости перехода на цифровой показ пришло практически ко всем владельцам кинотеатров, однако не все располагают достаточными инвестиционными средствами для переоборудования кинозалов. Помимо затрат на приобретение сервера и цифрового проектора, кинотеатр несет также расходы на приобретение очков, их чистку и на увеличение персонала. Все эти расходы ложатся на бюджет кинотеатров, а прокатчики, наоборот, экономят на печати копий. Таким образом, происходит неравномерное перераспределение расходов между прокатчиками и кинотеатрами.

Система, которая позволяет ускорить распространение цифрового показа и распределить инвестиционную нагрузку между кинотеатрами и дистрибуторами – VPF – пока не пришла в Россию. Данная бизнес-модель подразумевает, что прокатчик берет на себя часть расходов по установке в кинотеатре цифрового проектора и сервера. Такая модель успешно показала себя на территории США и некоторых стран Европы.

Не угасает идея строительства кинотеатров в малых и средних городах России, хотя общее количество заявленных рынку проектов сократилось, некоторые из них продолжают разрабатываться и находятся гораздо в более перспективном состоянии, чем проекты «российских голливудов». Эти проекты пока не находят своего широкого применения из-за срока окупаемости в 7-10 лет, срока, который уже не сопоставим с периодом окупаемости кинотеатров, открытых в городах-милионниках несколько лет назад. И все чаще от экспертов можно услышать, что необходимо государственное участие в расширении сети кинотеатров. Приведем некоторые аргументы «за» и «против». В поддержку государственного участия в расширении киносети, особенно в малых городах, приводятся следующие аргументы:

  1. Кинопоказ в малых городах является социально-значимым вопросом, так как он, с одной стороны, отчасти решает вопрос организации содержательного досуга населения, с другой стороны, в случае создания национальных кинопроектов, несущих важное для государства и для общества идейно-художественное содержание, государство должно быть заинтересовано, чтобы население страны увидело эти фильмы на широком экране.

  2. Если киносеть значительно расширится, то снизится нагрузка на государство в плане поддержки кинопроизводства, так как большее число кинопроектов сможет выйти на уровень самоокупаемости или прибыльности за счет увеличения потенциальной аудитории. Государственное участие в расширении киносети – лучше один раз дать удочку, чем регулярно выдавать рыбу.

В качестве аргументов «против» приводятся следующие суждения:

  1. Кинотеатры, созданные на средства федерального бюджета, становятся объектами федеральной собственности. Политика государства в управлении госсобственностью, наоборот, направлена на отказ от создания в регионах новых объектов, непосредственно подчиненных федеральному уровню. В лучшем случае это может быть уровень субъектов федерации или муниципальный уровень.

  2. В функции государства не входит управление коммерческими объектами, какими являются кинотеатры.

В отношении взаимодействия органов государственной власти и кинотеатральных сетей также существует проблема в отношении аренды и возможности выкупа муниципальных кинотеатров в собственность. В случае, если в сеть входит кинотеатр, по форме собственности являющийся муниципальным, сеть может испытывать сомнения в целесообразности инвестирования в переоборудование современной дорогостоящей техникой и мебелью объекта, не находящегося в его в собственности.

Компромиссным решением в данной ситуации может стать использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего закрепить права и обязанности сторон на долгосрочную перспективу.