29, Технологии нейтрализации слухов.
|
Сплетни и слухи: бороться или использовать? |
С плетни и слухи — вездесущи. Они пытаются проникнуть в самые потаенные уголки наших мыслей, чувств и извлечь информацию, тщательно оберегаемую от посторонних ушей и глаз. Они не считаются ни со статусом человека, ни с его личными заслугами. Они неуловимы и бестелесны. Именно поэтому слухи и сплетни создают зону, потенциально опасную для психологического равновесия личности. Можно ли овладеть этой информационной стихией, чтобы уберечь себя от ее влияния? Специалисты утверждают, что ею можно даже управлять… Считается, что хоть иногда желание посудачить посещает каждого человека. Кто-то таким образом собирает недостающую информацию, кто-то ищет потенциальных союзников, кто-то самоутверждается, кто-то развлекается. По мнению психологов, к распространению сплетен и слухов более склонны люди тревожные, беспокойные, не очень уверенные в себе. Если же говорить о рабочей среде, то любителями поучаствовать в различных пересудах чаще всего становятся новички — для них это своеобразный способ адаптации к незнакомой обстановке. Обмен слухами позволяет получить информацию о новом коллективе и одновременно приобщиться к его неформальной жизни, почувствовать себя своими. Самая распространенная причина возникновения сплетен и слухов — непродуманная система занятости персонала. Если людям скучно, неинтересно или просто нечего делать, активизируется желание обменяться мнениями, а параллельно «перемыть косточки» коллегам. Благодатной почвой для возникновения разного рода слухов и кривотолков является недостаточность информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре компании или эффективности работы предприятия. Вывод, который напрашивается сам собой, — человеческую страсть к пересудам искоренить невозможно, а значит, необходимо не только научиться сосуществовать с подобным явлением, но и использовать его себе во благо. Главное — понимание сути Прежде чем говорить о практическом использовании того или иного феномена, необходимо разобраться в его сути. Что же представляют собой слухи и сплетни? Слух — это информация, которая чаще всего передается по «сарафанному радио» для восполнения недостающих сведений, касающихся различных сфер жизни. Отличительная особенность слуха — отсутствие четкого источника информации и низкая доказательность (или вообще бездоказательность). Слухи в принципе полезны для человека — они позволяют ориентироваться в определенных ситуациях. Ведь основной психологической подоплекой возникновения слухов является врожденная тревожность человека. Все, что непонятно, необъяснимо, непрогнозируемо, человек скорее воспримет как потенциальную опасность. И избавиться от тревожности можно только одним способом — получить хоть какую-то информацию по интересующему вопросу. Слухи как бы заполняют этот информационный вакуум. Сплетни же чаще касаются персональных характеристик, частной жизни, личностных предпочтений людей или внутренних проблем организации. Недостаток информации об этих аспектах жизни не обязательно таит в себе опасность. Наоборот, носителем опасности являются сами сплетни: как правило, они имеют негативный или осуждающий характер. Как защититься от сплетен Теперь, когда мы знаем, что сплетни и слухи — не одно и то же, давайте подумаем, как можно предотвратить разрушительное действие первых и умело управлять вторыми. Оскар Уайлд считал, что хуже сплетен о вас может быть только их отсутствие. Как правило, объектами злословия сослуживцев становятся самые красивые женщины и самые успешные мужчины. Вы причисляете себя к таковым? Тогда будьте готовы, что вас не минует чаша сия. Привести себя в боевую готовность помогут следующие рекомендации.
Если вы все же очень стремитесь оказаться вне сплетен и пересудов — специальная рекомендация для вас.
Алгоритмы распространения слухов Как уже упоминалось, спонтанно слухи возникают в обстановке информационного вакуума. Туманная или непоследовательная политика руководства; ожидание перестроек, катаклизмов, перемен; непонимание действующих в организации принципов мотивации персонала — все это является весьма благодатной почвой для рождения личных догадок и персональных теорий. И затормозить этот процесс сможет прозрачная информационная политика, принятая руководством организации. Однако нельзя списывать со счетов некоторые положительные стороны владения неофициальной информацией. Коллекционируя слухи, можно получить весьма полезные сведения о положении дел в отрасли, расстановке сил на рынке, о работе конкурентов и т. д., а также составить довольно точную картину собственных слабых мест (это может касаться как организации в целом, так и конкретной личности). Слухи могут не только рождаться спонтанно, но и создаваться специально. При помощи слухов можно производить своеобразные социологические исследования. Например, распространив информацию о каких-либо значимых изменениях в жизни компании, проанализировать отношение сотрудников к планируемым новшествам. Это даст возможность вовремя подкорректировать планы «перестройки» и подготовить почву для более лояльного восприятия перемен сотрудниками организации. С помощью слухов порой создаются мифы о компании: ее заботливом отношении к работникам, прогрессивной позиции, уникальности сотрудников, деловых качествах руководителей. Различные истории и небылицы постепенно становятся частью организационной культуры, своеобразной корпоративной легендой. Как видите, при взвешенном подходе, не лишенном здорового скептицизма и развитого чувства юмора, слухи из опасного врага могут превратиться в вашего помощника и союзника. Стратегия целенаправленного влияния Для того чтобы слух распространялся, необходимо, чтобы кто-то кому-то его передавал. Если увиденное и услышанное передается спонтанно, мы обычно не задумываемся ни об особом представлении информации, ни о произведенном эффекте. Иное дело — целенаправленное влияние. В этом случае для достижения желаемой цели хорошо бы все делать «по науке». А наука в лице американских психологов Эллиота Аронсона и Энтони Пратканиса предлагает следующие шаги. Шаг первый. Необходимо взять ситуацию под свой контроль и обеспечить благоприятный климат для распространения запланированного слуха. Для этого лучше всего упомянуть, что о сообщаемом факте, якобы, всем известно. Шаг второй. Отправителю (создателю) слуха необходимо вызвать доверие собеседника к «источнику информации», то есть к себе. Чуть ниже мы раскроем секреты создания образа, внушающего доверие. Шаг третий. Самый ответственный момент — непосредственная передача необходимой информации. Передавать ее необходимо так, чтобы сфокусировать внимание слушателя именно на тех подробностях, которые нужны «первоисточнику». Шаг четвертый. Не менее ответственный момент — контроль над эмоциональным состоянием собеседника. Вызвав определенную эмоцию собеседника — удивление, возмущение, раздражение — надо незаметно направить ее в выгодное для «отправителя послания» русло. На самом деле эта стратегия стара как мир — в свое время ее описывал еще Аристотель… Кому мы склонны доверять? Существуют разные технологии создания образа, вызывающего доверие. Здесь учитывается все — манера одеваться, говорить, двигаться и даже дышать. Этот вопрос вполне может послужить темой отдельной публикации. Сейчас же коснемся только нескольких аспектов распространения слухов. Если убедить собеседника, что передача какой-либо неофициальной информации не несет ее распространителю никакой прямой выгоды и, более того, может нанести ему определенный ущерб — доверие к такому источнику резко возрастает. Поэтому прежде чем предпринимать какие-либо действия, спровоцированные слухами, подумайте, а кому подобные сведения могут быть на руку. И особенно внимательно отнеситесь к непосредственному распространителю слухов. Наибольшего доверия может заслужить «источник», которому удалось создать иллюзию, что он не пытается влиять на адресата информации. Именно на этой особенности человеческой психики сыграть проще всего: несложно поверить случайно услышанному разговору, доносящемуся из-за неплотно закрытых дверей. А то, что эти двери предварительно заботливо приоткрыли, да и говорить стараются громче, чтобы случайно слушающий ничего не упустил, — об этом редко кто задумывается. Рекомендация проста: обдумайте и проанализируйте и информацию, и обстоятельства ее получения. Человек с удовольствием поверит в то, во что он хочет верить. Нейтрализация нежелательных слухов Специалисты в области массовой информации и пропаганды владеют различными технологиями нейтрализации нежелательных слухов и превращения их в слухи желательные. Дадим общее представление о некоторых из них. Кража грома. Если вы предполагаете, что распространение определенной информации о вас (о вашей компании) может нанести ущерб, а вероятность утечки этой информации весьма велика — лучше самостоятельно обнародовать компрометирующие факты в удобное для вас время и в наиболее подходящей интерпретации. Признание, прозвучавшее из ваших уст, не так губительно, как разоблачение, исходящее от вашего противника. Вам могут простить ошибку, но никогда не простят то, что вы пытались ее скрыть. Прививка. Для сохранения репутации в случае угрозы распространения нежелательных слухов можно также запустить небольшой «слушок» в нужном вам направлении, чтобы появилась возможность продемонстрировать несостоятельность и откровенную глупость компрометирующей информации. Появление слухов, распространяемых недоброжелателями, после такой «прививки» будет встречено с определенной долей скептицизма: и что же этим недоброжелателям неймется?! Проверка компетентности. Очень часто нам пытаются подсунуть недостоверную информацию, ссылаясь на авторитет специалиста (эксперта). Несколько несложных вопросов, заданных себе самому или поставщику информации, помогут снизить риск обмана.
Привычка задавать «неудобные» вопросы сослужит вам добрую службу. Краткие итоги занятия
|
- ,Вопросы к экзамену по курсу
- 16,Коммуникации в организациях.
- 1.2 Виды коммуникаций
- 1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
- 17,Работа с основными группами общественности. . Связи с общественностью (publik relations) и его значение для маркетинговой деятельности предприятия
- 1.1 История возникновения, сравнительный анализ работы по связям с общественностью (pr) в сша и в России
- 18 Пр и отношения со средствами массовой информации
- 19, Общие правила отношений со сми. Общие правила отношений с сми
- 20,Пр и работа с прессой. Работа с прессой
- Форматы мероприятий для прессы
- Обратимся к организаторам.
- 21,Пр и работа с радио и телевидением.
- 22,Интернет в пр.
- 23,Пр и отношения с потребителями.
- 24,Общественное мнение как структурный элемент пр.
- 25 Общественное мнение: его исследование и формирование.
- 2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением
- 3. Понятия «субъект общественного мнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»
- 26, Технологии создания имиджа. Технологии создания имиджа
- 27 Имидж: понятие, принципы, этапы создания, типы имиджа. Понятие и структура имиджа. Технология создания имиджа.
- 29, Технологии нейтрализации слухов.
- 30 Правовые основы пр.