5. Современная культорологическая концепция: психоаналитическое направление в культурологи.
Главная черта психоаналитического направления – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Культура представляется как элемент приспособления человека к окружающей среде.
Основоположником психоанализа – научного направления, стремящегося применить психологические знания для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом – был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939). Перенося психоанализ на область этнографии, истории, религии Фрейд рассматривает культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран».
По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ» (Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. - М., 1990. С.95). Кроме того, культура понимается им как своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей и инстинктов.
Движущая сила человечества – стихийные влечения, среди них основным является инстинкт продления рода, половой инстинкт, - который Фрейд обозначил термином «либидо». Либидо – главная направляющая сила человеческого поведения. При этом энергия инстинктов, влечений находит выход не только в непосредственном действии, например, в половом акте, но и в других действиях, например, в творчестве, политической деятельности, спортивной борьбе. Эта трансформация психической энергии называется сублимацией (от лат. sublimo – возвышаю).
Психическим процессом, противоположным сублимации, является так называемое вытеснение – защитная реакция психики – активное забывание, удаление из сферы сознания неприемлемых для «Я» влечений и импульсов в подсознание. Именно вытеснение находит свое выражение в воспитанности и сдержанности. Вытеснение может оказаться причиной психических расстройств человека. Об этом Фрейд рассуждает в работе «Недовольство культурой», где он предостерегает от ее переизбытка в виде разного рода ограничений, условностей и запретов. Такого рода формы антисоциального поведения, как алкоголизм, наркомания фрейдисты считают инстинктивной реакцией людей, прежде всего молодежи, на чрезмерное психологическое давление современной цивилизации.
Идеи Фрейда получили развитие в аналитической психологии Юнга. Карл Густав Юнг (1875–1961), критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо»» трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах – изначальных представлениях о мире, лежащих в основе психики каждого человека и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Именно архетипы обусловливают повторение мотивов сказок мифов, нравов и обычаев, тем и образов мировой культуры.
Для теории культуры большое значение имели и другие идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу проанализировать различия между цивилизациями Запада и Востока.
- 1. Предмет и задачи культороглогии. Место культороглогии в системе социо-гуманитарных знаний.
- 2. Многозначность понятия культуры. Основные определения культуры.
- 3. Представления о культуре в современной философии (античность, средневековье, возрождение)
- 4. Представления о культуре в 17-19вв.
- 5. Современная культорологическая концепция: психоаналитическое направление в культурологи.
- 6. Современная культурологическая концепция: социологический, подход к исследовании культурологи.
- 7. Циклические концепции истории культуры.
- 8. Символическая школа в культурологии
- 9. Структура культуры. Характеристика материальной и духовный.
- 10. Понятия культурной ценности. Культурное.
- 11. Основные функции культуры.
- 12. Динамика культурологи. Виды и характеристики.
- 13. Культурные традиции и инновации.
- 14. Типология культуры: основные подходы.
- 15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
- 17. Историческая типология культуры.
- 18. Межкультурная коммуникация. Аккультурация.
- 20. Становление материальной культуры первобытного общества.
- 21. Духовная культура первобытного общества
- 22. Основные черты культуры древних цивилизаций.
- 24. Античная культура :основные формы и этапы развития.
- 25. Мировые достижения античной культуры.
- 26. Особенности европейской средневековой культуры.
- 27. Христианство средневековья.
- 28. Особенности художественной культуры средневековья.
- 29. Социо - культурные истоки Ренессанса. Отношение к античнойи средневековой культуре.
- 30. Основные черты культуры эпохи Возрождения.
- 31. Особенности культуры эпохи Возрождения
- 32. Основные черты культуры 17 века.
- 33. Культура Просвещения. Художественная культура 18 века.
- 34. Романтизм и реализм в культуре 19 века.
- 36. Особенности модернизма нач. 20 века.
- 37. Проблемы и противоречия культуры 20 века (1-ая половина).
- 38. Культура современного общества. ,Искусства постмодернизма.
- 39. Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.
- 35. Культура 2-ой половины 19 века.