8. Символическая школа в культурологии
Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.
Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.
Символический подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и М. Фуко. Главной задачей культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики.
В работе «Структурная антропология» Леви-Стросс обосновывает, что бессознательная часть психики содержит скрытый механизм знаковых систем, поскольку на сознательном уровне человек манипулирует знаками (символами), строя из них тексты и речь, основываясь на коллективно, стихийно вырабатываемых правилах. Бессознательное творчество человека лежит в основе культуры в целом и ее структурных элементов (права, морали, религии).
По мнению Леви-Стросса, общее свойство мышления всех народов заключается в жажде объективного познания окружающего мира, стремлении упорядочить его предметы и явления.
Одним из важнейших элементов теории Леви-Стросса является толкование мифов как содержания коллективного сознания. По его мнению, в мифах можно найти объяснение как прошлого и настоящего, так и будущего.
Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. В известных трудах Э. Кассирера, З. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др. внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), неинструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности. В частности, в своем труде «Философия символических форм» Кассирер высказывает мнение о том, что символические формы автономны и самодостаточны, эти формы создают многообразие культуры.
Таким образом, по мнению Кассирера, культура – это многообразие символических форм, связанных и упорядоченных в соответствии со своими функциональными ролями в систему уровней, каждый из которых не сводим друг к другу и существует независимо от других.
- 1. Предмет и задачи культороглогии. Место культороглогии в системе социо-гуманитарных знаний.
- 2. Многозначность понятия культуры. Основные определения культуры.
- 3. Представления о культуре в современной философии (античность, средневековье, возрождение)
- 4. Представления о культуре в 17-19вв.
- 5. Современная культорологическая концепция: психоаналитическое направление в культурологи.
- 6. Современная культурологическая концепция: социологический, подход к исследовании культурологи.
- 7. Циклические концепции истории культуры.
- 8. Символическая школа в культурологии
- 9. Структура культуры. Характеристика материальной и духовный.
- 10. Понятия культурной ценности. Культурное.
- 11. Основные функции культуры.
- 12. Динамика культурологи. Виды и характеристики.
- 13. Культурные традиции и инновации.
- 14. Типология культуры: основные подходы.
- 15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
- 17. Историческая типология культуры.
- 18. Межкультурная коммуникация. Аккультурация.
- 20. Становление материальной культуры первобытного общества.
- 21. Духовная культура первобытного общества
- 22. Основные черты культуры древних цивилизаций.
- 24. Античная культура :основные формы и этапы развития.
- 25. Мировые достижения античной культуры.
- 26. Особенности европейской средневековой культуры.
- 27. Христианство средневековья.
- 28. Особенности художественной культуры средневековья.
- 29. Социо - культурные истоки Ренессанса. Отношение к античнойи средневековой культуре.
- 30. Основные черты культуры эпохи Возрождения.
- 31. Особенности культуры эпохи Возрождения
- 32. Основные черты культуры 17 века.
- 33. Культура Просвещения. Художественная культура 18 века.
- 34. Романтизм и реализм в культуре 19 века.
- 36. Особенности модернизма нач. 20 века.
- 37. Проблемы и противоречия культуры 20 века (1-ая половина).
- 38. Культура современного общества. ,Искусства постмодернизма.
- 39. Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.
- 35. Культура 2-ой половины 19 века.