Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит °т совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в
213
связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.
Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением кулыурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.
Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает прежде всего предмет деятельности. Г.М. Бир-женкж, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени"1. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.). Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.
Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных
1 Бирженюк ГМ., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культу?" но-просветительной работой.—М., 1989.—С. 22.
214
в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.
Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элементы: цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия; объект методического воздействия; содержание методической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.
Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как: а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры; б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района.
Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; ши-Рокую, систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.
215
Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.
Как правило, в течение одного месяца в ведущих учреждениях культуры проводится 5—6 массовых и 3—4 групповых культурно-досуговых программ. Для осуществления столь большого объема работы специалисту волей-неволей приходится готовить программы по более простой технологии.
В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос директоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методические. Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. В беседах с методистами районных домок культуры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.
Ниже приведены данные о методах работы, используемых методистами сельских учреждений культуры.
. -'" I
Как видим, первое место отведено беседам с работниками учреждений культуры. Личное наблюдение занимает одно из последних мест. Пока специалистам учреждений культуры не представляется возможным посетить семинары, поэтому они изучают деятельность учреждений культуры по отчетам и отзывам участников.
Здесь следует уяснить, что компетентную методическую помощь учреждениям культуры можно оказать лишь при условии знания существующего состава кадров специалистов учреждений культуры и потребностей населения в новых формах культурно-досуговой деятельности.
Соотношение видов и форм деятельности методистов РДК показано ниже.
Виды и формы деятельности
Изучение, обобщение и внедрение опыта работы учреждений
культуры
Регулярное информирование работников о новом в культурно-досуговой деятельности
Самостоятельная разработка новых форм и методов культурно-досуговой деятельности'в конкретных условиях
Непосредственное внедрение методических разработок в практику учреждений культуры
Обучение сельских работников культуры основам мастерства, расширение их кругозора
использование и внедрение исследований в культурно-досуговой Деятельности
Изучение запросов и интересов различных групп населения В том числе: опросы
анкетирование
„беседы
217
Из приведенных данных видно, что исследовательская деятельность у методистов районных домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключительным этапом методической деятельности, а с другой — ее источником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.
Итогом исследовательского типа деятельности являются предметы-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследовательский тип деятельности пронизывает весь процесс методической деятельности и выполняет информационную функцию. В свою очередь информацией для методической деятельности являются объективные данные о материально-бытовом, социально-демографическом, культурном состоянии района; пожелания вышестоящих органов культуры и администрации района, области.
Одним из носителей информации являются наглядные средства, расположенные в методическом кабинете районного дома культуры, поэтому оформление несет двойную нагрузку. С одной стороны, методический кабинет представляет для специалистов учреждения культуры образец для выборе той или иной формы наглядного оформления продукции, а с другой — является источником информации о новом в культурно-досуговой деятельности. Самую высокую оценку наглядные средства получили за конкретность и доступность. Однако эти качества не всегда сочетаются с актуальностью и насыщенностью информацией, тем более что свыше 10% сельских работников культуры считают недостаточную информативность о новых формах практики отрицательным фактором в деятельности методических кабинетов районных домов культуры.
Изучение деятельности методических кабинетов районных домов культуры показывает, что в каждом из них в среднем сценарии различных форм культурно-досуговой деятельности занимают первое место, методические указания и разработки — второе, а ские пособия отсутствуют вообще.
218
Наблюдается также неравномерность насыщения методическими разработками и сценариями по различным формам культурно-досуговой деятельности. Основная их доля приходится на праздники и обряды. В связи с этим необходимо разработать паспорт каждого района, где должны содержаться сведения о природно-климатических, демографических особенностях, обеспеченности его школами, больницами, культурно-бытовыми, культурно-просветительными и физкультурно-оздоровительными учреждениями. Без этого сегодня: трудно правильно развернуть дело.
Информационное обеспечение методического кабинета, кроме указанных средств и методической продукции, включает карту-схему и картотеку. Карта-схема наглядно показывает обеспечение культурным обслуживанием всех населенных пунктов района, т.е. работу всех действующих учреждений культуры в нем. Картотека дает представление о наличии и размещении коллективов художественной самодеятельности, народных коллективов, дипломантов смотров и конкурсов.
Работникам культуры трудно ориентироваться в потоке книжной методической продукции. Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, проблема их хранения и использования, т. е. проблема создания информационной системы, включающей данные о состоянии, сохранении и развитии культурно-досугового процесса в районе, области, стране: об учреждениях культуры; составе кадров; состоянии материально-технического обеспечения; реальной и потенциальной аудитории, о результатах внедрения методических рекомендаций. Система картотек — это и есть система информационного обеспечения методической деятельности районного дома культуры, имеющая материальное воплощение.
Методическая информация — не только исходный момент в процессе деятельности, но и важнейший компонент в технологии культурно-досуговой деятельности.
Поскольку всякая система представляет собой не только формальные, но и неформальные отношения между субъектом и объектом, то здесь на первый план выдвигаются индивидуальные особенности, которые могут оказывать заметное влияние на эффективность труда. Качество и эффективность методической деятельности во многом зависят то творчества субъекта, его активности, изобретательности и
219
находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и эмоционального воздействия. Однако активность и оригинальность опираются на глубокие профессиональные знания. Поэтому методист должен в совершенстве знать проблемы культурно-досуговой деятельности, тенденции развития практики, замечать ростки нового, передового, обобщать опыт, передавать его другим, уметь обращать-ся с техническими средствами культурно-досуговой деятельности, иметь навыки оформления наглядной агитации, быть хорошим психологом, организатором, проявлять инициативу во внедрении всего нового, что накоплено теорией и практикой.
Методическая деятельность всех уровней методического воздействия строится на обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности передовом опыте. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Между субъектом и объектом существует целая система взаимодействий через различные формы и средства. Субъект методической деятельности получает информацию о социальных задачах культурно-досуговой деятельности, используя имеющийся опыт.
Под опытом культурно-досуговой деятельности следует понимать совокупность практически усвоенных работниками культуры знаний, умений, навыков, способных достичь положительных результатов. Еще А.И. Герцен отмечал, что "опыт есть хронологически первое в деле знания, но он имеет свои пределы, далее которых он или сбивается с дороги, или переходит в умозрение"1. Опыт можно приобрести экспериментальным путем в специально созданных условиях с целью проверки научных знаний.
Передовой опыт в культурно-досуговой деятельности предполагает освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать технологический процесс в учреждении культуры. Передовой опыт следует рассматривать и во времени. Он может быть кратковременным, способствующим комплексной перспективной реализации задач, стоящих перед учреждениями культуры. Массовый опыт отражает достигнутый уровень развития практики учреждений культуры. На примерах работы отстающих учреждений культуры можно точнее выявить факторы, тормозящие их функционирование. Изучение передового опыта и анализ причин
1 Герцен АЛ. Письма об изучении природы. Собр. соч. в 4 т., Т. 2. — М., 1989. — С. 32.
220
механизма торможения позволяет объективно оценить деятельность .«реждений культуры, проанализировать причины низкой эффективности работы некоторых из них.
Целесообразно выделить основные этапы изучения передового опыта: определение цели и задач изучения, выбор актуальной темы; гявление носителей передового опыта; изучение, сбор фактического материала. Методы: непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.); подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы; типичные, характерные черты изучаемого опыта, его сущность и значение; проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения; выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.
Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опыта — значит оценить его с позиций практических задач, определить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, ^рошюра, книга, диссертация.
Видный психолог С.Л. Рубинштейн выделил два вида обобщения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономерные связи1. Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучаемого явления, отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходит выявление нового опыта, сопоставление конкретно изучаемого опыта с массовым.
Практически в каждом районе накоплен определенный опыт по всем направлениям культурно-досуговой деятельности, распространение которого должно быть основной обязанностью методической службы, так как обучение на лучших образцах культурно-досуговой Деятельности становится закономерным способом движения вперед, этом смысле методический кабинет может стать местом концентрации передового опыта работы учреждений культуры района. Обязанность методистов не только самим изучать его, но и широко про-агандировать среди работников учреждений культуры.
См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957. — С. 15.
221
В передовом опыте должны найти отражение цель, задачи, ос„ новные этапы изучения опыта, вопросы, способствующие более под. ному раскрытию темы. В процессе изучения клубного опыта нужно использовать основные методы: анализ документальных источников устные формы, непосредственное наблюдение за фактами и собьь тиями в деятельности учреждений культуры.
Одним из этапов изучения опыта является его квалифицирован, ное описание. Необходимо, чтобы в описании указывшюсь место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам культуры, слушателям семинаров использовать этот опыт в своей деятельности, ориентиро-вали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе вы-является, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения культуры, коллектива самодеятельности, с какими трудностями при-шлось столкнуться, как они были преодолены.
Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глубокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ — это тщательный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель анализа— раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внедряться.
Обобщение передового опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, методов; научная достоверность и обоснованность выводов и обобщений, т.е. отражение достижений методики и практики культурно-досу-говой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способствуют развитию организации и методики культурно-досуговой деятельности; использование передового опыта, т.е. конкретный показ путей его широкого распространения и внедрения в практику учреждений культуры.
Внедрение передового опыта требует сложной • организаторской деятельности, которая складывается из многих элементов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методическое пособие. Следует организовать практическое обучение работ' никое учреждении культуры, причем нужно, чтобы они овладевал^ не только общей методикой решения той или другой конкретно"
222
задачи, но и методической техникой. Естественно, что результативность этого обучения, с одной стороны, зависит от квалификации, стажа методиста, с другой — от уровня профессиональной подготовки работника культуры. Культурно-досуговая деятельность нередко сравнивается со школой практических навыков и умений. Проходя эту школу, каждое новое поколение специалистов усваивает заново все те истины и весь тот опыт, которые получены их предшественниками.
Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновременного коллективного восприятия происходящего, что увеличивает силу эмоционального воздействия. В технологии культурно-досуговой деятельности творческий потенщюл направлен на конкретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной деятельности субъектов и объектов.
При ответе на вопрос: "Откуда вы берете материалы для подготовки программ?" работники культуры, как правило, говорят, что отдают предпочтение готовым сценариям.
На вопрос: "Что, по вашему мнению, является самым трудным при подготовке и проведении культурно-досуговых, программ требующих сценарно-режиссерского решения?" 68,3% респондентов ответили: "Найти актуальную проблему",
На вопрос: "Что лучше: самому написать сценарий или "достать" готовый?" 73% ответили: "Лучше достать готовый". На вопрос "Можете ли вы самостоятельно решить сценарно-режиссерскую проблему?" 86,3% ответили: "Да", хотя оказалось, что только 21,6% способны это сделать.
В деятельности учреждений культуры часто бывает так, что причиной неудачного заимствования опыта является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобретают различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консультации, руководство процессом внедрения.
Усвоить опыт — значит сделать его органической составной частью своей работы, неотъемлемым элементом творческой деятельно-^ Готовит к восприятию нового опыта наглядный его показ, рас-ггие его сущности на научно-практических конференциях,
223
семинарах, практикумах, консультациях, в школах передового опыта, творческих лабораториях и т.д.
При внедрении в практику наиболее интересных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески-перерабатывали, дополняли, развивали, обогащали местными материалами с учетом особенностей аудитории и имеющегося опыта.
Необходимо знать, с каким конкретно населением работают учреждения культуры того или иного района (социальный и демографический состав, образовательный уровень, интересы и культурные запросы различных возрастных групп). Однако передовой опыт становится школой для молодых начинающих работников культуры, руководителей-общественников не всегда. Если эффективные приемы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учреждений культуры будут вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт будет малопоучителен, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом.
А пока, как показывает анализ, основные запросы в помощи сводятся глазным образом к проведению показательных программ (41,3%), составлению плана работы (30,4%), повышению квалификации (30,1%), созданию советов (10,4%). Следовательно, районный дом культуры, как непосредственный субъект методического воздействия, неспособен решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой деятельности. На практике помогают решить их базовые или опорные учреждения культуры. Выбор базового учреждения культуры диктуется наличием различных видов предметной деятельности, его материально-техническим состоянием, профессионализмом кадров, географическим положением и транспортным сообщением. Базовые учреждения культуры являются учебно-методическими центрами, своеобразными лабораториями, где работники культуры приобретают навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руководства культурно-досутовой деятельностью.
Из всего многообразия форм методического обеспечения для учреждений культуры самыми распространенными являются материалы, разработанные методистами районного дома культуры, достоинство которых оценивается клубными работниками прежде всего за их актуальность, информационность и возможность применения на
224
* практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликвидировать путем равномерного создания материалов по всем направлениям деятельности учреждения культуры. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов — на этапе разработки, на котором определяется целевая направленность моделируемой программы.
Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого — создание модели будущей программы. Однако этому аспекту деятельности специалистов учреждений культуры не уделяется должного внимания. Проведение семинаров клубных, библиотечных работников, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования—-систематичности и последовательности в,цразвитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодолены другими формами обучения, такими, как университеты культуры, школы передового опыта, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных трудностей.
Актуальным становится и вопрос о создании методических служб в культурно-спортивных комплексах. Необходимость оптимизации методического обеспечения деятельности учреждений культуры продиктована изменением функций, характером взаимоотношений объекта и субъекта, организаторской и методической видов деятельности.
Методическая деятельность осуществляется определенной категорией специалистов. Она направлена на совершенствование культурно-досуговой деятельности, определение актуальных путей, овладение формами, средствами, методами вовлечения в не всех слоев населения.
Особое внимание необходимо уделить характеру организационно-методической деятельности, ее научной основе, включающей проведение глубокого анализа состояния и тенденций развития форм, методов и средств в конкретном учреждении, регионе, содействие внедрению результатов научных исследований в практику отдельного учреждения культуры. .Такой подход к осуществлению методического обеспечения в условиях региона пока отсутствует.
Учет данных факторов в технологии культурно-досуговой деятельности позволяет, с одной стороны, решать насущные методические проблемы развития, совершенствования ее форм, методов, выразительных средств воздействия на человека, с другой — обогатить
15 Зак. 339 225
содержание организаторской деятельности районных домов культуры, модифицировать их цели и задачи в зависимости от региональных особенностей.
В современных условиях развитие системы научно-методического руководства кулыурно-досуговой деятельностью предполагает более четкое функциональное разграничение методического воздействия разных уровней автономно действующих учреждений культуры.
Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении технологии культурно-досуговой деятельности— это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.
Вопросы для самопроверки
Каково значение методического обеспечения культурно-досуговой деятельности?
Какова деятельность районного дома культуры по методическому обеспечению культурно-досуговой деятельности?
Что такое передовой опыт?
Как внедрять передовой опыт?
Список литературы
Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методическое руководство культурно-просветительной работой. —М., 1989.
Бузене Л.В. Методическое руководство клубами. — Л., 1977.
Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом. — Л,, 1982.
Владимиров Е.А. Сельский культурный комплекс. —М., 1982.
Гугушвили Н.И. Помочь, подсказать, научить: О методической работе. — М., 1972.
Гугушвили Н. И. Сущность, функции, структура организационно-методической деятельности районного Дома культуры (Актуальные вопросы клубной работы). — М., 1987.
- Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию
- 30 До 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов.
- Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности
- Раздел V
- Глава 14. Социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности
- Глава 16. Механизм восприятия в технологии
- Глава 17, влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности
- Заключение