logo
культорология шпоры

15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.

Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков[6]. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы. Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями.

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

В современном мире различными субкультурами выступают: -         подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность; -         криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды; -         религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

Этимология понятия  контркультуры подсказывает нам, что мы имеем дело с  неким противопоставлением культуре. А поскольку культура — это определенная традиция, то контркультура есть противодействие культурной  традиции. В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: ·        во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре; ·        и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов»

Контркультура требует от общества большей свободы для самореализации личности, полного высвобождения подсознательных сил и влечений из-под социального контроля, обновления всех человеческих связей и контактов и т. п.  Таким образом, выражается  социальный протест против заорганизованности общества. Соответствующими стали и предполагаемые средства достижения поставленных целей «освобождения» — и употребление наркотиков, и религиозный экстаз, и неформальные связи между людьми, объединенными в небольшие группы - альтернативные коммуны. МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА   (фр. marginal — побочный, на полях, и лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,- развитие) — пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и целый ряд факторов, как перманентно действующих в XX в., так и впервые возникающих в культурной картине мира: 1) урбанизм с его разнообразием культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии; 2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне; 3) изменяющийся способ производства — переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.

16. Элитарная и массовая культура.

Элитарная и массовая культура. В зависимости от уровня развития культуры выделяют две её формы — элитарную и массовую. Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества. Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создаётся привилегированной частью общества (элитой) либо по её заказу профессиональными творцами. Культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живёт для народа, а аристократия — возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность. Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры — вот отличительные черты культурной элиты. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её сред необразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.

Элитарная культура находится в своеобразной оппозиции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.

Массовая культура — это культура, ориентированная на массовое каждодневное потребление.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представитель — человек без чётко выраженной индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. Распространение массовой культуры неизбежно приводит к снижению уровня культуры в целом, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры. С помощью средств массовой коммуникации и информации у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать сознанием миллионов людей. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной — продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального слоя. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, выходят из моды. При этом чем более примитивны и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатываются или даже разрушаются моральные устои. Основными способами осуществления современной массовой культуры являются: средства массовой информации; массовые политические движения; реклама; мода; индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, туризм, фитнес, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. д.); индустрия досуга, включающая в себя художественную культуру (приключенческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.). В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества.