logo
культорология шпоры

18. Межкультурная коммуникация. Аккультурация.

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наука как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Это понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

АКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс приобретения одним народом тех или иных норм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

19. Проблема культурогенеза, основные теории. Существует три основные теории: 1) Марксистско-Ленинская. Культура создается в результате общественно полезной деятельности людей, которые преобразуют мир в соответствии со своими потребностями и интересами. 2) Игровая теория (Шиллер, Гессе). Культура возникает из игры, развивается, как игра, и сущность культуры – это игровая сущность. Игра существовала до человека, но только человеческая игра создает культуру. Что же объединяет культуру и игру? - особый порядок игры, который создается ее правилами; - изолированность игры, ее временное и пространственное ограничение; - объединяющая функция – игра создает временный коллектив, подчиняющийся правилам игры; - особая психологическая атмосфера, таинственность игры; - состязательность. В современной культуре происходит утрата игрового начала, что является кризисом культуры. 3) Натуралистическая теория. Фрейд обосновывает биологическую обусловленность культуры. Он рассматривает психику человека, как сложное, многоярусное явление. Фрейд выделяет три яруса: - Супер Эго – культурно-социальные влияния на человека, результат социализации. - Эго – реальное, практическое осознание человека, реализация. - Ид – биологическая, сексуальная сфера жизни, либидо.

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): В рамках орудийно—трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Символическая концепция (по Э. Кассире— ру) объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров – символов, обеспечивших приспособление человека к миру.

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем – тема от—деленности человека от Бога.

Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.

В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.