logo search
КДД стр

Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности

Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит °т совершенствования системы методического обеспечения. Сокраще­ние научно-методических центров вызывает затухание процесса позна­ния технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в

213

связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.

Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающи­мися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением кулыурно-досуговой деятельности и ее практическим во­площением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, мало­численности набора форм, используемых на практике, отсутствии госу­дарственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

Систему методического обеспечения культурно-досуговой дея­тельности отличает прежде всего предмет деятельности. Г.М. Бир-женкж, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом мето­дического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педаго­гического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени"1. Связи между объектом и субъектом методиче­ского обеспечения носят особый характер, определяющийся специ­альными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.). Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рас­сматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных

1 Бирженюк ГМ., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культу?" но-просветительной работой.—М., 1989.—С. 22.

214

в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельно­сти, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общест­ва с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного разви­тия различных групп населения.

Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элемен­ты: цели и задачи, определяющие главное направление методическо­го воздействия; объект методического воздействия; содержание ме­тодической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организаци­онно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.

Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как: а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры; б) строение, взаи­мосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района.

Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состоя­ния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельно­сти, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффектив­ному решению проблем, выявлению в практике действенных рыча­гов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конст­руирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; ши-Рокую, систематическую и действенную рекламу наработанных ре­комендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.

215

Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и рас­пространению передового опыта очень низок. Районные дома куль­туры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональ­ных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные про­граммы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.

Как правило, в течение одного месяца в ведущих учреждениях культуры проводится 5—6 массовых и 3—4 групповых культурно-досуговых программ. Для осуществления столь большого объема работы специалисту волей-неволей приходится готовить программы по более простой технологии.

В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос ди­ректоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методи­ческие. Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее иска­жению на практике. В беседах с методистами районных домок куль­туры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций ме­тодического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдель­ной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.

Ниже приведены данные о методах работы, используемых мето­дистами сельских учреждений культуры.

. -'" I

Как видим, первое место отведено беседам с работниками учреж­дений культуры. Личное наблюдение занимает одно из последних мест. Пока специалистам учреждений культуры не представляется возможным посетить семинары, поэтому они изучают деятельность учреждений культуры по отчетам и отзывам участников.

Здесь следует уяснить, что компетентную методическую помощь уч­реждениям культуры можно оказать лишь при условии знания сущест­вующего состава кадров специалистов учреждений культуры и потребно­стей населения в новых формах культурно-досуговой деятельности.

Соотношение видов и форм деятельности методистов РДК пока­зано ниже.

Виды и формы деятельности

Изучение, обобщение и внедрение опыта работы учреждений

культуры

Регулярное информирование работников о новом в культурно-досуговой деятельности

Самостоятельная разработка новых форм и методов культурно-досуговой деятельности'в конкретных условиях

Непосредственное внедрение методических разработок в практику учреждений культуры

Обучение сельских работников культуры основам мастерства, расширение их кругозора

использование и внедрение исследований в культурно-досуговой Деятельности

Изучение запросов и интересов различных групп населения В том числе: опросы

анкетирование

„беседы

217

Из приведенных данных видно, что исследовательская деятель­ность у методистов районных домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключи­тельным этапом методической деятельности, а с другой — ее источ­ником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.

Итогом исследовательского типа деятельности являются предме­ты-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследо­вательский тип деятельности пронизывает весь процесс методиче­ской деятельности и выполняет информационную функцию. В свою очередь информацией для методической деятельности являются объ­ективные данные о материально-бытовом, социально-демографи­ческом, культурном состоянии района; пожелания вышестоящих органов культуры и администрации района, области.

Одним из носителей информации являются наглядные средства, расположенные в методическом кабинете районного дома культуры, поэтому оформление несет двойную нагрузку. С одной стороны, методический кабинет представляет для специалистов учреждения культуры образец для выборе той или иной формы наглядного оформления продукции, а с другой — является источником инфор­мации о новом в культурно-досуговой деятельности. Самую высокую оценку наглядные средства получили за конкретность и доступность. Однако эти качества не всегда сочетаются с актуальностью и насы­щенностью информацией, тем более что свыше 10% сельских работ­ников культуры считают недостаточную информативность о новых формах практики отрицательным фактором в деятельности методи­ческих кабинетов районных домов культуры.

Изучение деятельности методических кабинетов районных домов культуры показывает, что в каждом из них в среднем сценарии раз­личных форм культурно-досуговой деятельности занимают первое место, методические указания и разработки — второе, а ские пособия отсутствуют вообще.

218

Наблюдается также неравномерность насыщения методическими разработками и сценариями по различным формам культурно-досуговой деятельности. Основная их доля приходится на праздники и обряды. В связи с этим необходимо разработать паспорт каждого района, где должны содержаться сведения о природно-клима­тических, демографических особенностях, обеспеченности его шко­лами, больницами, культурно-бытовыми, культурно-просветитель­ными и физкультурно-оздоровительными учреждениями. Без этого сегодня: трудно правильно развернуть дело.

Информационное обеспечение методического кабинета, кроме указанных средств и методической продукции, включает карту-схему и картотеку. Карта-схема наглядно показывает обеспечение культурным обслуживанием всех населенных пунктов района, т.е. работу всех дейст­вующих учреждений культуры в нем. Картотека дает представление о наличии и размещении коллективов художественной самодеятельности, народных коллективов, дипломантов смотров и конкурсов.

Работникам культуры трудно ориентироваться в потоке книжной методической продукции. Особое значение в настоящее время при­обретают рационализация и унификация документов, проблема их хранения и использования, т. е. проблема создания информационной системы, включающей данные о состоянии, сохранении и развитии культурно-досугового процесса в районе, области, стране: об учреж­дениях культуры; составе кадров; состоянии материально-техни­ческого обеспечения; реальной и потенциальной аудитории, о ре­зультатах внедрения методических рекомендаций. Система картотек — это и есть система информационного обеспечения методической деятельности районного дома культуры, имеющая материальное воплощение.

Методическая информация — не только исходный момент в про­цессе деятельности, но и важнейший компонент в технологии куль­турно-досуговой деятельности.

Поскольку всякая система представляет собой не только фор­мальные, но и неформальные отношения между субъектом и объек­том, то здесь на первый план выдвигаются индивидуальные особен­ности, которые могут оказывать заметное влияние на эффективность труда. Качество и эффективность методической деятельности во многом зависят то творчества субъекта, его активности, изобретательности и

219

находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и эмоционального воздействия. Однако активность и оригинальность опираются на глубокие профессиональные знания. Поэтому методист должен в совершенстве знать проблемы культурно-досуговой дея­тельности, тенденции развития практики, замечать ростки нового, передового, обобщать опыт, передавать его другим, уметь обращать-ся с техническими средствами культурно-досуговой деятельности, иметь навыки оформления наглядной агитации, быть хорошим пси­хологом, организатором, проявлять инициативу во внедрении всего нового, что накоплено теорией и практикой.

Методическая деятельность всех уровней методического воздей­ствия строится на обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности передовом опыте. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Меж­ду субъектом и объектом существует целая система взаимодействий через различные формы и средства. Субъект методической деятель­ности получает информацию о социальных задачах культурно-досуговой деятельности, используя имеющийся опыт.

Под опытом культурно-досуговой деятельности следует понимать совокупность практически усвоенных работниками культуры знаний, умений, навыков, способных достичь положительных результатов. Еще А.И. Герцен отмечал, что "опыт есть хронологически первое в деле знания, но он имеет свои пределы, далее которых он или сбива­ется с дороги, или переходит в умозрение"1. Опыт можно приобрести экспериментальным путем в специально созданных условиях с це­лью проверки научных знаний.

Передовой опыт в культурно-досуговой деятельности предполага­ет освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать технологический процесс в учрежде­нии культуры. Передовой опыт следует рассматривать и во времени. Он может быть кратковременным, способствующим комплексной пер­спективной реализации задач, стоящих перед учреждениями культуры. Массовый опыт отражает достигнутый уровень развития практи­ки учреждений культуры. На примерах работы отстающих учрежде­ний культуры можно точнее выявить факторы, тормозящие их функ­ционирование. Изучение передового опыта и анализ причин

1 Герцен АЛ. Письма об изучении природы. Собр. соч. в 4 т., Т. 2. — М., 1989. — С. 32.

220

механизма торможения позволяет объективно оценить деятельность .«реждений культуры, проанализировать причины низкой эффектив­ности работы некоторых из них.

Целесообразно выделить основные этапы изучения передового опыта: определение цели и задач изучения, выбор актуальной темы; гявление носителей передового опыта; изучение, сбор фактического материала. Методы: непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.); подробное опи­сание опыта, анализ, обобщение, выводы; типичные, характерные черты изучаемого опыта, его сущность и значение; проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения; выработка методических рекомендаций для распространения и вне­дрения изученного передового опыта.

Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опы­та — значит оценить его с позиций практических задач, определить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, ^рошюра, книга, диссертация.

Видный психолог С.Л. Рубинштейн выделил два вида обобщения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономер­ные связи1. Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучаемого явления, отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходит выявление нового опыта, сопоставление конкретно изучаемого опыта с массовым.

Практически в каждом районе накоплен определенный опыт по всем направлениям культурно-досуговой деятельности, распростра­нение которого должно быть основной обязанностью методической службы, так как обучение на лучших образцах культурно-досуговой Деятельности становится закономерным способом движения вперед, этом смысле методический кабинет может стать местом концен­трации передового опыта работы учреждений культуры района. Обя­занность методистов не только самим изучать его, но и широко про-агандировать среди работников учреждений культуры.

См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957. — С. 15.

221

В передовом опыте должны найти отражение цель, задачи, ос„ новные этапы изучения опыта, вопросы, способствующие более под. ному раскрытию темы. В процессе изучения клубного опыта нужно использовать основные методы: анализ документальных источников устные формы, непосредственное наблюдение за фактами и собьь тиями в деятельности учреждений культуры.

Одним из этапов изучения опыта является его квалифицирован, ное описание. Необходимо, чтобы в описании указывшюсь место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам культуры, слушателям семинаров использовать этот опыт в своей деятельности, ориентиро-вали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе вы-является, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения культуры, коллектива самодеятельности, с какими трудностями при-шлось столкнуться, как они были преодолены.

Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глу­бокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ — это тща­тельный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель ана­лиза— раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внедряться.

Обобщение передового опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, методов; научная достоверность и обоснованность выводов и обобщений, т.е. отражение достижений методики и практики культурно-досу-говой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способст­вуют развитию организации и методики культурно-досуговой дея­тельности; использование передового опыта, т.е. конкретный показ путей его широкого распространения и внедрения в практику учреж­дений культуры.

Внедрение передового опыта требует сложной • организаторской деятельности, которая складывается из многих элементов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методи­ческое пособие. Следует организовать практическое обучение работ' никое учреждении культуры, причем нужно, чтобы они овладевал^ не только общей методикой решения той или другой конкретно"

222

задачи, но и методической техникой. Естественно, что результатив­ность этого обучения, с одной стороны, зависит от квалификации, стажа методиста, с другой — от уровня профессиональной подготов­ки работника культуры. Культурно-досуговая деятельность нередко сравнивается со школой практических навыков и умений. Проходя эту школу, каждое новое поколение специалистов усваивает заново все те истины и весь тот опыт, которые получены их предшественниками.

Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновременного коллективного восприятия происходящего, что уве­личивает силу эмоционального воздействия. В технологии культур­но-досуговой деятельности творческий потенщюл направлен на кон­кретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной дея­тельности субъектов и объектов.

При ответе на вопрос: "Откуда вы берете материалы для подго­товки программ?" работники культуры, как правило, говорят, что отдают предпочтение готовым сценариям.

На вопрос: "Что, по вашему мнению, является самым трудным при подготовке и проведении культурно-досуговых, программ тре­бующих сценарно-режиссерского решения?" 68,3% респондентов ответили: "Найти актуальную проблему",

На вопрос: "Что лучше: самому написать сценарий или "достать" готовый?" 73% ответили: "Лучше достать готовый". На вопрос "Може­те ли вы самостоятельно решить сценарно-режиссерскую проблему?" 86,3% ответили: "Да", хотя оказалось, что только 21,6% способны это сделать.

В деятельности учреждений культуры часто бывает так, что при­чиной неудачного заимствования опыта является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобрета­ют различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консультации, руко­водство процессом внедрения.

Усвоить опыт — значит сделать его органической составной ча­стью своей работы, неотъемлемым элементом творческой деятельно-^ Готовит к восприятию нового опыта наглядный его показ, рас-ггие его сущности на научно-практических конференциях,

223

семинарах, практикумах, консультациях, в школах передового опы­та, творческих лабораториях и т.д.

При внедрении в практику наиболее интересных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески-перерабатывали, дополняли, развивали, обогащали местными мате­риалами с учетом особенностей аудитории и имеющегося опыта.

Необходимо знать, с каким конкретно населением работают уч­реждения культуры того или иного района (социальный и демогра­фический состав, образовательный уровень, интересы и культурные запросы различных возрастных групп). Однако передовой опыт ста­новится школой для молодых начинающих работников культуры, руководителей-общественников не всегда. Если эффективные прие­мы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учрежде­ний культуры будут вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт будет малопоучите­лен, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом.

А пока, как показывает анализ, основные запросы в помощи сво­дятся глазным образом к проведению показательных программ (41,3%), составлению плана работы (30,4%), повышению квалифи­кации (30,1%), созданию советов (10,4%). Следовательно, районный дом культуры, как непосредственный субъект методического воздей­ствия, неспособен решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой деятельно­сти. На практике помогают решить их базовые или опорные учреж­дения культуры. Выбор базового учреждения культуры диктуется наличием различных видов предметной деятельности, его матери­ально-техническим состоянием, профессионализмом кадров, геогра­фическим положением и транспортным сообщением. Базовые учре­ждения культуры являются учебно-методическими центрами, своеобразными лабораториями, где работники культуры приобрета­ют навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руководства культурно-досутовой деятельностью.

Из всего многообразия форм методического обеспечения для уч­реждений культуры самыми распространенными являются материа­лы, разработанные методистами районного дома культуры, достоин­ство которых оценивается клубными работниками прежде всего за их актуальность, информационность и возможность применения на

224

* практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликви­дировать путем равномерного создания материалов по всем направ­лениям деятельности учреждения культуры. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов — на этапе разработки, на котором определяется целевая направлен­ность моделируемой программы.

Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого — создание модели будущей программы. Однако этому аспекту деятельности специалистов учреждений культуры не уделяется должного внима­ния. Проведение семинаров клубных, библиотечных работников, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования—-систематичности и последовательности в,цразвитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодолены другими формами обучения, такими, как универси­теты культуры, школы передового опыта, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных трудностей.

Актуальным становится и вопрос о создании методических служб в культурно-спортивных комплексах. Необходимость оптимизации методического обеспечения деятельности учреждений культуры про­диктована изменением функций, характером взаимоотношений объекта и субъекта, организаторской и методической видов деятельности.

Методическая деятельность осуществляется определенной ка­тегорией специалистов. Она направлена на совершенствование куль­турно-досуговой деятельности, определение актуальных путей, овладение формами, средствами, методами вовлечения в не всех слоев населения.

Особое внимание необходимо уделить характеру организационно-методической деятельности, ее научной основе, включающей прове­дение глубокого анализа состояния и тенденций развития форм, ме­тодов и средств в конкретном учреждении, регионе, содействие вне­дрению результатов научных исследований в практику отдельного учреждения культуры. .Такой подход к осуществлению методическо­го обеспечения в условиях региона пока отсутствует.

Учет данных факторов в технологии культурно-досуговой дея­тельности позволяет, с одной стороны, решать насущные методиче­ские проблемы развития, совершенствования ее форм, методов, вы­разительных средств воздействия на человека, с другой — обогатить

15 Зак. 339 225

содержание организаторской деятельности районных домов культу­ры, модифицировать их цели и задачи в зависимости от региональ­ных особенностей.

В современных условиях развитие системы научно-методического руководства кулыурно-досуговой деятельностью предполагает более четкое функциональное разграничение методического воздействия разных уровней автономно действующих учреждений культуры.

Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методи­ческом обеспечении технологии культурно-досуговой деятельно­сти— это первоначальный этап постоянного стимулирования со­вершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.

Вопросы для самопроверки

  1. Каково значение методического обеспечения культурно-досуговой деятельности?

  2. Какова деятельность районного дома культуры по методическому обеспечению культурно-досуговой деятельности?

  3. Что такое передовой опыт?

  4. Как внедрять передовой опыт?

Список литературы

Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культурно-просветительной работой. —М., 1989.

Бузене Л.В. Методическое руководство клубами. — Л., 1977.

Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом. — Л,, 1982.

Владимиров Е.А. Сельский культурный комплекс. —М., 1982.

Гугушвили Н.И. Помочь, подсказать, научить: О методической работе. — М., 1972.

Гугушвили Н. И. Сущность, функции, структура организационно-мето­дической деятельности районного Дома культуры (Актуальные вопросы клубной работы). — М., 1987.