logo search
Социальная педагогика 1-20

Типы и функции воспитания

Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленно го взращивания и развития членов общества и удов летворения ими ряда потребностей в процессе вос питания;

2) подготовка необходимого для функционировани и устойчивого развития общества «человеческого ка питала», способного и готового к горизонтальной и вер тикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизн посредством трансляции культуры, способствова ние ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действи и отношений членов общества и относительной гар монизации интересов половозрастных, социально профессиональных и этн оконфессиональных груп (что является предпосылками и условиями внутрен ней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция члено общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социаль ной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей ного, религиозного, социального, коррекционного и дис социального воспитания – составных частей воспита ния как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феноме сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становит ся доминантным в семейном воспитании. Параллель но в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер.

Принципы:

  1. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб». Принцип природосообразности (XVII в., Ян Амос Коменский). Воспитание, обучение, социализация должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка, сообразно полу и возрасту; Данный принцип требует изучения задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии и реализации.

  2. Принцип культуросообразности (XIX в., Фридрих Дистервег). Согласно этому принципу процесс воспитания и социализации ребенка должен строится на основе духовной, интеллектуальной, экономической, политической, нравственной, эстетической, сексуальной и другой культуры данного общества, с учетом национальных традиций, обычаев и региональных особенностей.

  3. Принцип гуманистической направленности социального воспитания (XVII в., Я.А. Коменский, Ж-Ж Руссо, Л.Н.Толстой). Данный принцип требует от педагога строить свои отношения с ребенком на основе сотрудничества, сотворчества, содружества, сопереживания (принцип «4-со»). Задача педагога – помочь ребенку быть самим собой, убедиться в своей уникальности, помочь в самоопределении, в самосовершенствовании. Гуманистическая направленность социального воспитания требует от педагога создавать условия для личностного роста ребенка.

  4. Принцип социальной ответственности общества за социальное становление его членов. Данный принцип требует создания условий для развития как социально перспективного контингента, так и для детей физически ослабленных, с отклонениями в поведении, детей-сирот, инвалидов (социально незащищенного и социально неблагополучные). Данный принцип требует от нас рассматривать отклоняющееся поведение детей и подростков, как следствие отсутствия адекватного учета средой особенностей индивидуальности ребенка. Там где отсутствует понимание средой индивидуальности ребенка, возможна девиация.