33. Культура Просвещения. Художественная культура 18 века.
XVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека:
- веря в возможность рационально изменять его к лучшему
- безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал прежде всего драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Агафокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкелъмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности. Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественного сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс. Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, что оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху ( классицизм).Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с XVI в. - до 30-х годов XIX в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.Классицизм 18-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости..Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ, sentimental -чувствительный, франц. sentiment – чувство) – художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллера, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж Руссо «Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве М. Муравьева, Н. Карамзина, И. Дмитриева, В. Капниста, Н. Львова, молодого В. Жуковского.
- 1. Предмет и задачи культороглогии. Место культороглогии в системе социо-гуманитарных знаний.
- 2. Многозначность понятия культуры. Основные определения культуры.
- 3. Представления о культуре в современной философии (античность, средневековье, возрождение)
- 4. Представления о культуре в 17-19вв.
- 5. Современная культорологическая концепция: психоаналитическое направление в культурологи.
- 6. Современная культурологическая концепция: социологический, подход к исследовании культурологи.
- 7. Циклические концепции истории культуры.
- 8. Символическая школа в культурологии
- 9. Структура культуры. Характеристика материальной и духовный.
- 10. Понятия культурной ценности. Культурное.
- 11. Основные функции культуры.
- 12. Динамика культурологи. Виды и характеристики.
- 13. Культурные традиции и инновации.
- 14. Типология культуры: основные подходы.
- 15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
- 17. Историческая типология культуры.
- 18. Межкультурная коммуникация. Аккультурация.
- 20. Становление материальной культуры первобытного общества.
- 21. Духовная культура первобытного общества
- 22. Основные черты культуры древних цивилизаций.
- 24. Античная культура :основные формы и этапы развития.
- 25. Мировые достижения античной культуры.
- 26. Особенности европейской средневековой культуры.
- 27. Христианство средневековья.
- 28. Особенности художественной культуры средневековья.
- 29. Социо - культурные истоки Ренессанса. Отношение к античнойи средневековой культуре.
- 30. Основные черты культуры эпохи Возрождения.
- 31. Особенности культуры эпохи Возрождения
- 32. Основные черты культуры 17 века.
- 33. Культура Просвещения. Художественная культура 18 века.
- 34. Романтизм и реализм в культуре 19 века.
- 36. Особенности модернизма нач. 20 века.
- 37. Проблемы и противоречия культуры 20 века (1-ая половина).
- 38. Культура современного общества. ,Искусства постмодернизма.
- 39. Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.
- 35. Культура 2-ой половины 19 века.