logo search
культурология (лекции)

Особенности культуры хх века Типология культуры хх века

ХХ век существенно изменяет типологическую картину мировой культуры. В ней, как и раньше, присутствуют 3 основных типа культуры (первобытный, традиционный и рациональный) и 2 переходных (первобытно - традиционный и традиционно-рациональный), но соотношение их меняется в пользу рационального. Черты первобытной культуры можно проследить у некоторых народов Амазонии, Океании и других, ведущих племенной образ жизни. Число носителей первобытно - традиционной и чисто традиционной культуры также сравнительно невелико. Это - часть народов Азии, Африки и др. Культура большинства стран является переходной от традиционной (характерной для аграрного общества) к рациональной (характерной для индустриального общества) с преобладанием черт той или другой в разных государствах.

Основы рациональной культуры начали складываться в ХV-ХVI вв. с развитием капитализма в Западной Европе. В ХVIII-ХIХ вв. рациональная культура расширяет свой ареал, проникая во все новые страны. В это время она приобретает свои классические черты: рационализм (наука теснит религию на уровне идеологии, а “здравый смысл”, рационализм, расчет - заменяют традиции на уровне обыденного сознания), гуманизм (личность становится субъектом и целью культуры) и ориентация на безграничный прогресс. Поэтому ее иногда называют классической или классической европейской культурой.

В ХХ в. рациональная культура становится господствующей, т.е. наиболее влиятельной и сильной в техническом отношении. В то же время она во многом утрачивает или существенно изменяет свои базовые характеристики (гуманизм и др.) и приобретает новые, становясь “неклассической” современной модернистской культурой.

К концу ХХ в. предел прогресса, вероятно, достигнут: развитие науки вызывает глобальные проблемы, и даже ставит человечество на грань самоуничтожения. Глобальный кризис цивилизации означает и кризис современной рациональной культуры. Выход из него многие обществоведы усматривают в переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основы которого начали складываться во второй половине ХХ в. в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах.

Прогнозируемая будущая культура информационного общества, сегодня часто называемая постнеклассической, постсовременной или постмодернистской выработает новые ценности и приобретет свои собственные черты, часть из которых просматривается уже сегодня: динамизм, глобальность и др. В то же время для нее будут характерны некоторые черты рациональной культуры (технологичность, научность и др.) и даже традиционной (коллективизм, уважение к природе и др.). Последнее связано с тем, что в будущем, как и в традиционном обществе, одной из главных задач человечества станет выживание.

Таким образом, для ХХ века характерно не только превращение рациональной культуры в ведущую и изменение ее характера, но и появление двух новых типов культуры: переходного от рационального к информационному (например, в США) и переходного от традиционно-рационального к информационному (например, в Японии). С учетом локально-цивилизационного подхода, реальных живых типов культуры окажется больше. И в дальнейшем их число вряд ли существенно сократится. Хотя культуру информационного общества иногда называют глобальной, она в ближайшем будущем не поглотит национальные культуры. Вероятнее всего, общечеловеческие глобальные ценности станут составной частью культуры отдельных цивилизаций.

А теперь остановимся подробнее на характеристике современной рациональной культуры. Прежде всего обращает на себя внимание то, что это массовая культура. Такой она начала становиться с 1870 г., когда в Англии был принят закон о всеобщей грамотности. После II мировой войны, особенно в 60-70 гг., в ряде стран обязательным становится среднее образование. Однако появление феномена массовой культуры связано не только, и, возможно, не столько с образованием, сколько с развитием средств массовой информации (СМИ). В отличие от другой печатной продукции, газеты уже в ХIХ в. ориентировались не на мнение автора, а на запросы читателей, часто достаточно примитивные.

Изобретение в 1895 г. кино дало возможность тиражировать информацию в “живых картинках”, не требующих для восприятия даже элементарной грамотности. Систему массовой культуры вскоре дополнили легкая музыка, “мода для всех”, реклама, шоу-бизнес и другие формы. Несмотря на свой демократизм, массовая культура несет в себе очень неоднозначные последствия для цивилизации. В индустриальном массовом обществе духовное производство, как и материальное, подчинено законам рынка: необходимо производить товар конвейерным, серийным способом, а чтобы продать его как можно больше - формировать самые простые и невзыскательные вкусы потребителей. Неслучайно “мыльные оперы”, боевики и прочие произведения массового искусства эксплуатируют темы секса, насилия (или сильной личности), мелодрамы, т.е. то, что понятно широкому кругу зрителей или чего им не хватает в обыденной жизни.

Обращение массовой культуры не к мировоззрению, а обыденному сознанию “среднего” человека, нередко и к подсознательным инстинктам, превращает индивида из творческой личности, субъекта культуры, в объект “обработки” и бездушного потребителя. Но не всегда пассивного: вспомним систему пропаганды Геббельса. Тем самым в ХХ в. постепенно гуманизм, характерный для рационального типа культуры существенно вытесняется массовостью, а рационализм - инстинктивностью, стандартом мысли и поведения.

В массовом обществе несколько меняется статус интеллигенции, особенно творческой. Художник становится лишь посредником между публикой и владельцами СМИ и шоу-бизнеса. Реакцией на такую ситуацию является усиление элитарной культуры, выразившееся, прежде всего, в модернистском искусстве. Вопрос о роли интеллектуальной элиты (интеллигенции), ее влиянии на массы, экономическую и политическую элиты очень важен не только для развития духовной жизни, но и в целом для будущего цивилизации.